Опыт специалиста

18.01.2021

Опыт специалиста

Для того чтобы внедрять новые методы профилактики, нужно, прежде всего, убедить директоров школ в необходимости серьезной борьбы с наркотиками. 

О своем положительном примере рассказывает заведующая сектором медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Барцалкина.

Игорь Беляев
Игорь Беляев
Лариса Иванова
Лариса Иванова

За основу школьной антинаркотической профилактики мы взяли американские методы антинаркотической профилактики в школе, и в течение 5 лет адаптировали их к российской действительности. Одну из таких программ под названием «Семья и школа вместе» мы попытались внедрить в школы, но встретились с упорным сопротивлением директоров. Тогда психологи пошли по другому пути и презентовали свою программу родителям учеников. Те сразу же признали ее ценность и буквально заставили директора школы принять программу на вооружение. Основная ценность программы в том, что проводят ее не психологи-профессионалы, а прошедшие предварительную подготовку заместитель директора по воспитательной работе, психолог школы, представитель психологической службы района. Результаты программы превзошли все ожидания. Родители организовали группу взаимопомощи. В семьях выявились многие проблемы с детьми, о которых раньше предпочитали не говорить. Например, эпизодическое злоупотребление алкоголем. И, самое главное, что эти проблемы стали решать сообща. Но для того чтобы успешно воплощать программы в жизнь, нужны специалисты нового поколения, настоящие профессионалы.

Игорь Беляев, участник волонтерского движения (Ступино, Московская область) 
В городе Ступино, расположенном в 100 км от Москвы, несколько лет назад появилась базовая площадка по реализации закона Московской области «О профилактике наркомании». Ваш покорный слуга — руководитель общественного клуба и член областной межведомственной комиссии, которую возглавляет вице-губернатор области. Финансы мы получаем в рамках закона о льготном налогообложении в Московской области, согласно которому, предприятия региона не доплачивают налоги в областной бюджет, но поддерживают нас. Взаимодействие со всеми субъектами профилактики в области происходит под эгидой вице-губернатора и под кураторством Главного управления региональной безопасности. Область реализует антинаркотическую политику через силовой блок. В результате эффективной работы у нас уровень наркотизации молодежи в три раза меньше, чем в соседних городах, уровень подростковой преступности — в четыре раза. Важным подспорьем в нашей работе является помощь волонтеров. Дети-волонтеры приходят к нам сами, мы их обучаем и даем возможность самореализоваться. 93% детей города занимаются в учреждениях дополнительного образования. Волонтерами руководят завучи по воспитательной работе, которые проходили подготовку по тем же волонтерским программам.

Лариса Иванова, старший преподаватель КГПУ, куратор по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи (Петрозаводск) 
Если говорить о ноу-хау в области антинаркотической профилактики, то можно отметить нашу программу «ДОМ» (Дети – образование – милиция), автором которой стали доцент Карельского педуниверситета Светлана Горанская и руководитель отдела МВД по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Ольга Баранова. Ее суть — в моделировании ситуаций, при которых у человека появляется возможность или желание попробовать наркотики, и поиске путей выхода из подобных положений. Большую роль в этой программе отводилась сотрудникам милиции. Они приходили в школу в своей форме, но не для того чтобы запугать школьников, а для того чтобы провести цикл бесед о вреде наркотиков и последствиях их потребления. Причем, все участвовавшие в программе работники милиции имели педагогическое образование и могли подавать материал в доступной форме.

Комментарий

Георгий Зазулин: 
Я помню, что этими вопросами у вас занималась и Любовь Васильевна Гончарова, капитан милиции старший инспектор отделения по профилактике наркомании милиции общественной безопасности УВД Петрозаводска. Почему министерство образования не обратило внимание на это «ноу?хау»? Почему не отлицензировало программу «ДОМ» и не рекомендовало ее другим регионам? Я благодарен вам за то, что вы вспомнили об этой форме работы. К сожалению, сейчас в России о ней никто не знает.

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  спецвыпуск от 10 декабря 2006 года