Осмысление накопленного опыта. Семинар.

Осмысление накопленного опыта

Понимая «главенствующую роль знаний в вопросе формирования идеологии понимания», Георгий Васильевич Зазулин, представитель ECAD в России и вдохновитель семинара, счел необходимым начать свое выступление с демонстрации серии брошюр, входящих в информационный пакет «Drugbox».(См. стр.44)

Георгий Васильевич Зазулин, представитель ECAD в РФ
Георгий Васильевич Зазулин, представитель ECAD в РФ

Содержащиеся в брошюрах знания служат целям борьбы с наркотиками для всех втянутых в сферу наркополитики. Например, можно узнать, что алкоголизм и наркомания при всей внешней схожести являются абсолютно разными вещами, а следовательно, требуют специфических подходов и, соответственно, политика по отношению к алкоголю и наркотикам должна быть разная. Общество и государство же, подходя к ним с одними мерками и методами работы, неэффективно расходует силы. С 2000 года было распространено более 10 тысяч таких информационных пакетов в России, и это дало свои результаты.

В некоторых регионах последовало появление своих «коробок знания» с подобными брошюрами. Например, прекрасная подборка есть сейчас в Республике Татарстан (см. 2-ю стр.обложки).

В Кандалакше сформировали и напечатали свой «пакет знаний», включив в него ценные знания финских специалистов (см.3-ю стр. обложки).

Идя путем осмысления накопленных в регионах знаний, нельзя не придти к пониманию отсутствия в стране единой Концепции действий. Просто кто-то раньше, кто-то позже.

Свою собственную «коробку знаний» по материалам проведенных семинаров, представленную на семинаре Георгием Васильевичем, составляют 14 специальных выпусков журнала «Санкт-Петербургский университет» (см. 4-ю стр. обложки). В них и выступления лучших экспертов в сфере наркополитики, и основные доклады, представленные на семинарах, и основные моменты дискуссий. Если освоить весь этот массив знаний, собранных путем регулярно проводимых семинаров, то не придти к убеждению в необходимости построения Концепции невозможно. Доклад о ней целесообразнее всего было бы сделать Евгению Евгеньевичу Тонкову, профессору из Белорусского государственного университета, автору изданной в 2005 году научной монографии «Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества», по словам Г.В.Зазулина .

Одно из ключевых положений Е.Тонкова: «Гражданам со стороны государства не обеспечена защита от наркоманов и наркопреступности». Рассматривая государство как субъект управления, Тонков определяет его как средство выражения и обеспечения социальных интересов. Вопрос наркоугрозы можно смело считать вопросом политической и социальной безопасности. Наркосреда обладает экспозиционным давлением, и чем оно выше, тем больше социально благополучных подростков становятся наркоманами.

Это должно войти в преамбулу нашей новой Концепции, разработанной на основе теории конфликта. Не секрет, что лидеры наркотрафика лоббируют в политике свои интересы, стремясь расширить наркорынок, вовлечь возможно большее число подростков в наркопотребление до момента формирования в них личности. Следовательно, их цели несовместимы ни с целями ответственных родителей, ни с целями социального государства. А это уже конфликт.

Пока еще нам почти ничего не удалось целенаправленно изменить в этом конфликте интересов в свою пользу. МВД РФ в 1998 году смогло консолидировать Государственную Думу и вернуть в закон запрет потребления наркотиков без назначения врача. Сторонникам легализации наркотиков удалось использовать в своих целях Всемирную организацию здравоохранения: под видом профилактики ВИЧ протащили деятельность по раздаче чистых шприцов наркозависимым. В 1998 году законодательно была закреплена цель российского государства в наркополитике – снижение доли (удельный вес и процент) населения, участвующего в незаконном обороте наркотиков. Затем целых четыре года ушло на приведение статей КоАП РФ в соответствии с законом. Понятие врачебной тайны необходимо и разумно. Но это не должно мешать ставить на учет выявленных наркозависимых.

К 2003 году В.В.Путин создал мощную федеральную службу для борьбы с наркобизнесом, осуществления эффективной координации и реализации внятной антинаркотической политики. Но это не изменило стратегию действий даже исполнительной власти в регионах, не говоря о законодательной власти или генеральной прокуратуре.

Отметив, что судебная система практически самоизолировалась от общества, Георгий Васильевич указал, что российский народ не видит четкой позиции государства по вопросам достижения целей антинаркотической политики, ибо нет четкого механизма государственных действий. Стране «необходима четкая и внятная позиция, выработанная на основе знаний и детального понимания интересов многочисленных участников наркоконфликта.

Однако у ведомств есть только весьма фрагментарные сведения. Общие знания по этому вопросу можно получить только в рамках программы обучения наркоконфликтологов – именно здесь дается полная методология работы в области наркополитики, которая является по сути своей междисциплинарной. Этой сфере деятельности, как и всякой другой, необходимы четкие понятия, необходимо однозначное их определение. Необходим целый понятийный ряд, который должен однозначно фиксировать основные противоречия, лежащие в основе наркоконфликтов.

Кроме того, в Концепции необходимо совместить несколько моментов: знания, стратегию, координацию и подготовку кадров. Последние две необходимы, например, для осуществления практической деятельности .

Георгий Васильевич признался, что как ученый, исследующий конфликты, он уверен: функции координатора должен выполнять кто-либо из администрации президента РФ. Только в этом случае она будет иметь достаточный вес для выработки приоритетов. Важно также, чтобы законодательные органы субъектов РФ были скоординированы Федеральным собранием РФ, а региональные правительства — федеральным правительством РФ. Впрочем, более подробно и последовательно все высказанные Георгием Васильевичем положения перечислены в розданном всем участникам семинара проекте «Концепции системы государственной антинаркотической политики в Российской Федерации».

К этому Георгий Васильевич добавил, что координация является непременным условием эффективной работы, иначе как можно на уровне региона увязать действия всех структур? Что мешает министерствам делать то, что они, для снижения остроты наркоситуации, должны делать, но не делают? Георгий Васильевич выразил надежду, что ответы на эти вопросы выявятся в ходе запланированной дискуссии.

Аналогично нет эффективного сотрудничества и на уровне регионов, только ранг мероприятий другой. Обязательно в Концепции должны быть прописаны и внешние стороны проводимой антинаркотической политики России. Например, мы должны четко заявить мировому сообществу, что не поддерживаем практику тех европейских государств, которые не препятствуют деятельности музеев марихуаны в своих странах. Или, в нарушение конвенции ООН, создают кабинеты безопасного потребления наркотиков.

В общем, чем системнее мы подойдем к предстоящей работе, тем легче нам будет снять стоящую перед нашим обществом наркоугрозу, перевести ее в разряд малозначительной, сугубо медицинской проблемы.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года