Самосуд не спасет

Санкт-Петербургский университет
спецвыпуск (3651), 10 ноября 2003 года
 

Самосуд не спасет

В одном из поселков Карелии свершился самосуд: отец подростка, ставшего наркоманом, убил наркодилера. На этот шаг его толкнуло отчаяние – нигде он не мог найти управу на наглеца, в открытую распространявшего наркотики. Еще одна трагедия произошла в крупном городе республики: школьник не смог вовремя вернуть долг за взятые на продажу наркотики и повесился.

По мнению специалистов, ситуация в районах и городах Карелии катастрофическая: за 1999 год количество подростков, состоящих на учете и под наблюдением в республиканском наркодиспансере, увеличилось на 11,2 процента. Но это – менее 10 процентов от действительного числа наркоманов. Изъято более 15 килограммов наркотиков, в том числе полкилограмма героина, а это более 20 тысяч доз!

Год с небольшим назад принята республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999–2000 годы». На первый год она предусматривала выделение 1,6 миллиона рублей.

– С той стороны работают миллионы долларов, а мы пытаемся противостоять миллионом рублей, – невесело констатирует секретарь республиканской Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и их незаконному обороту Эдвин Алатало. – Правда, прежде и этого не было...

По мнению Эдвина Алатало, одна из основных проблем – информационный вакуум: дети не подозревают об истинном вреде наркотиков; педагоги не знают, как донести информацию; родители же порой просто не понимают, что творится с любимым чадом. Есть такая печальная цифра: на обследование в диспансер всего 20 процентов были доставлены родителями.

Но есть и уникальный опыт.

Школа-комплекс № 45 скоро отметит 10-летие. Ее бессменный директор – Светлана Станиславовна Артемьева. В школе учатся 1100 детей, и это далеко не самые благополучные дети.

– Чтобы узнать ситуацию, мы ежегодно проводим тестирование детей с 7-го по 11-й класс, – рассказывает Светлана Станиславовна. – На наркотики отводим не менее трех уроков в год. Для учителей в школе ежегодно устраивают семинары, на которые стали приходить и из других учебных заведений.

Последнее анкетирование выявило тревожную тенденцию: увеличивается количество предложений попробовать наркотик. Бывает, дают даже малышам – в ярких бумажках, под видом лакомств.

Мы строим образ жизни, а не реализуем программу борьбы с наркотиками, – говорит она. – Ребенок не должен знать, что такое депрессия. Его голова, руки должны быть заняты.

Назову две цифры: 9,9 и 0,9. Это процент опрошенных школьников, которые повторно употребляли наркотик. Первая цифра характеризует ситуацию в целом в школах Петрозаводска и Кондопоги, вторая – в школе № 45. Как говорится, комментарии излишни.  

Наталья Мешкова, 
г. Петрозаводск



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 
© ECAD Россиия 2000-2003