Работа школы по первичной профилактике потребления психоактивных веществ

Работа школы
по первичной профилактике потребления 
психоактивных веществ

Народная мудрость гласит: «если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно, если на 10 лет вперед — сажай лес, если же на 100 лет — воспитывай детей». Воспитание в России начиная с XI века было основной педагогической категорией, наиболее емкой, интегрирующей и формирование, и развитие, и обучение человека. С течением времени каждая эпоха наполняла его своим содержание. Сегодня можно говорить об очередном приливе вни мания к проблемам подрастающего поколения. На самом высоком официальном уровне зазвучали утверждения, что воспи тание в сегодняшней России — приоритет номер один, имеющий государственную и общественную самоценность. Сегодня уже никто не спорит с тем, что воспитание человека происходит в трех ипостасях. 

Прежде всего, в процессе социализации, и в этом смысле воспитание — процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором формируется, развивается, реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием. Это объективная реальность объективного бытия. 

Одновременно с этим существует воспитание как деятельность педагогов в различных учреждениях образования. Это вторая ипостась. Как всякая целенаправленная педагогическая деятельность, воспитание в этом случае может и должно быть системным. Этим профессиональное воспитание отличается от непрофессионального. 

Есть еще третья ипостась — самовоспитание личности, ее самостроительство, саморазвитие. Но эта сфера пока недоступна даже для большинства профессионалов, ибо речь идет о внутреннем мире развивающегося человека, мотивы которого часто лежат за пределами сознания и его воли. 

Вернемся к профессиональном воспитанию. Время разрозенных, одиночных, неупорядоченных действий в воспитании проходит. И наоборот, все большую силу набирает движение воспитательных систем. Система возникает в результате внутренних потребностей школы, осознанной необходимости большинства ее «населения».

…Не буду рассказывать о всей воспитательной системе школы, а коснусь в основном только одного ее звена – подросткового клуба «Новый подвал». Хотя надо оговориться, что вся воспитательная система, работа всех клубов, центров, кружков направлена на профилактику. Ведь если подросток знает, чем себя занять, имеет жизненные идеалы и цели – ему не потребуются ПАВ. Пустоту во времени и в душе мы должны помочь заполнить, и не мероприятиями ради галочки, а помочь сделать осознанный выбор. Поэтому в нашей школе и работает множество клубов, центров, где бы каждый нашел себе дело по вкусу. 

Исходя из этого, а также из потребности детей к общению, к самовыражению, решению жизненных проблем, желанию принадлежать какой-то общности пришло решение о необходимости создания подросткового центра нравственного воспитания «Новый подвал». На базе этого центра проводятся тренинги общения, тренинги профилактики потребления психоактивных веществ и др., работает театр социальной пьесы. Здесь можно поговорить о смысле человеческой жизни, хотя он противоречив и связан с конкретными ценностями, различны формы его осознания, они изменяются с возрастом и с течением времени. Но есть общечеловеческие ценности. Это ценность человеческой жизни, стремление людей к справедливости, счастью и т.д. Чем выше духовность человека, тем выше смысл его жизни. Отсутствие смысла жизни – это и причина появления вредных привычек (алкоголизма, наркомании), попытки суицида. В центр может прийти любой ребенок, привести своих друзей. Нравственное совершенствование среды, предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирование единой, неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме, создание в нем целостного воспитательного комплекса – вот перспективные задачи такого центра. Может возникнуть вопрос «Почему в подвале?» Все мы, родители, не хотим, чтобы наши дети ползали по подвалам. Но у них в силу специфики их возраста не всегда есть желание идти во дворцы и клубы, а подвал во многом может оказаться ближе для них, к тому же в нашей школе напряженно с помещениями. Считаю важным, что дети должны не прийти в готовый, оборудованный подвал, а должны сами приложить усилия для обустройства его, и задача взрослых помочь им в этом. В созданное своими руками всегда вкладывается частичка души. Этим под руководством С.М.Ерофеева и занимаются дети летом. Надо отметить своеобразность работы его ремонтных бригад. Свой рабочий день эти бригады начинали с тренингов. В результате ха месяц работы получался единый сплоченный коллектив, в котором даже девочки умеют орудовать молотком и изготавливать мебель. 

Основной задачей центра является формирование у подростков здорового жизненного стиля, который препятствует потреблению наркотических и других психоактивных веществ. 

Проектом «Спазм» (социально-психологические аспекты зависимости молодежи), который является основным в стратегическом планировании деятельности подросткового центра «Новый подвал», предусмотрено 4 этапа последовательного освоения подростками навыков здорового жизненного стиля. 

На 1 этапе подростки получают достоверную информацию о действии и последствиях наркотических и других психоактивных веществ. Идет работа по программе «Притон», а также по программе «TV» о стадиях формирования зависимости от TV, компьютерных игр и о времени, потерянном впустую. 

На 2 этапе предусматривается освоение навыков выбора и отказа от наркотических и других психоактивных веществ в трудных жизненных ситуациях. На этом этапе идет работа по программе «Твой выбор». 

3 этап предусматривает личностное развитие подростков с элементами взаимодействия в команде, сотрудничества и креативности. На этом этапе идет работа по программам «Личностный рост в команде» и «Преодоление». 

4 этап является результирующим в формировании устойчивой гражданской позиции молодого человека по отношению к наркотизации общества, понимание личной ответственности за все, что происходит в России, осознании своей роли в построении гражданского общества. 

На базе подросткового центра «Новый подвал» создано школьное самоуправление и развивается волонтерское движение. Очень активно в этом году на базе центра работает клуб «Земляника», где еженедельно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Эти встречи в неформальной обстановке, в едином тесном кругу, часто с гармошкой и письмами ребят для ветеранов играют большую роль в воспитательной системе школы. 

На базе центра в течение 2 лет идет работа с младшими школьниками (учениками 3-4 классов) по программе «Спазм для маленьких». 

За время работы центра уменьшились факторы риска и значительно усилились факторы защиты от употребления ПАВ на всех уровнях: школа, семья, сверстники. 

Создан и начал реализовываться проект «Гражданское образование», так как мы считаем, что любой человек в возрасте 15-16 лет должен осознавать, что гражданское общество начинается с него, чтобы у сегодняшних подростков как можно раньше выработалась позиция граждан своей страны. А она подразумевает следующее – я не считаю, что от меня ничего не зависит. Не жду, что кто-то для меня наладит жизнь вокруг, и пробую что-то изменить. 

Сейчас уже практически готов проект для реализации в районах области и организации города. В этот проект входит социальный спектакль «Люби всех нас», тематическая антинаркотическая дискотека, тренинги для взрослых и детей по профилактике потребления ПАВ. 

Участие в спектаклях является мощным средством развития и воспитания учеников. Не случайно театральные постановки были неотъемлемой частью школьной жизни у великих отечественных педагогов (Макаренко, Шацкий). Эта работа несомненно обогащает школьников и самого учителя. Но здесь важно соблюдение некоторых условий. Первое – качество литературного материала должно быть очень высоким: лучшее из классики и современности. Второе – высоким должен быть и уровень режиссерской и актерской работы учителя и учеников. Его можно считать высоким тогда, когда зрители забывают, что на сцене их одноклассники, и испытывают восторг от самого искусства. Театром у нас руководит профессиональный режиссер-сценарист, и от детей она требует полной самоотдачи. Театр – это магия, это сила, в чем-то неподвластная человеку, и как всякое искусство, театр – это всегда тайна. Создавая роль, наш ученик одновременно решает для себя два важные задачи: правдивого вхождения в сценический образ и отражения своего отношения к нему. И в этом тоже проявляется притягательная сила сцены. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом и состоит облагораживающая сила театрального искусства, которому на наш взгляд, нет равных по силе эмоционального воздействия. И, как мне представляется, задача школьного театра вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала. 

Два года назад театральная группа освоила новый вид творчества: поставили социальную пьесу «Элла, или Любовь к лошадям». Можно сколько угодно рассказывать о том, что значит быть прикованным к инвалидному креслу, и ребята будут пропускать эту информацию мимо ушей, думая: это нас лично не касается, у нас руки-ноги целы. Но достаточно кому-то из них один раз, пусть даже в игровой ситуации и ненадолго, оказаться в роли колясочника - и его отношение к этому изменится. С пьесой «Элла…» ребята совершили свои первые гастроли в Шексну. И вот уже поставлена вторая социальная пьеса «Люби всех нас». 

Новое поколение школьников – это дети новой России, выросшие в иных условиях, чем их братья и сестры (не говоря уже о родителях). Поэтому каждого ребенка надо изучать заново. Меняются воспитательные методики и технологии. Лобовые методы воспитания все больше уступают место косвенным, опосредованным. В этих условиях воспитатель должен быть готов к любым неожиданностям, нештатным ситуациям, нетрадиционным действиям. А главная задача управленцев остается прежней – обеспечение режима устойчивого развития воспитательных систем. 

Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».   

Г. А. Маничева, 
директор школы № 32 г.Вологды

© по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3701, 10 июня 2005 года