Ключевые проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью

30.04.2022

Доклад министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на всероссийской конференции ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

24 октября 2003 года Первая Всероссийская конференция посвящена ключевым проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. К психоактивным веществам, воздействующим на социальное, личностное, психическое и физическое здоровье детей и молодежи, следует относить и никотин, и алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, и собственно наркотики, без существенного различия между так называемыми легкими и тяжелыми наркотиками. Для нас — представителей гуманных специальностей — это должно быть принципиально важно, потому что, ни один ребенок не должен воспринимать социальный мир, в который он входит, через призму измененного любыми психоактивными веществами сознания. Настоящая конференция должна подвести итог того важного поворота, который был совершен три года тому назад, и ответить на вопрос о правильности выбранного направления. В начале 2000 года мы приняли на себя важное не только в государственном, но и общегуманном масштабе обязательство, что первичная антинаркотическая профилактическая работа является прерогативой той социальной системы, которая ближе всего находится к ребенку, к его семье, двору, ближайшему окружению. Такой средой, несомненно, является школа, поэтому так правомерны и обоснованны были усилия Министерства образования РФ, направленные на то, чтобы признать Минобразования России ведущим ведомством, отвечающим за первичную профилактику злоупотребления несовершеннолетними психоактивными веществами. В настоящее время первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской Федерации, и это наша исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности. Организационной, теоретической и методической основой данного положения является Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619 и одобренная Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Протокол от 22.05.2000 г.). Первый итог, подтверждающий правильность выбранного направления, заключается в том, что сегодня Концепция положительно воспринята не только в образовательной среде, но и другими социальными структурами, привлеченными к обеспечению первичной профилактики региональные органы исполнительной власти, органы социальной защиты и правовой поддержки, правоохранительные органы, что является залогом оптимального системного подхода к решению проблем профилактики.

Концепция Минобразования России сыграла существенную роль в организации комплексной оценки наркологических проблем не только на федеральном уровне, но и на всех региональных уровнях, так как позволила в одном методическом ключе разработать целевые региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. Особенность осуществленного нами поворота к проблеме наркотиков заключается в том, что мы отказались от ведомственного разделения ответственности и обязанностей, взяли на себя, как специалисты самой гуманной специальности – учитель, – груз организации того социокультурального процесса в регионе, который может и уже реально останавливает вал наркотизации, который обрушился на российское общество.

Сегодня мы говорим, что организация антинаркотической профилактической деятельности на местах это организация нового социокультурального пространства, которое предполагает вовлечение в профилактику как социальный процесс всех здоровых интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов. Мы рассматриваем антинаркотическую профилактическую деятельность социальным процессом тогда, когда она опирается на идеи социального партнерства, когда она базируется на принципах и методах взаимодействия специалистов различных социальных практик. Это означает, прежде всего, новую управленческую, организационную культуру, которая не может разрешаться методами администрирования, так как должна соответствовать идеям оптимального взаимодействия государственных и общественных усилий, направленных на решение одной цели. Следовательно, только административными усилиями Управлений образованием на местах при всей правильности социального заказа задача остановки наркотизации в детской среде будущем нашей страны не может быть в принципе решена. Проведем анализ необходимых условий, которые обеспечивают организацию антинаркотической профилактической деятельности в регионе как работу по формированию нового социокультурального пространства.

Деятельное и позитивное решение проблем первичной антинаркотической профилактики не может быть реализовано и обеспечено без грамотно организованного мониторинга наркогенной ситуации на уровнях образовательного учреждения, муниципалитета, региона и федерации. На уровне образовательного учреждения школы, лицея, вуза локальная оценка наркогенной ситуации в учреждении должна приводить к своеобразному общественному Договору всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, преподавательского корпуса) о неприятии наркотиков, о внутреннем Уставе, который исключает их из социального пространства этого учреждения это то, что озвучивается как Школа без наркотиков, как Пространство (Учреждение), свободное от курения. На уровне муниципалитета, где переплетаются интересы и ценности конкретных граждан, отдельной семьи, школы и муниципальных государственных, общественных организаций; на уровне, где сталкиваются пути ребенка и мелкого наркопродавца, ценности здорового образа жизни без наркотиков и ценности пронаркотической субкультуры, проводимые через двор, через улицу, через досуг детей оценка наркогенной ситуации должна приводить к организации взаимодействия всех социальных практик в целях противодействия распространяемому злу. На этом звене антинаркотической профилактики мы до настоящего времени проигрываем, и проигрываем потому, что для нас более удобным является организованное и структурированное пространство школы, вуза, учреждений дополнительного образования. На региональном уровне, где формируются зональные программы профилактики, где реализуются основы и методы межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в антинаркотической работе, выявляется адекватность социальному запросу региона того социокультурального процесса, с которым связано формирование антинаркотической работы отдельных учреждений, различных специалистов, обычных граждан и служителей религии, озабоченных наркогенной ситуацией в своем регионе. Особенно важна мониторинговая оценка этого уровня, потому что она является результирующей составляющей всех предшествующих усилий, определяет правильность выбранных приоритетов и конкретных мер, является своеобразным лакмусом, который проявляет организационные просчеты.

На федеральном уровне определяется правильность выбранной стратегии, эффективность антинаркотической государственной политики, правовое поле реализации первичной антинаркотической профилактики, и мониторинг на этом уровне выверяет стратегические цели.

Мониторинг, построенный таким образом, делает и для специалиста, и для обычных граждан осмысленными показатели медицинской, социально-профилактической статистики. Наркогенная ситуация получает свое лицо и выражение на уровне семьи, школы, района, области, России, и социально-медицинская информация становится инструментом действенного отношения, а не иллюстрацией катастрофичности наркотизации в целом. К сожалению, именно общими катастрофическими иллюстрациями грешат многие специалисты при информационно-популистском подходе к антинаркотической профилактике, когда каждый доклад, статья начинаются с удручающих цифр статистики без динамического анализа, без привязки к ситуации, к региону, к учреждению. В этом случае материалы оказываются проявлением панической слабости или элементом устрашения, а не ориентиром в антинаркотической работе. Начиная с 2002 года Минобразования России осуществляет мониторинг наркоситуации во всех субъектах Российской Федерации именно в таком ракурсе. Координирует реализацию мониторинга постоянно действующая межведомственная рабочая группа по разработке показателей, подлежащих исследованию в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Региональные Управления образованием повсеместно оказывают помощь и содействие в обеспечении российского мониторинга.

Качественный и количественный анализ ключевых проблем наркогенной ситуации стал необходимым инструментом на местах, для того чтобы сверять ориентиры региональной и федеральной антинаркотической профилактики. Следующее ключевое и принципиальное положение, вытекающее из Концепции, заключается в тезисе: антинаркотическая профилактика является планируемой и прогнозируемой, социально организованной антинаркотической деятельностью, когда она формируется в терминах и понятиях государственного стандарта. В остальных случаях она остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с инициативностью авторских программ и образовательных учреждений, с административными усилиями управленческого аппарата. Идея стандарта как нормы, образца не является инновационной, и в образовательной среде существует понятие учебного, образовательного стандарта. Однако к организации антинаркотической профилактической деятельности понятие стандарта прежде не применялось, но его использование представляется чрезвычайно важным. Оно становится необходимым, когда антинаркотическая профилактическая деятельность на уровне учреждения, муниципалитета, региона формируется как организация такого социокультурального процесса, в котором должен быть реализован и обеспечен определенный минимум профилактических воздействий Эти профилактические воздействия должны быть реализованы в семье, в школе и в образовательной среде в целом, в среде вовлеченных в первичную профилактику, учреждений и структур социальной помощи, правоохранительных органов, общественных организации и движений.

Это тот минимум, при котором можно говорить о том, что в данном учреждении, муниципалитете, регионе при всем их местном своеобразии реализуется и обязательно даст планируемый результат антинаркотическая профилактика. Понятие государственного стандарта антинаркотической профилактической деятельности в образовательной среде влечет за собой четкое определение минимума участников профилактического процесса, особенностей организации их деятельности, выделение «целевых групп», с которыми они работают, и прогноз ожидаемого результата. В этом залог эффективности, потому что антинаркотическая профилактика перестает быть обсуждением наркологических проблем в организационном и информационно-просветительском плане, она становится осязаемым спектром определенных, профилактически направленных видов деятельности специалистов и учреждений с обозримым конечным эффектом. Прогнозируемый эффект должен содержать в себе необходимый, значимый уровень и комплекс мероприятий, который может переломить и переломит наркогенную ситуацию.

Следующее важное положение, которое заложено в Концепции, но недостаточно до настоящего времени осмыслено, заключается в том, что необходимо было преодолеть и был преодолен медико-биологический центризм в подходе к первичной профилактике состояний зависимости от психоактивных веществ.

По традиции, которая сложилась, пока первичная антиалкогольная и антинаркотическая профилактика были ведомственной принадлежностью Министерства здравоохранения, основные усилия направлялись на просвещение детей, подростков, молодежи и взрослых в отрицательных последствиях алкоголизации и наркотизации. Это было движение за наркологической проблемой по остаточному принципу» с ориентацией на исходные состояния наркологических расстройств. Наша деятельность ограничивалась приглашением медицинских специалистов для освещения наркологических проблем. Это лишало первичную профилактику самого важного воспитательного, ценностного компонента, формирования того отношения, которое реально может сделать ребенка и молодого человека невосприимчивым к образу и стилю жизни, в который включены психоактивные вещества наркотики, никотин, алкоголь. Только преодолевая медико-биологический центризм в первичной профилактике, можно выйти на ее психологические и педагогические аспекты. Именно психолого-педагогические аспекты первичной профилактики позволяют сначала в методическом плане, а потом и на уровне реальной профилактической работы сформулировать и по-новому донести до детей ценности психического здоровья и здоровья вообще, ценности активного деятельного образа жизни, ценности физической культуры. Через понимание путей решения наркологических проблем у наших детей стали отступать на второй план суждения об идеологическом и ценностном вакууме, в котором, якобы, находится общество. Принятая Министерством образования Программа развития воспитания в системе образования Российской Федерации на 1999 2001 годы четко решила вопрос: воспитательная психолого-педагогическая работа является важнейшим и обязательным компонентом антинаркотической профилактической помощи учащимся и воспитанникам образовательных учреждений. Одним из итогов реализации программы стала активизация деятельности всех уровней образования по повышению статуса воспитания в образовательных учреждениях. Другим итогом стало более широкое и системное вовлечение в решение проблем воспитания родительской общественности, общественных организаций и других социальных институтов. На этом пути много сделано, однако сегодняшнее положение то начало пути. Сегодня в образовательные учреждения введены ставки специалистов, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, кураторы академических групп). Действительно, в антинаркотической профилактической работе активнее стал использоваться ресурс школьной психологической службы, а также служб практической психологии образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи это специалисты ППМС-центров. В образовательных учреждениях стали создаваться кабинеты профилактики состояний зависимости, наркопосты, службы доверия для детей и подростков.

Это организационные точки роста. Предстоит и должна быть реализована серьезная научная и методическая работа по профессиональному оснащению этих специалистов профилактической работы всеми методическими психологическими, педагогическими и социальными инструментами антинаркотической профилактики. Только обеспечение таким инструментарием делает их действительно настоящими специалистами превентологами, специалистами в антинаркотической профилактической деятельности. Разработка такого инструментария стала возможна благодаря реализации федеральной целевой программы Комплексная профилактика злоупотребления психоактивными веществами и их незаконного оборота на 1999 2003 гг. В рамках Программы образовательные учреждения всех уровней оснащаются современной методологией первичной антинаркотической профилактики при работе с детьми и молодежью во всех сферах их жизнедеятельности в семье, в школе, в своем микросоциальном окружении, в сфере досуга.

Важно, чтобы созданными методическими разработками были охвачены ведущие сферы антинаркотической профилактики, включая все целевые группы, все включенные в первичную профилактику социальные институты, даже если они не относятся к Министерству образования. В настоящее время подготовлены и изданы тиражом по 60 000 экземпляров 14 наименований учебно-методических материалов (руководств, пособий, рекомендаций) по ключевым вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами и ВИЧ-инфекции. Это позволило в 2003 году обеспечить все образовательные учреждения Российской Федерации необходимой методической литературой. Другим аспектом методического обеспечения специалистов-превентологов является поиск оптимального решения проблем подготовки и переподготовки специалистов образовательных учреждений по всем направлениям антинаркотической профилактической работы. Министерством разработана Программа обучения специалистов, планирующих и осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Приказом Минобразования России от 15.05.2002 года № 1762 утвержден Перечень головных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В 2001 году на регулярной основе организовано проведение обучающих курсов по программе Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью. С октября 2002 года в 7 федеральных округах на постоянной основе началось обучение специалистов образовательных учреждений по единой программе, которая получила экспертную оценку Федерального экспертного совета при Минобразовании России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Следующее важное положение, вытекающее из Концепции, заключается в нашем отношении к проблемам социально-психологической и медицинской реабилитации несовершеннолетних и молодежи, которые начали не просто экспериментировать с наркотиками, но и злоупотреблять ими. Наиболее важным аспектом этой проблемы является недостаточно определенное решение правовых вопросов реабилитации детей и подростков с зависимостью не в лечебно-профилактических учреждениях, а в образовательной среде.

Это важная проблема, потому что касается детей, чья успешная социализация в жизни по часто не зависящим от них причинам не завершилась. В целях обеспечения правовой базы межведомственного взаимодействия при решении проблем антинаркотической первичной профилактики и проблем реабилитации министерством внесены предложения по изменению действующего законодательства, регулирующего вопросы противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков. Это целый ряд предложений в федеральные законы О наркотических средствах и психотропных веществах, О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

В настоящее время специалисты Минобразования России принимают активное участие в разработке проекта федерального закона О предупреждении наркомании и токсикомании. Принципиально вопрос стоит следующим образом: ребенок, не завершивший общего образования, не получивший учебно-профессиональной ориентации, но вступивший на путь наркотизации и теряющий свои связи со школой, с семьей, после проведения необходимых социально-профилактических и лечебных мер должен быть возвращен в образовательную среду. Если в страхе перед наркоманией, перед заразительностью наркоманических привычек и наркоманического поведения ребенок с наркологическими проблемами будет «выталкиваться» из образовательной среды, он социально изолируется, навсегда остается в наркоманической среде, лишается шанса вернуться к нормальной жизни. Эта принципиальная позиция министерства определяет линию на создание региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. В 2003 году начали функционировать 3 реабилитационных центра в Калининградской и Московской области, а в 2003 2004 годах планируется открыть еще 22 аналогичных учреждения в других субъектах Российской Федерации.

Это новая и во многом необычная задача для специалистов образования.

С учетом международного опыта и накопленного Управлением социально-психологической поддержки и реабилитации опыта при воспитательно-педагогической работе в специальных школах для детей с девиантным поведением и наркологическими проблемами сформулированы Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. На сегодняшний день эта Концепция одобрена Федеральным экспертным советом Минобразования России и апробируется в созданных реабилитационных центрах. По концепции министерства эти реабилитационные центры не должны быть центрами изоляцииони должны стать необходимым и обязательным промежуточным звеном при возвращении ребенка с наркологическими проблемами к здоровой, социально активной жизни без наркотиков. Одновременно они должны стать обязательной ячейкой того социокультурального пространства, которое создается в регионе при осуществлении антинаркотической профилактической программы. Реабилитационные центры могут и должны быть оптимальной структурой для обеспечения методически единой системы взаимодействия между семьей, школой, учреждениями социальной защиты, отделениями профилактики органов внутренних дел, комиссиями по защите прав несовершеннолетних в целях реального подлинного восстановления социально-психического статуса ребенка, который имел шанс погрузиться в мир наркотиков, но возвращается к нормальной жизни. Свой очень интересный вклад в эту реабилитационную работу вносят служители различных религиозных конфессий. Крупицы такого реабилитационного опыта, который есть в каждом регионе, следует собирать, методически обобщать и значимые находки делать всеобщим достоянием. В обобщении опыта антинаркотической профилактической и реабилитационной работы ключевой проблемой также является взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации. Сложился некий стереотип, по которому вопросы профилактики освещаются во многих общероссийских и региональных СМИ. Сегодня такие журналы, как Нарконет, Наркостоп, ОБЖ, Наркология, газеты Пока не поздно, Учительская газета, Вузовские вести, Студенчество. Диалоги о воспитании публикуют информацию о наркологических проблемах и различных аспектах профилактики.

Однако, если речь идет об активной антинаркотической профилактической политике, существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания. Важным и необходимым элементом такого сознания является противодействие на уровне федеральных и региональных СМИ различным проявлениям пронаркотической молодежной субкультуры. Исследования ученых показывают, что именно пронаркотическая молодежная субкультура в музыке, стиле одежды и поведения, экстремальном стиле жизни отдельных молодежных групп является проводником установок на безвредность и бесплатность первой пробы, на необходимость опыта приема наркотиков, чтобы сказать им: Нет. Свой вклад в пропаганду экстремального опыта и ощущений вносят некоторые рекламные ролики легких алкогольных напитков, к которым относится пиво. Грамотная и правильная антинаркотическая работа со СМИ часто отстает в этом процессе, оказывается бесталанной.

Это делает пропагандистский компонент антинаркотической профилактики сухим, скучным, малоинтересным и часто вызывающим отторжение у детей, подростков и молодежи. Антинаркотическая профилактика и профилактика ВИЧ-инфекций должна сопровождаться во всех образовательных учреждениях, где ведется эта работа, методически точно выверенным, информационно насыщенным и ярким визуальным рядом, который может бить точно в цель, формируя антинаркотические установки на малоосознаваемом уровне. В этой работе предстоит еще много сделать. Вероятно, необходимо включить в нее специалистов-социологов, политологов, но изменить ситуацию, потому что нельзя дальше закрывать глаза на вызов пронаркотической молодежной субкультуры и делать вид, что ее не существует. Определенным вкладом в эту работу является организация антинаркотических материалов в сети Интернет. На сегодняшний день антинаркотический ресурс широко представлен на таких сайтах как Antipav/nm/ru, Otrok.ru, Narkotik ru.

На этих сайтах кроме размещения информационного антинаркотического ресурса осуществляется консультативная помощь по различным аспектам антинаркотической профилактики, что представляется очень важным, в том числе и при решении проблем дистанционного образования. Таким же важным аспектом активной антинаркотической профилактической работы является взаимодействие с общественными и религиозными организациями, группами само- и взаимопомощи, родительскими объединениями, группами активной и деятельной молодежи. Эту работу сегодня следует рассматривать как бережное взращивание новых ростков общественной активности в ключе антинаркотической профилактики. Так, организация Центр взаимоотношений» реализует программы реабилитации и социальной активности наркозависимой молодежи Страна живых в г. Москве и Тульской области. Активную антинаркотическую профилактическую работу и реабилитацию наркозависимых несовершеннолетних и молодежи осуществляет Центр профилактики наркоманий в г. Санкт-Петербурге, Гуманитарный проект в г. Новосибирске, Спид-инфосвязь в г. Москве. Ценный опыт многих таких интересных проектов общественных организаций представлен в материалах конференции.

В этом ключе, несомненно, важной является подготовка волонтеров для работы в детско-молодежной среде. Первым и нужным опытом такого методического обобщения является научно-практическая конференция Комплексная подготовка лидеров среди детей и молодежи в области профилактики наркозависимости», проведенная в 2001 году в г. Ульяновске. Интерес к волонтерскому движению является важным и новым общественным феноменом в менталитете нашего сознания, и необходимо всячески поддерживать его рост. Необходимость взаимодействия различных направлений антинаркотической профилактики сделала крайне востребованным создание Федерального экспертного совета. Федеральный экспертный совет при Минобразования России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами вносит существенный вклад в обеспечение единого подхода к формированию принципов и основных механизмов антинаркотической работы в системе образования России. В состав Совета включены представители не только системы образования, но и органов и учреждений иной ведомственной принадлежности (Минздрава, МВД), а также общественных организаций. Экспертный совет в едином методическом ключе: Формирует направленность антинаркотической профилактической работы на федеральном уровне; дает экспертную оценку материалов региональных программ в сфере профилактики злоупотребления ПАВ; анализирует динамику и ключевые проблемы развития наркогенной ситуации по результатам мониторинга на федеральном уровне; вырабатывает единую позицию при взаимодействии органов и специалистов образования с общественными, религиозными организациями и средствами массовой информации по всем вопросам антинаркотической профилактики в образовательной среде В заключение следует отметить сохраняющиеся просчеты в организации активной антинаркотической профилактики.

Сохраняется недостаток необходимых финансовых и кадровых ресурсов в антинаркотической профилактической работе, если к ней подходить как к системному динамичному социокультурному процессу, а не как к комплексу мероприятий и разовых компаний. Не до конца преодолен информационно-просветительский подход в решении проблем профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи, когда антинаркотическая работа обеспечивается за счет регулярных, но недостаточно эффективных мероприятий (чтение лекций, проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, рисунков с акцентированием внимания на негативных последствиях наркоманий, других разовых компаний). Отстает уровень индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками, имеющими наркологические проблемы.

Еще сохраняются случаи, когда образовательное учреждение стремится скрыть наркологические проблемы у себя или избавиться от обучающихся, вступивших на путь приема и злоупотребления психоактивными веществами. Кропотливая, штучная работа с ними подменяется выведением таких детей из образовательной среды, что нарушает их права и противоречит основным принципам государственной политики в области образования. Остаются неурегулированными вопросы правового обеспечения оценки случаев токсиконаркотического опьянения в условиях образовательной среды; защиты прав детей, вставших на путь приема психоактивных веществ, до этапа развития у них наркомании как болезни; остается неопределенным правовое поле, в котором силами и средствами образовательной системы должны решаться проблемы реабилитации несовершеннолетних с состояниями зависимости до и после лечения.

Крайне тревожными и для специалистов, и для общественности остаются не решенные в правовом отношении вопросы защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Для следующего шага в развитии большой, развернутой сегодня антинаркотической работы необходимо полноценно реализовать региональные программы профилактики злоупотребления наркотиками с учетом индивидуальных особенностей каждого региона и возможностей привлечения к этой деятельности всего интеллектуального, нравственного, духовного и общественного потенциала регионов.

Несомненно, необходимо дальнейшее развитие психологической службы в системе образования. Ее оптимальное методическое оснащение, ускоренное постдипломное обучение и переобучение ее специалистов позволят наполнить реальным смыслом и содержанием психологическую и педагогическую антинаркотическую профилактику. Несомненно, крайне важно ускоренное развитие сети общеобразовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, нуждающихся в реабилитации и социально-правовой защите в целях восстановления своего статуса в образовательной среде и в различных сферах социальной жизни. Решение этих задач позволит на следующей всероссийской конференции увидеть, какой большой путь пройден, и определит новые горизонты антинаркотической профилактики.