Профилактика и есть борьба с наркоманией

Виртуальная наркопирамида

Программу семинара продолжило краткое, но емкое выступление Олега Валентиновича Мандрусова, советника ECAD, Нижний Новгород. Выступление было насыщено цифрами, и началось оно с мрачной цифры: 5 – 6,5 млрд рублей в год тратят подростки и молодежь Нижнего Новгорода на наркотические вещества. В регионе 780 тысяч беспризорников, они составляют основание виртуальной наркопирамиды, представленной на рис 1.

Олег Валентинович Мандрусов, советник ECAD, Нижний Новгород

Олег Валентинович Мандрусов,

советник ECAD, Нижний Новгород

Из них большую часть – около 70 % составляют дети с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция», учащиеся в школе. Из них 70 – 80 % характеризуются девиантным поведением.

К сожалению, это научно обоснованные цифры. Вот на них, на этих детей, и надо тратить деньги, предназначенные на профилактику наркомании. Если нам удастся «подмыть» основание этой пирамиды, поколебать ее снизу, то она начнет разрушаться дальше. Следовательно, можно предположить, где в структуре пирамиды должно быть наше место (рис.2).

Распространение наркотиков является бизнесом. Почему же тогда мы не переходим в отношении наркотрафика на рыночные отношения? Скажем, вез человек наркотики, его поймали на границе. Почему бы не взять с него таможенный сбор, как это делается при ввозе товаров в страну? Если он не может, не по средствам ему уплатить сбор – пусть отсиживает в тюрьме. У нас исключен институт конфиската. Торговлю наркотиками могут вести из такси, могут торговать прямо на квартире – в этом случае машина или квартира должны быть признаны инструментами преступления и должны подлежать конфискации. Но закон об этом умалчивает.

Зато если посмотреть на Закон о МСУ №131… Это ужас! Нет ни слова ни о наркосоставляющей деятельности МСУ, ни слова о социальной составляющей. А раз нет этих сфер — нет и проблем. Тогда и существование ECAD и членство в нем никому не нужно.

Свою позицию по вопросам в сфере наркоборьбы представил собравшимся и И.В.Слащев. Он занимался стратегией вопроса, выявил для себя несколько ключевых позиций и ознакомил с ними участников семинара.

Во-первых, изначально ФСКН не был призван осуществлять профилактику наркомании. В указе президента РФ о создании службы нет такой позиции. Создана служба была для осуществления функции координации. Работу начинали вести кто как мог: проводили лекции, изымали наркотики, боролись с торговлей коноплей… И думали, например, о том, как в реальности директор ФСКН может осуществлять координацию работы министра МВД и других должностных лиц государства? Все эти чиновники находятся в одной плоскости относительно вертикали власти. Решения комиссии носят всего лишь рекомендательный характер.

Рис.1. Рис.2.

Лично Игорь Викторович «всеми частями тела» за разграничение в законодательном порядке понятий «потребитель наркотика» и «преступник». Общеуголовное количество преступлений возросло на 40 % . Зато по наркотической тематике наблюдается снижение числа преступлений в 2 раза.

В общем, можно предположить, что стратегия выстроена правильная, но механизма ее реализации пока нет. Но выводы можно делать категоричные.

Согласно статье 6.9 КоАП РФ, задержанному грозит наказание в виде 15 суток, но эта норма не работает. Ключевая позиция Госнаркоконтроля – выявление наркопритонов. Чтобы доказать факт существования по данному адресу наркопритона, необходимо доказать факт неоднократного приема наркотиков именно в этом месте. Доказательством могли бы послужить бумаги по материалам дела о применении статьи 6.9, но никаких бумаг относительно применения статьи 6.9 не выдают, пока не будет уплачен штраф, который наркоман, естественно, и не собирается оплачивать. Возникает тупиковая ситуация.

Г.В.Зазулин: Ситуация не перекрыта законодательством. Хотя план действий в такой ситуации есть.

И.В.Слащев: У коллег нет штатов, нет материальной базы и так далее. Но главное, для успешной работы нужна твердая воля руководства.

Г.В.Зазулин: Прокуратура не спрашивает с милиции. Но мы обязаны заставить прокуратуру ужесточить требования. Вот в концепции это обязательно должно быть записано.

И.В.Слащев: Второе: у нас недостаточно реабилитационных центров. Эта сфера отдана на откуп общественным организациям. Государственные медико-социальные центры в сфере наркомании жестко регламентированы, поставлены в узкие рамки. По мнению Георгия Васильевича, должна в этом вопросе быть дифференциация — общественные структуры не должны оказывать услуги медицинского характера, зато им по плечу широкий спектр социальных услуг.

О.Н.Васильева: Ну, кому-то же надо было начинать работу.

И.В.Слащев: Гарантировать качественное оказание услуг, и медицинских, и социальных, могло бы введение лицензирования, но об этом говорить пока сложно. Очень много общественных организаций работают в этой сфере, и неплохо работают. Но не должно быть такого, когда бывший наркоман приходит и заявляет, что он знает, как вести работу, и ему нужно только помочь с организацией чтения лекций и выделить помещение для занятий. Для качественной эффективной работы общественной организации необходима материальная база, наличие в штате квалифицированных специалистов, получивших профильное образование, причем у них должен быть опыт подобной работы.

Мы упустили из внимания закон о психиатрии. Практически невозможно активизировать раннюю выявляемость наркомании, потому что выявить ее можно только при обследовании, а оно не может проводиться без согласия человека. У начинающего потребителя наркотиков такого согласия мы никогда не получим. Раз провести профилактический осмотр в лечебном учреждении мы не можем, все аспекты профилактики приходится сдвигать в стены школы, а школа не готова к проведению подобной работы.

Г.В.Зазулин: У нас существует концепция предупреждения наркомании в образовательных учреждениях, утвержденная правительством РФ. В связи с этим многих волнует соблюдение международной Конвенции о правах ребенка.

Т.Халлберг: Должен сказать, что в Конвенции ООН о правах ребенка записано, что ребенок имеет право расти в свободной от наркотиков среде. В то время как нигде не прописано право человека быть наркоманом. Из этого и стоит исходить.

А.А.Кудряшов: А как реабилитационные услуги общественных организаций выглядят в финансовом аспекте?

И.В.Слащев: Государством осуществляется финансирование работы реабилитационного центра в Саперном и еще двух центров – итого финансируются три центра. Выбор осуществляется путем организации конкурса, кто в конкурсе победил, тот и получает финансирование из рук Комитета по молодежной политике правительства СПб. К сожалению. Комитет по социальной политике отказался участвовать в проекте. В федеральной программе предусмотрен только конкурс для лучшего центра, а простое регулярное финансирование не предусмотрено.

Позиция же Министерства здравоохранения еще радикальнее: все, что делает общественность, им «неинтересно». Позиция председателя Комитета по здравоохранению правительства СПб такова: нам не нужны дорогостоящие государственные реабилитационные центры-стационары, потому что реабилитацию можно вести амбулаторно в поликлинике.

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то ведь пока наркозависимый проходит курс в стационаре, он не может участвовать в распространении наркотика, не ворует себе на пропитание, он извлечен из наркосреды, ибо обычно у наркозависимых друзья и знакомые также не без греха. То есть налицо социальная выгода, которую не стоит сбрасывать со счета.

Я могу влиять на наркоситуацию

Руфия Рафкатовна Мухумадеева, начальник отдела по делам молодежи и спорту Бавлинского муниципального района, Республика Татарстан:

Бавлы – город нефтяников, расположен он на юго-востоке Республики Татарстан на границе с Башкортостаном и Оренбургской областью. Население города составляет 23 тысячи человек, в районе еще 14,5 тысяч. Средняя заработная плата работников нефтяных предприятий около 16 тысяч рублей, в то же время по району средняя заработная плата составляет чуть больше 5 тысяч рублей. Отсутствием безработицы похвалиться не можем. Периодические сокращения в нефтяных организациях, отсутствие новых производств – не самая радужная перспектива для города. Нефтяные города сами как на игле. Все зависит от цены на нефть и на сколько лет вообще хватит этой нефти. Мы даже начали задавать вопрос: «Есть ли жизнь без нефти?»

Руфия Рафкатовна Мухумадеева, начальник отдела по делам молодежи и спорту Бавлинского муниципального района, Республика Татарстан
Руфия Рафкатовна Мухумадеева, начальник отдела по делам молодежи и спорту Бавлинского муниципального района, Республика Татарстан

Муниципалитеты находятся в роли просителя и у республиканского руководства, и у руководства ОАО «Тат нефть», несмотря на то, что район – «донор». С финансированием государственной молодежной политики и развития физической культуры и спорта дела обстоят так (как, впрочем, и в культуре, и в образовании): хорошо, если удастся освоить защищенные статьи, так как расходы сильно превышают доходы города и района. Поэтому у нас нет ни одной финансово защищенной городской программы.

Близость железнодорожных станций г.Бугульма с севера и г.Туймазы с юга – не лучшее соседство в плане распространения наркотиков.

Официально на учете в ЦРБ состоит 56 наркоманов, на учете ГРОВД 7 человек, в ПНД – 2 человека. Но реальная картина даже близко не напоминает данные цифры. О подростках, потребляющих наркотики, мы узнаем после отравлений и передозировки, иногда со смертельным исходом.

Нас спасает Республиканская программа по профилактике населения РТ, по которой мы можем где-то сделать небольшой ремонт, сделать какие-то приобретения, получить несколько ставок тренеров по месту жительства.

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму четко контролирует реализацию данной программы, в частности касающейся ГМП и спорта, организует антинаркотические марафоны по городам РТ. К нам, в самый удаленный от Казани город, несколько раз приезжали и волонтеры, и специалисты. Благодаря ответственной и заинтересованной работе Управления ФСКН по РТ мы имеем возможность с 2003 года успешно участвовать в конкурсах. Регулярно получаем информационную литературу, раздаточный материал хорошего качества, провели семинар Закамской зоны. Профилактическая работа ведется по нескольким направлениям.

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Когда не хватает раздаточного материала, изготавливаем сами из наглядного материала. Мы раздаем их и родителям, и детям чаще всего во время массовых мероприятий. За год роздано буклетов, памяток, брошюр и наклеено плакатов около трех тысяч экземпляров. Нужно сказать, что население к этому привыкло и относится к нам вполне адекватно, дозированная информация дает хороший эффект средствам массовой информации. Выпускается подростковая газета Next.

2. Представление перспектив наркотизации – так родилась программа «Нескучный двор». Поводом к ее возникновению послужили отсутствие подростковых клубов, недостаток оздоровительных лагерей, низкий уровень доходов населения. Мы решили вспомнить хорошо забытое старое – пионерское детство. Не рассказывая подробно о программе «Нескучный двор», скажу только, что в конце апреля месяца Министерство по делам молодежи, спорту и туризму запланировало в Балвах республиканский семинар по изучению и распространению данного опыта по Республике Татарстан. Чем привлекает программа? Небольшие затраты дают большой положительный эффект. Основные моменты реализации программы:

— Отбор и обучение вожатых – 3-5 дней. По окончании обуче6ния вожатые получают сертификаты.

— Приобретение небольшого количества недорогого спортивного инвентаря: мячи, скакалки, скейтборды, волейбольные сетки, (можно по мере необходимости меняться снаряжением между дворами).

—Расходные материалы – бумага, фломастеры, альбомы, фотопленка и так далее.

— Оплата заработной платы вожатым по контрактам.

— Небольшие расходы на посещение музеев, экскурсий, может быть, походы, поездки (в ряде случаев можно собирать средства с родителей).

— Реклама (при регулярной ежегодной работе не требуется).

— И никаких контрольных органов, как-то пожарные, санитарные службы и так далее.

Еще одна проблема региона – сельские подростки. Мы разработали и внедряем программу «Сельский лидер». Выезды с бригадой специалистов и волонтеров в сельские школы на 2-3 дня. Анализ работы показал, что это только начало работы с подростками, только первый этап, на основе которого мы разработали продолжение прогграммы «Сельский лидер – золушка».

Отличные результаты дали и физкультурно-массовые мероприятия. День бега собрал более 2000 участников, по возможности участвовали все главы администрации. «Новогодняя снежинка» и «Зимние забавы», КВНы и смотры художественной самодеятельности — главное, правильно все организовать.

У нас сложно просчитать эффект профилактики в процентах, если это вообще возможно. Тем более что взаимосвязи с милицией и здравоохранением – не самые идеальные. Но я надеюсь, что членство Бавлов в ECAD поможет нам заявить руководству, что профилактика наркотизации есть очень серьезный вопрос, и при том решаемый. Мы всерьез убеждены, что наша работа не просто слова, а реальная заявка на уменьшение спроса на наркотики и алкоголь.

Знание опыта и правильное выделение средств – залог успеха.

В завершение хочу поблагодарить ECAD: до того как я узнала о существовании этой организации, я уж никак не думала, что лично я смогу хоть как-то повлиять на наркоситуацию в общем. Теперь я так не думаю.

Программа «ЗАЩИТА»
по первичной профилактике наркотизации подростков
на селе

Муниципальное коммерческое учреждение «Многопрофильный молодежный центр «Яшьлэр доньясы»» Бавлинского района и г.Бавлы.

1. Постановка проблемы

В ходе реализации программы «Сельский лидер» выявилось, что 52% опрошенных относятся лояльно к употреблению алкоголя. Также существует опасность наркотизации сельской молодежи, потому что все чаще поступают сигналы о потреблении наркотических веществ, самодельно изготавливаемых из конопли и мака.

Как показывает практика, большинство сельских ребят, оказываясь в городах, начинают испытывать затруднения в адаптации к новым социальным условиям, что обуславливает попадание определенной части ребят в группу риска.

В условиях сельской местности, как правило, ограничены возможности организации полноценного досуга детей и подростков, оказания социально-психологической поддержки. Работа школы, по профилактике наркотизации в том числе, явно недостаточна. Нельзя забывать, что ребята из малообеспеченных семей, число которых на селе ежегодно увеличивается, также попадают в группу риска.

Вышеперечисленные аспекты выявляют острую необходимость увеличения работы по профилактике наркотизации. Учитывая эти проблемы, нами разработана данная программа.

2. Цель программы

Первичная профилактика наркозависимости и алкоголизма, предупреждения правонарушений через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности подростков. Выработка поведенческих навыков, облегчающие следование по пути здорового образа жизни, создание психологической защиты от патологических искушений.

3. Задачи программы

- Дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ и табачных изделий на организм, развеять привлекательность мифов о наркотиках.

- Осознать причины, ведущие людей к потреблению наркотиков.

Участники семинара
Участники семинара

- Научить подростков определять свои сильные и слабые стороны и целенаправить их на развитие первых и компенсацию вторых.

- Сформировать у подростка собственное отношение к данной проблеме.

- Уменьшить число лояльных к алкоголю и наркотическим веществам.

- Развить коммуникативные способности подростков.

- Преодолеть низкую самооценку большинства сельских ребят.

- Создать базу для дальнейшего сотрудничества с сельской молодежью

4. Механизм реализации

- Создание и подготовка рабочей группы по реализации программы из числа работников Межпрофильного молодежного центра «Яшьлэр доньясы». Апробация тренингов на воспитанниках ММЦ.

- Разработка вопросов анкеты и буклетов по профилактике наркомании среди подростков.

- Через районный отдел образования – рассылка телефонограмм в сельские школы с просьбой содействия в реализации программы.

- Согласование с администрацией сельских школ времени, места условий проведения.

- Организация рекламной кампании через все СМИ района.

- Подготовка реквизита и наглядных пособий, транспорта, звуковой аппаратуры для выезда в населенные пункты.

И далее в программе подробно излагается содержание конкретных мероприятий.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года