Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях

“Об организации работы по предупреждению
и пресечению правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков,
в образовательных учреждениях”

ПИСЬМО Минобрнауки России, МВД России, ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по образованию 
Министрам внутренних дел, начальникам Главных управлений. Управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации 
Начальникам территориальных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

В целях реализации Федерального закона от 8 января 1998 г. Ь 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, Федерального закона от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании”, повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба Российской Федерации по контролю оборотом наркотиков: 

1. Направляют для использования в работе Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях (далее -- Рекомендации) (приложение 1). 

2. Предлагают органам управления образованием, органам внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальным органам Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: 

2.1. Довести Рекомендации до сведения подведомственных органов и учреждений. 

2.2. Разработать совместные планы мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях в соответствии с Рекомендациями. 

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Р.Фридлянов 
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации А.П.Новиков 
Заместитель Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков А.В.Федоров

Приложение 1
к Письму Минобрнауки России, МВД России, ФСКН России
от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06

РЕКОМЕНДАЦИИ 
По осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных 
учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств 
и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, 
связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях
I. СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И
СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В настоящее время в Российской Федерации по-прежнему сохраняется ряд негативных тенденций в сфере противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (далее -- незаконный оборот наркотиков). Остается значительным число преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее -- правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков). 

В 2004 г. общее число преступлений, зарегистрированных в сфере незаконного оборота наркотиков, составило 150,1 тыс. (в том числе связанных со сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ -- 79,9 тыс.). В структуре выявленных в 2004 г. наркопреступлений 99,7 тыс. составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. К уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, привлечено 68,8 тыс. человек, в том числе 20,4 тыс. человек -- за сбыт наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. 

За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -- далее КОАП РФ) в 2004 г. к административной ответственности привлечено 14 тыс. человек, за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 6.8 КОАП РФ) -- 2,7 тыс. человек. 

Все большее распространение получает незаконный оборот сильнодействующих и иных одурманивающих веществ, формально не относящихся к наркотическим средствам и психотропным веществам, но оказывающих на организм человека сходное с наркотическим воздействие. Употребление подобных веществ так же, как и употребление наркотиков, представляет собой непосредственную угрозу физическому и психическому здоровью детей и молодежи. 

Особую тревогу вызывают масштабы вовлеченности в незаконный оборот наркотиков несовершеннолетних и молодежи. Из общего числа лиц, привлеченных в 2004 г. к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более половины (54,1%, или 37,2 тыс. человек) составили молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, 4,4% (3 тыс. человек) -- несовершеннолетние. 

Анализ наркоситуации в России свидетельствует, что к основным “зонам риска”, где особенно активно действуют представители преступных группировок, осуществляющих деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, вовлечением несовершеннолетних и молодых людей в их употребление и распространение, относятся места досуга подростков и молодежи, а также образовательные учреждения (общеобразовательные школы, профессиональные училища, средние специальные и высшие учебные заведения, общежития учреждений профессионального образования и т.д.). 

Указанная ситуация обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

II. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ,
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правовую основу деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях составляет ряд законодательных актов Российской Федерации и международных договоров, участником которых является Российская Федерация. 

В частности, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1998 г. (подпункты f и g пункта 5 статьи 3) рассматривает в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вовлечение или использование несовершеннолетних в совершение такого правонарушения, а также совершение правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотиков, в учебном заведении, или в общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий. 

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (статья 33) устанавливает, что государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими. 

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (статья 4) включает в число основных принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. 

Указанный Федеральный закон также определяет наркоманию как заболевание (статья 1) и устанавливает запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (статья 40). Ответственность за нарушение данной нормы предусмотрена КОАП РФ (статья 6.9). 

Кроме того, КОАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение таких правонарушений, как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 6.8); вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (статья 6.10); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (статья 6.13); непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (статья 10.4); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (статья 10.5); потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.20, часть вторая); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22). 

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее -- УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. К ним относятся: вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ (статья 151); контрабанда наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (статья 188, части вторая -- четвертая); незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1); нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (статья 228.2); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (статья 230); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (статья 231); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (статья 232); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (статья 234). 

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (подпункт 3 пункта 3 статьи 32) администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (следовательно, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ). 

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (статьи 1, 2, 5) устанавливает правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков). В соответствии со статьями 14, 21, 23 указанного Федерального закона индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними данной категории в пределах своей компетенции осуществляют органы управления образованием, образовательные учреждения и органы внутренних дел. 

Деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на территории образовательных учреждений должна быть организована на межведомственной основе. Особая роль в этой деятельности отводится правоохранительным органам, прежде всего территориальным органам Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и органам внутренних дел (в том числе подразделениям по делам несовершеннолетних, подразделениям уголовного розыска и другим подразделениям криминальной милиции, службе участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службе), работа которых должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ,
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основными функциями органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях являются следующие. 

1. Органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции: 

1.1. Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений (далее -- обучающиеся), потребляющих наркотические средства и психотропные вещества (далее -- наркотики) без назначения врача и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учет таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий. 

1.2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и (или) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: 
“ о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 
“ о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо совершенных иными лицами на территории образовательных учреждений. 

1.3. Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. 
“ Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц. 
“ Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. 

1.4. Обеспечивают: 
“ разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 
“ организацию правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 

1.5 Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со статьями 191 и 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а так же опросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей в соответствии со статьями 25.2 и 25.6 КОАП РФ. 

2. Органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции: 

2.1. Выявляют обучающихся, потребляющих наркотики без назначения врача и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и информируют о них органы управления образованием и образовательные учреждения. 

2.2. Выявляют места возможного сбыта, приобретения и потребления наркотиков в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. 

2.3. Выявляют лиц, вовлекающих обучающихся в потребление наркотиков без назначения врача и (или) совершение иных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 

2.4. Производят дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе: 
“ производят предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями: 188 частями второй--четвертой; 228 частью второй; 228.1, 234 частями второй и третьей (органы внутренних дел -- также о преступлениях, предусмотренных статьей 151 частями второй и третьей, а органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ -- также о преступлениях, предусмотренных статьями 229, 230 частями второй и третьей; 231 частью второй; 232 частью второй) УК РФ; 
“ производят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями: 228 частью первой; 228.2, 230 частью первой; 231 частью первой; 232 частью первой; 233, 234 частями первой и четвертой (органы внутренних дел -- также о преступлении, предусмотренном статьей 151 частью первой) УК РФ. 

2.5. Осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе: 
“ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5; частью второй статьи 20.20 КОАП РФ; 
“ составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, статьей 20.22 (органы внутренних дел -- также об административном право нарушении, предусмотренном статьей 6.10) КОАП РФ; осуществляют административное задержание при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, а также обеспечивают доставление задержанных лиц в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел или органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 

2.6. Оказывают органам управления образованием, образовательным учреждениям содействие в: 
“ разработке и внедрении в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 
“ организации правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 

3. Органы управления образованием, образовательные учреждения, органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывают и реализуют совместные планы мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, в том числе: 

3.1. Организуют целевые профилактические рейды, операции и другие профилактические мероприятия, в том числе в помещениях и на территории образовательных учреждений, местах досуга несовершеннолетних и молодежи, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным боротом наркотиков. 

3.2. Рассматривают вопросы организации деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях на межведомственных совещаниях, семинарах, конференциях, заседаниях коллегий. 

3.3. Обеспечивают обмен информацией: 
“ об обучающихся, состоящих на учете в образовательных учреждениях, органах внутренних дел, органах по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с потреблением наркотиков без назначения врача и (или) совершением иных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 
“ о соответствующих подразделениях и должностных лицах органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивающих взаимодействие указанных органов и учреждений по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях (с указанием способов связи с ними). 
3.4. Обеспечивают защиту прав обучающихся при проведении профилактических мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых обучающимися либо совершаемых иными лицами на территории образовательных учреждений. 
4. Координацию и контроль за осуществлением взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях обеспечивают: 
“ на уровне субъекта Российской Федерации -- руководители органов управления образованием, органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; 
“ на уровне муниципального образования -- руководители муниципальных органов управления образованием, органов внутренних дел, межрайонных (городских) подразделений территориальных органов Федеральной службы Российской Феде рации по контролю за оборотом наркотиков; 
“ на уровне образовательного учреждения -- руководители образовательных учреждений, соответствующих подразделений органов внутренних дел, межрайонных (городских) подразделений территориальных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. 

Источник: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов “Организация профилактики в системе образования”. Часть 2. - Под ред. Т.В. Голубевой, 2005 г., С. 30-15

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск от 10 декабря 2006 года