Профилактика наркозависимости в школьной среде

Профилактика наркозависимости
в школьной среде

Стеффан Хюбинетт, преподаватель профилактики наркомании в высшей школе в Толларе, писатель (Швеция): 
Я работаю в Швеции, и, в частности, занимаюсь профилактикой наркозависимости в школьной среде. Моя работа заключается в обучении профилактике учителей психологов и руководства школ. Сначала я скажу об общих аспектах профилактики наркозависимости в школах, а потом перейду к конкретике.

Стеффан Хюбинетт
Стеффан Хюбинетт

Не секрет, что потребление наркотиков и алкоголя грозит серьезными последствиями для наших школьников. Эти последствия сходны как в Швеции и России, так и во всем мире. Проще говоря, подобная зависимость оказывает влияние на способность школьников учиться. Это также влияет на общую атмосферу в школе на настроения в школьной среде и на самочувствие и комфорт других учеников. Если в отдельно взятой школе какая-то группа учеников начинает потреблять наркотики, то это влияет на атмосферу во всей школе, возникает другая культура общения, которая оказывает негативное влияние на всех остальных. Также это влияет на отношения между школьниками и взрослыми. Именно школьная среда является основной ареной профилактики наркозависимости, потому что именно там наши дети находятся целыми днями. Если школа функционирует хорошо, то и нашим детям тоже в ней хорошо. Таким образом, школа играет важную роль в профилактике наркозависимости. В наших школах этой деятельностью занимаются уже очень давно. Когда-то это получается лучше, когда-то - хуже. На протяжении истории наркопрофилактики менялись цели и задачи менялись амбиции преподавателей. Как школа должна осуществляет профилактику? 

До недавнего времени наркопрофилактика в школе была построена на информировании детей о вреде наркотиков, последствиях их потребления. При этом никем не ставился вопрос о том, к каким результатам приводила подобная деятельность. В некоторых странах начали исследования результатов такого обучения и единодушно пришли к выводу, что следует пересмотреть деятельность по профилактике наркозависимости. Оказалось, что запугивание не имеет воздействия на сознание учеников. Негативная информация о наркотиках, которую «выплескивали» на учеников, оказалась сильно преувеличенной, избыточной. Мы в подробностях рассказывали детям о разрушительных последствиях потребления наркотиков, о смерти и пагубных последствиях для организма. Однако положительные впечатления от приема наркотиков все равно влекли школьников открывать неизведанное. Суть этой проблемы – в разрыве между нашей негативной информацией и положительных свойствах и эмоциях, ощущаемых в момент приема наркотиков. Школьники младшего и среднего возраста очень податливы к отпугивающей информации, они хорошо ее воспринимают, но когда они становятся постарше и пробуют наркотики, они вдруг понимают что все что говорили взрослые не совсем верно, и на самом деле наркотики приятны. 

Другая проблема состоит в том, что мы были убеждены: знания о наркотиках и последствиях их приема автоматически приведет человека к отказу от их потребления. Мы исходили из того, что знания – это сила. К большому сожалению, выяснилось, что нет прямой связи между знанием и поведением человека. Оказывается, школьники склонны экспериментировать с различными наркотиками, несмотря на то, что они владеют о них исчерпывающими знаниями. Подросток рассуждает так: «Да, безусловно, те ужасные последствия, о которых говорят учителя и родители, могут быть, но этого не случится лично со мной». 

Банально, но основная задача школы - информировать, обучать, рассказывать, но если вся эта деятельность не приводит к желаемым эффектам, что тогда мы можем сделать? 

Я перечислю: первое — несмотря на все вышесказанное, это обучение и информация, они приносят пользу и эффект, если их осуществлять определенным образом. В информировании мы должны исходить из того, что у наркотика есть две стороны – его якобы «позитивные» качества и разрушительные последствия. Это не значит, что мы принимаем наркотики как явление, но надо быть реалистами и, наверное, не стоит слишком много говорить о медицинских последствиях потребления. Скорее, нужно больше говорить о других негативных явлениях, таких как, риск развития зависимости, влияние наркотиков на отношения с другими людьми. Возможно, что медицинские последствия зависимости не наступят быстро, но первая стадия - это разрушение социальных отношений с товарищами и родителями. Что произойдет со мной, когда все мои мысли будут крутиться вокруг химических препаратов и как это отразится на отношениях с окружающими?

Во-вторых, мы — взрослые и педагоги должны вести со школьниками диалог. Это не должно быть одностороннее общение. Пусть школьники задают свои вопросы. Интерактивность при проведении диалога — это очень важный фактор. 

Теперь нужно сделать более общее замечание о школе, а точнее, о том, что она из себя представляет, как заведение в целом. Когда мы проводили исследование в Стокгольме на тему потребления наркотиков в отдельно взятых школах, то обнаружили, что между школами есть большие различия. В одной школе 2% учеников сказали, что они пробовали наркотики, а в другой таких учеников оказалось 30%. Как объяснить такое большое расхождение? 

Одним из объяснений может быть географическое расположение школы в зависимости от социально-экономической среды того или иного района. Естественно, что существует прямая связь с экономическим положением родителей и семей. В Стокгольме мы пришли к выводу, что чем состоятельнее родители и чем больше денег они имеют, тем школьники более склонны к алкоголю и наркотикам. Стокгольм - город с большой степенью сегрегации по районам. В спальных районах пригорода очень остро стоят социальные проблемы. Но исследование показало, что подростки из таких районов в меньшей степени употребляют алкоголь, чем их более богатые сверстники. 

В школах, где хорошо работает информирование и обучение, где есть хорошие контакты между школьниками и педагогами, где, по данным исследования, ученики испытывают доверие к взрослым, там эта проблема стоит мене остро. А значит, в таких школах меньше риск развития наркозависимости у учеников, там пользуются качественные методы по работе с учениками, страдающими расстройством концентрации и неусидчивостью. 

Третий фактор развития наркозависимости - это табакокурение. По нашим данным существует прямая зависимость между табакокурением среди школьников и их склонностью к потреблению алкоголя и наркотиков. В тех группах учеников, где рано начинают курить, также выше риск последующего потребления алкоголя и наркотиков. Таким образом, если на ранней стадии нам успешно удается провести профилактику курения, то одновременно повышаются наши шансы в области эффективной профилактики наркозависимости и алкоголя. 

Четвертое – это политика школы. В школе должны существовать определенные принципы и правила, касающиеся этой проблемы. Мы, взрослые, должны выработать в себе способность быть внимательными, выявлять детей с риском развития наркозависимости на ранней стадии и вмешиваться так, чтобы возникшая проблема не имела для школьника внушительных последствий. С другой стороны, мы должны ясно и открыто говорить о рисках, но не устраивать судилище, и не осуждать потребляющих гласно. Наша задача состоит в том, чтобы доступными методами избавить школу от наркотиков. Но эта если проблема возникнет, то мы должны создать все условия, чтобы ученики не выпали из учебного процесса, чтобы они могли вернуться в русло нормальной жизни. 

При обнаружении факта потребления наркотиков нужно сразу же подключать социальные службы, которые будут заниматься этой проблемой. Эти службы будут следить за тем, чтобы ребенок регулярно сдавал анализ и демонстрировал, что на данный момент он не потребляет наркотики. 

Важнейшую роль в системе школьной наркопрофилактики играют родители. По данным различных исследований ребенок, у которого оба родителя употребляют алкоголь, хуже учится и хуже себя чувствует. Ребенок живет в состоянии постоянного стресса, у него возникает много различных лишних эмоций. При этом отношение родителей к алкоголю и наркотикам несомненно оказывает влияние и на отношение ребенка к этим же вещам. 

Интересно, что по нашим данным обучение родителей дает гораздо больший положительный эффект, чем обучение детей. Педагогам это осознавать немного грустно, но это так. Позитивный эффект появляется тогда, когда, с нашей помощью, родители начинают говорить о своих проблемах друг с другом. В Швеции проводится много экспериментов по вовлечению родителей в наркопрофилактику. 

Что касается профилактики табакокурения, то по нашим данным, информирование детей о вреде табака не приводит к каким-то положительным результатам. Здесь многое зависит от того, какие правила действуют в школе в отношении курения. Позволяет или не позволяет руководство курить на территории школы, и какие последствия ждут учеников, которые нарушают эти запреты.

Школа и родители: 
Осмельтесь начать разговор

Берье Даль, социальный работник, заведующий центром профилактики наркомании в Эребру (Швеция): 

Я руководитель профилактического центра «Спартак». Вы знаете, что Спартак был рабом, который поднял восстание еще в 71 году до нашей эры. То, о чем мы здесь с вами говорим, это тоже разговор о свободе. Наша профилактическая работа заключается в том, чтобы сохранить людям свободу, дарованную с самого рождения. Я помогаю преодолевать наркозависимость. Эта работа заключается в помощи заблудшим людям, для того чтобы они снова могли вернуться к себе домой.

Берье Даль и Полина Лисовская (переводчик).
Берье Даль и Полина Лисовская (переводчик).

Нет безнадежных людей. Это мое твердое убеждение. Когда я был молодым социальным работником, я считал, что могу изменить мир. Сейчас я до сих пор думаю, что мы в состоянии это сделать. Изменения начинаются только внутри нас. Мы – работники этой сферы, те, кто занимается профилактикой и лечением, постоянно должны себя спрашивать: «Каковы мои мотивы, что движет мной?». И мы должны быть в состоянии делать вызовы самим себе, мы должны спрашивать себя, какая причина заставила нас начать работать с наркозависимыми. Может быть, мы стали этим заниматься, потому что сами родились в семье, где кто-то злоупотреблял наркотиками. Может быть, это был неосознанный мотив при выборе профессии. В нашей профессии надо знать, что вряд ли один человек когда-либо сможет изменить другого человека. 

Надо сказать, что есть много такого, о чем мы не решаемся говорить, когда обсуждаем проблемы наркомании. Я написал книгу, которая называется «Осмельтесь начать разговор», эта книга о родителях и родительском долге. Она состоит из 18 разных тем. Там есть все - от общих оценочных сведений о наркомании до признаков, по которым можно обнаружить ребенка, потребляющего наркотики. Самый главный фактор антинаркотической деятельности - это профилактическая сила родителей. Никто не любит и не будет любить моих детей так, как люблю их я и моя жена. Поэтому здесь движущей силой является любовь. 

В наши дни, чтобы быть родителем, нужно быть очень смелым человеком. Чтобы быть молодым человеком, также нужно быть очень смелым. Тинэйджеры хотят, чтобы родители были такими же, как они и шли их путем. Требуется мужество и смелость идти своим собственным путем, а не поддаться влиянию своих детей. К сожалению, родители не всегда достаточно мужественны и последовательны, как нам хотелось бы. 

В таком случае, возможно, нам помогут некоторые примеры людей, которые явили собой воплощение величия человека. Я знал одну чернокожую женщину – Розу Паркс, которая является примером такого величия. Она воплощает собой понятие мужества. В конце 50-х она решила - несправедливо, что чернокожие американцы в южных штатах не могут ездить в тех же автобусах, что и белые. И вот она села в автобус для белых, и после ее поступка поднялось целое движение за равноправие людей. Это пример того, как один человек может изменить мир. Здесь я хотел бы привести шесть тезисов профилактики наркозависимости в школе. 

1. Единая политика и общие ожидания от учеников. Их больше, но они должны быть разумны в том, что касается знаний и достижений учеников. Ученики должны нести совместную ответственность с учителями за качество своих знаний и поведение.При этом должна существовать система поощрений и наград за хорошее поведение для учеников; 

2. Компетентные педагоги. Педагоги должны пробуждать у учеников интерес к знаниям и мотивировать их. Современный учитель должен уметь руководить классом и преодолевать проблемы, возникающие в классе; 

3. Сотрудничество между педагогами и медицинскими работниками школы в области профилактики наркомании среди учеников; 

4. Сотрудничество между школой и родителями учеников; 

5. Содержательная и хорошо структурированная деятельность школы по организации свободного времени учеников; 

6. Строгие меры в отношении прогулов.

Говорите с ребенком

Специально для школьных педагогов мы сняли фильм под названием «Мы против мира». В основу сюжета этого фильма взят обычный день двух обыкновенных тинэйджеров. Фильм специально разбит на отрывки, в паузе между которыми учитель обсуждает с юными зрителями то, что они увидели. Нам кажется, что очень важно проводить такое обучение, начиная с младшего школьного возраста и далее на протяжении всех школьных лет. Дело в том, что единичные курсы не имеют абсолютно никаких последствий. 

Дети, у которых существует самый высокий риск стать наркозависимыми – это дети алкоголиков и наркозаивисимых. Вся профилактическая работа в школе, во всяком случае, большая ее часть, должна касаться именно таких детей. Мы их называем загадочными детьми. Я сам был таким и знаю, в чем состоит эта загадка. Еще ребенком я научился врать, и я знаю, что такое стыд. Одно слово взрослого в определенной ситуации может повернуть ребенка в сторону окончательной гибели, а может возродить его веру и надежду на нормальную жизнь. 

В Швеции по статистике в каждом классе есть 2-3 ребенка наркоманов и алкоголиков. И эти дети играют самые разные роли, чтобы выжить. Наша задача – увидеть то, что находится за этими масками, за ролями, которые они играют. Мы должны разглядеть в поведении такого ребенка черты какого-нибудь сказочного героя и понять, почему он старается играть именно так. Это может быть ребенок, у которого не все в порядке в семье, и его родители, скорее всего, окажутся алкоголиками или наркоманами. Есть тип ребенка под названием «козел отпущения». Алгоритм поведения такого ребенка строится на тезисе «Если я не могу быть лучшим, то я могу быть худшим». Такой ребенок является настоящим героем в своей семье, потому что именно он притягивает на себя внимание собственными проблемами в школе и отвлекает от других проблем, существующих в семье. 

Есть еще один тип – тип «невидимого ребенка». Такой ребенок будет скрывать свою тайну, делаясь невидимкой. 

Есть тип ребенка «клоуна». Его защитным механизмом является смех по любому поводу. 

Мы разработали специальную «Превентивную» программу «Спартака», в рамках которой обсуждается родительский аспект наркопрофилактики. Программа создана для тех специалистов, кто занимается информированием родителей о наркоугрозе. Одно из заданий этого курса предлагает слушателям описать, «как вы себе представляете наркомана?». Многие родители считают, что наркоман выглядит так, как они выглядели в 60-е годы: волосы до пояса, неряшливая одежда. Но это далеко не так. Юный наркоман может быть самым обычным подростком, и родители должны это понимать. Сложившийся стереотип образа наркомана может служить для родителей лишь поводом для самоуспокоения: «В моей семье никогда такого быть не может, потому что мой ребенок аккуратно одет», - рассуждает такой родитель. 

Я считаю, что дети не могут остановить наркоманию, а родители — могут. Когда в конце 60-х Швеция стала погружаться в эту страшную наркотическую «трясину», то поворот в общественном сознании наступил, благодаря группе сознательных родителей. Их протесты, в конце концов, и привели к изменению законодательства. Для того чтобы родители вновь смогли сыграть такую роль, им нужны знания. Вот принципы действия для действительно неравнодушных родителей. Во-первых, говорите с ребенком спокойно и расскажите о вашем беспокойстве. Во-вторых, никогда не бойтесь совершить ошибку, полагайтесь на вашу интуицию. Если вам кажется, что с вашим ребенком что-то не то, положитесь на ваши чувства. Помните, что молчание – это лучший друг наркозависимых.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск от 10 декабря 2006 года