Говорят участники семинара

В школьных теплицах не выращивают коноплю Андрис Вилкс, председатель комитета Рижской Думы по безопасности и правопорядку:

Вы правы, в школьных теплицах не выращивают коноплю, а в столовых не подают психотропные вещества. Я был на конференции Насилие в школе в Страсбурге. Ее участники говорили о том, что наркотики и насилие в школе имеют одни корни, потому что мы имеем насыщенный концентрированный раствор во всей атмосфере, окружающей ребенка. Мультфильмы насыщены сценами насилия, игрушки, особенно для мальчишек представляют модели оружия, в комиксах насилие. В таких условиях ребенок не может вырасти не насильником. Если он действует другими способами и средствами, он выпадает из этой среды. В Риге картина с наркотиками сложнее, чем в Санкт-Петербурге.

По данным исследований, проводившихся два года назад, 75% молодежи в местах отдыха потребляют наркотики: это модно! Мир, если желаете, наркотизирован. Но самое худшее ожидает нас с расширением процесса глобализации. Единое экономическое пространство создано не только для необходимой и полезной человеку продукции, в эту рыночную сферу полновластно входит наркотик. С развитием глобализации увеличиваются потоки миграции (с чем и где угодно). Расширяются информационные каналы, в том числе и негативные (из СМИ молодежь получает информацию о наркотиках). Происходит оптимизация оборота материальных ресурсов, совершенствование оборота ценных бумаг. Каким образом это влияет на развитие рынка наркотиков?

Увеличивается число лиц, употребляющих наркотики, а также занятых их производством, транспортировкой и оборотом. В 2001 году при режиме талибов в Афганистане производилось 20 тонн опия; в 2002 году, после свержения режима, поток увеличился в 14 раз 300 тысяч тонн, а в 2003 году он уже составил 400 тысяч тонн. Синтезируются новые виды наркотических средств; и то, как они влияют на человека, неизвестно. Достаточно одной тысячной грамма средства, чтобы вывести человека из нормального состояния. Наркобизнес дает стопроцентную гарантию дохода. Это безубыточный бизнес. В Латвии увеличилось количество преступлений, связанных с наркотиками. Наказание – ниже низкого: торговцев наркотиками не арестовывают, а отпускают под попдиску или залог. У нашего комитета система работы следующая.

Мы создали три структуры: Центр профилактики распространения наркотиков, Управление контроля за соблюдением правил города в области общественного порядка и антинаркотической политики и административные комиссии, которые принимают решения по актам, протоколам, выносят административные взыскания. Хотим наладить работу общего консультационного совета, но пока не удается из-за организационных трудностей. ДНД, ОКОД, ОБХСС все сметено, а общественность не считает своим долгом бороться с наркотиками. Есть в городе общественная организация Родители Риги: она проводит рейды по местам отдыха молодежи, родители обходят дискотеки, бары, кафе. В некоторых школах охрану несут полицейские, а в других наняты на родительские деньги частные охранники. Мы думаем об увеличении школ с полицией.

В школах (не во всех) установлены камеры видеонаблюдения, что позволяет просматривать не только территорию самого корпуса, но и подходы к нему. Думаю, что вы согласитесь с тем, что наркотики в школе это вопрос глобальный, а не только наша проблема.

Елена Ивановна Писаренко, директор общественной организации Матери против наркотиков: Когда мы только начали свою деятельность, у нас года два не было денег. Затем мы представили на конкурс нашу программу и выиграли грант Мирового банка реконструкции и развития. У нас есть опыт использования американской программы развития сострадания, в частности, использования американского фильма Маскарад. Я сама психолог и перед тем, как демонстрировать фильм детям, советую коллегам и родителям: «Сядьте, посмотрите вместе с ребятами, и вы увидите, как реагируют на этот фильм дети. Мне в моей работе помогал бывший наркоман (его ремиссия продолжается уже 4 года).

Другое дело, что у меня все-таки возникали опасения: как бы он не сорвался, а если сорвется, как бы его ребята не увидели бы его в таком состоянии. Мой личный опыт, практика общения с детьми, наблюдения показывают, что родители не могут беседовать со своими детьми, не находят нужных слов, правильной интонации. Их этому нужно учить. В Белоруссии наркоманы сидят в тюрьмах (9 тысяч человек). Мы хотим обратиться к их родителям, чтобы вместе составить программу реабилитации, возвращения к нормальной жизни этих молодых людей.

Валентина Григорьевна Николаева, заместитель главы администрации Валдайского района (Новгородская область), председатель МВК по противодействию злоупотреблению наркотиками: Десять лет назад губернатор области Михаил Прусак настоял, чтобы проблема профилактики потребления наркотиков решалась межведомственно, комплексно. Мы ведь курортный район, транспортный узел, а зараза к нам, в основном, распространяется со стороны Москвы.

Когда обсуждали финансовую базу программы, то и общественность, и депутаты высказались за то, чтобы современными средствами оснастить милицию, выделить деньги именно этой службе, в первую очередь. Беда школьных учителей в том, что они перегружены, в основном это матери-одиночки, работающие на нескольких ставках. Поэтому мы стали по крупицам собирать ценный опыт профилактической деятельности (например, Псковской области), помогать преподавателям видеть проблему. Я, конечно, не могу за всю область говорить, но уровень потребления наркотиков и у нас в районе, и в области стабилизировался, не повышается. И это уже результат.

Олег Мандрусов, представитель общественной организации Родители против наркотиков, г.Нижний Новгород: Я расскажу вкратце о том, с какими явлениями продвижения наркотиков приходится сталкиваться у нас в городе. У меня в руках карта Нижнего Новгорода, которая была выпущена в прошлом году во время выборной кампании. Она оплачена из фонда кандидата в депутаты, имеющего, кстати, юридическое образование. Среди прочих условных обозначений есть на ней значок со шприцем и подпись: Районы повышенной концентрации наркоманов. Это я к вопросу о понимании чиновниками и другими официальными лицами смысла фразы наркогенная информация. Еще один фрагмент: у нас в городе поступает в продажу мороженое под названием Герда и кайф, а в одном из ресторанов в центре города вам предложат коктейль с не менее звучным названием Героин. В нем нет наркотических веществ, но составляющие его компоненты вводят в напиток у вас на глазах при помощи шприцев. С точки зрения законности, придраться не к чему, но это противодействие нашим с вами усилиям защитить детей от наркогенной информации. Наша организация решила отследить частотность наркогенной информации в сюжетах на телевидении. Один из ярких примеров передача по НТВ с участием депутата Государственной Думы Валерия Гальченко, актера (?) Артема Троицкого и певца Степанца, рекламировавшая полезность марихуаны. Троицкий, например, заявил, что он уже пять лет курит марихуану, и на его здоровье это не отразилось. Вот так: никто нас не спрашивает, нравится нам такая откровенная пропаганда наркотиков или нет. Наши наблюдения и анализ содержания ряда телевизионных программ мы отправили областному прокурору. Пусть поломает голову над тем, как ими распорядиться.

Я привожу эти примеры, чтобы обратить ваше внимание на важное обстоятельство: школа существует в социуме, и если этот социум болен, то раковые клетки попадут (закономерно) в саму школу. У нас сейчас остается нерешенной проблема преподавания в школе курса Православная культура (название пока приблизительное). Кто должен вести этот предмет? Специалистов светских нет, а у церкви нет финансов, чтобы оплачивать эту работу. И потом, вы, пожалуйста, не обижайтесь, представители учительского корпуса, но многие школы препятствуют появлению православных священников в классах. Сегодня же по ходу дискуссии неоднократно прозвучало, что православная культура серьезный барьер наркотикам. Общественной организации Родители против наркотиков совместно с представителями церкви удалось на территории Борского района, недалеко от заброшенного старообрядческого скита, открыть профилактический центр для реабилитации бывших наркоманов. Содержать его на стабильном уровне очень сложно из-за отсутствия финансирования. Разработали мы и городскую программу профилактики употребления наркотиков, надеемся, что все у нас получится, несмотря на большие организационные и финансовые сложности.

Алла Ивановна Антонова, зав. центром профилактики УПН, член межведомственной городской комиссии (Санкт-Петербург): В городе работает межведомственная комиссия по сдерживанию распространения наркотиков. При формировании программ она учитывает, где существуют факторы риска, и предлагает каждому комитету (по культуре, здравоохранению и т.д.) именно там усилить свою работу. Например, всем известно, что дискотеки это идеальное место для распространения наркотиков. Понятно, что туда стекается публика самая разнообразная, тем не менее, комиссия сочла, что для антинаркотической работы здесь нужно выделить деньги комитету по культуре. Да, комиссия спрашивала, как потрачены деньги, комитеты отчитывались. Вопрос в том, как они это делали: кто как хотел и кто как мог. Если говорить о медицинском подходе к проблеме, я согласна с мнением Георгия Васильевича Зазулина они будут тратить их (деньги ред.) вечно! К сожалению, сегодня мы должны констатировать: система помощи наркологам развалена. Наркологических кабинетов для подростков в городе нет.

Центр профилактики при Комитете образования занимается переподготовкой педагогов всех категорий. Мы считаем, что сначала нужно научить учителя видеть проблему, а затем действовать. Эта программа существует два года. Когда говорят, что только 40 процентов учителей видят проблему, я говорю: УЖЕ 40 процентов видят и умеют реагировать! В конце 90-х годов взрослые вообще не реагировали на предметное содержание наркомании. Наркотики пришли не в школу, а в подростковый возраст! Главный фактор употребления наркотиков в подростковом возрасте – любопытство. Оно должно удовлетворяться каким-то делом. Поэтому комитет по образованию в 2003 году львиную долю финансирования отдал программам развития домов творчества. Очень удачно, на наш взгляд, у нас проходит работа по программе Классы, свободные от курения. Ею заинтересовались коллеги из Саратова, Москвы, мы им ее подарили. В каждом ПМС-центре работают кабинеты профилактики, ведется мониторинг ситуации. У нас индивидуальный подход в работе с группами риска. Реплика: Для меня индивидуальный подход означает, что если десятиклассник попался на наркотиках, что с ним стало? Сколько денег конкретно потрачено на его лечение? Кто с ним работает? От него же волны пойдут!.. Антонова: Межведомственная комиссия получает сведения, сообщает в комитет по образованию, далее информация спускается в район, затем ребенок попадает в группу школьного учета. По сей день с трудом преодолевается позиция родителей, выросших «в стране, где о детях заботилось государство.

Александр Вячеславович ДЫБИН, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург): Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот оказывают пагубное воздействие на здоровье людей, ломают их жизнь, разрушают семьи, подрывают устойчивое развитие человека, порождают преступность и коррупцию. За последние годы наркоситуация в России не претерпела существенных изменений. Основные негативные тенденции ее развития по-прежнему сохранились. Остается высоким уровень наркопреступности и наркотизации населения. Так, по экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, составляет 3-3,5 млн человек. Уровень распространенности наркомании особенно быстро возрастает среди женщин и подростков. Поэтому объективно назрела необходимость создания в государстве сильной правоохранительной структуры, способной эффективно решать задачу контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Указом президента Российской Федерации №306 от 11.03.2003 года Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации, 01 июля 2003 года образован Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее Госнаркоконтроль России).

Госнаркоконтроль России является федеральным органом исполнительной власти, одной из основных задач которого является выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Однако одними правоохранительными мерами задачу борьбы с наркоманией решить просто невозможно. Организация системы профилактической работы на всех уровнях, направленной на предотвращение начального употребления наркотиков, информирование, воспитание и просвещение населения, раннее вмешательство, консультирование, лечение и реабилитация наркозависимых, а также организация межведомственного взаимодействия в этой сфере позволит эффективно и качественно решить проблему наркомании.

Для решения таких задач в структуре Госнаркоконтроля России созданы подразделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, деятельность которых в первую очередь будет направлена на координацию деятельности и организацию взаимодействия всех органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании. В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе отсутствует четкая система межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. Остро стоит проблема повышения эффективности региональных антинаркотических программ, которые в большинстве случаев не адаптированы к конкретной наркоситуации в регионах. Программы в основном разработаны на срок от 3 до 5 лет.

Думаю, что на 4-5 лет планировать работу по противодействию наркомании нецелесообразно, с учетом того, что в настоящее время ситуация в сфере незаконного потребления наркотиков быстро меняется. Это касается видов наркотических средств, способов их употребления, каналов доставки и сбыта. Финансовые средства, выделяемые из бюджета регионов на реализацию этих программ, расходуются неэффективно. Распределение средств по-прежнему носит отраслевой, а не целевой характер. В некоторых регионах округа (Республика Коми и Ленинградская область) антинаркотические программы в настоящее время находятся только в стадии разработки. Учитывая, что нижняя граница возраста лиц, допускающих употребление наркотиков, за период с 1991 года снизился на 6 лет (с 17,6 до 11,3 лет), общеобразовательная средняя школа сегодня должна стать центром профилактической работы.

Любую работу, в том числе и в сфере профилактики, необходимо начинать прежде всего с оценки ситуации по существующей проблеме. Поэтому на начальном этапе работы необходимо знать, сколько учащихся допускают употребление наркотиков в школе (классе), какие это учащиеся (возраст, семья, социальное окружение, интересы, уровень успеваемости и т.д.), какие виды наркотиков употребляют, где покупают и т.п.). Для получения такого рода информации необходима система работы по раннему выявлению лиц, употребляющих наркотики, которая должна включать в себя как меры организационного, так и педагогического и медицинского характера. Сегодня в большинстве школ такая система отсутствует, в результате наркоситуация в школах контролируется слабо, а профилактические мероприятия планируются и проводятся без ее учета.

Существующие диагностические методики, разработанные психологами и наркологами, не применяются на практике. Кроме того, для проведения обследования школьников на предмет предрасположенности и употребления наркотиков, обязательно требуется согласие родителей. В настоящее время отделом межведомственного взаимодействия Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу рассмотрен ряд методик раннего выявления лиц, допускающих употребление наркотиков. Скоординирована деятельность государственных учреждений здравоохранения в работе по оценке эффективности таких методик с целью рассмотрения вопроса об их дальнейшем использовании в различных сферах деятельности, в том числе и в образовательных учреждениях. Координирование деятельности государственных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций в сфере профилактики наркомании – сложная задача, успех которой во многом зависит не только от органов Госнаркоконтроля, но и в первую очередь от инициативы комитетов, ведомств и организаций совместными усилиями противодействовать наркомании чуме XX века.

Ольга Колпакова, студентка 5 курса психологического факультета СПбГУ, менеджер проекта Здоровый образ жизни: Почему часто антинаркотические программы в школах не приносят ожидаемых результатов? Потому что учителя не умеют правильно разговаривать со школьниками об этих проблемах и не обладают необходимым уровнем информации о ситуации в городе, регионе. Наш проект существует с 1998 года. Мы решили, что прежде всего нужно научить учителя. Хочет он этого или нет, но проблема сексуальных отношений в подростковой среде есть, проблема употребления наркотиков есть. Поэтому он должен знать, о чем и как с определенным уровнем компетентности общаться с той или иной категорией подростков, и в нужный момент суметь представить необходимую информацию им или их родителям. Наша программа заключается в том, чтобы подобрать кадры для занятий по курсу Здоровый образ жизни (мы считаем, что не все люди способны вести занятия с данной тематикой). Обучение проходит в форме лекций, тренингов по выработке навыков общения с детьми, посещений организаций, специализирующихся в антинаркотической работе. После этого учитель создает программу, которую затем будет реализовывать в своей школе, а мы оцениваем ее эффективность и вносим, если необходимо, поправки. Мы проводили анкетирование старшеклассников по поводу таких программ и получили положительные отзывы.

Андрис Андерсон, заместитель директора Центра профилактики наркозависимости, г.Рига: Наш центр создан в 2000 году, в нем работают 35 штатных сотрудников. Мы занимаемся профилактикой зависимости не только от наркотиков, но и от азартных игр, алкоголя и табакокурения. Ежегодно у нас реализуется около 27 проектов. Много внимания уделяем первичной профилактике, чтобы оказывать влияние на информационную среду, окружающую подростка; особо разрабатываем программы для просвещения и обучения родителей, молодежных лидеров и учителей. В особую категорию выделили учителей, чтобы обучать их различным методикам работы с подростками. Львиную долю внимания уделяем сотрудничеству с масс-медиа. Социальные работники Центра много работают непосредственно с семьями, где выявлены наркоманы, с группами риска. У нас также действуют программы поддержки тех, кто хочет отказаться от потребления наркотиков; для тех, кто находится в ремиссии. Продуманы программы ночных маршрутов по городу, к которым мы подключаем общественную организацию Родители Риги, работаем по сезонным программам, организуя летние лагеря отдыха. В нашем ведении служба Телефон доверия. Я думаю, что обмен опытом, который проходит у нас сегодня на семинаре, мы сможем продолжить, обменявшись телефонами и адресами электронной почты.

Марина Викторовна Ковбинь, консультант по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками администрации г.Вологды: У нас несколько городских программ организации противодействия наркотикам. Ведущим сделали акцент на первичной профилактике, как рижане. И тоже, как они в программе Евросверстник, ставку делаем на лидеров в молодежной среде. Важным средством первичной профилактики считаем работу с родителями детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Разработали также обучающие программы для педагогов и воспитателей. В противовес привычной ассоциации подвал наркотики, действительно, оборудовали подвальное помещение, назвали его Новый подвал и сделали его базовым для профилактической, тренинговой работы с детьми. В освоении и распространении целевых программ используем зонтичную систему: область, город, район. Организовали в Вологде некоммерческий профилактический центр и консультации наркологов при поликлиниках. Людмила Александровна Червинская, председатель правления СПб благотворительного фонда Выбираю жизнь Если я не хочу, чтобы мой ребенок воровал, я не буду рассказывать о том, какие способы воровства существуют. Зачем же изменяем своим принципам, когда речь идет о наркотиках? Ребенок имеет право НЕ ЗНАТЬ. Дети Бога зрят. Можно на сказках воспитывать, можно использовать опыт православного просвещения.