Наркогенная литература

Наркогенная литература

Я отношу к этому направлению произведения, основанные либо на драматической коллизии реальных и иллюзорных интересов, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков... либо на исследовании перипетий, связанных с тем же. Конечно, имеются в виду лишь те произведения, в которых эмоциональная оценка состояний алкогольного или наркотического опьянения, а также соответствующих персонажей положительна. Подобная оценка отнюдь не всегда присутствует в тексте, но, если в контексте она есть и у читателя достаточно оснований идентифицировать себя с героем, его судьба оказывается увлекательной... Это не означает, разумеется, что человек, прочитавший произведение подобного сорта, здесь же станет алкоголиком или наркоманом. Однако соответствующая предрасположенность безусловно складывается. И при неблагоприятном стечении иных обстоятельств она может стать роковой. Во введении был представлен модельный сценарий. А здесь я хочу отметить, что наиболее патогенной является литература, живописующая мир наркотиков, мир иллюзорной реальности, связанной с их потреблением. Что касается алкоголя, то его эпоха, скорее всего, уже позади и сейчас мало кто из читающей публики позарится на «ценность» пьяного существования. Впрочем, мне не раз приходилось иметь дело с интеллектуальными пьяницами, которые укреплены в своей болезни соответствующим представлением: будто бы алкоголизация — естественный атрибут современного бытия, будто бы без неё никак нельзя... 

А вот наркотики! Мне многожды попадались наркоманы, которые до начала употребления наркотиков настроились на их потребление отчасти с помощью книг. Поэтому здесь считаю уместным тезисно представить суть извращения, развивающегося через наркотики. Пусть знакомство с этим понятием воспрепятствует знакомству с наркотиками кого-нибудь из читающих сии строки... 

NB. А производить наркотики чрезвычайно выгодно, так что заказ на завуалированную рекламу год от года становится откровеннее! 

Итак, как развивается наркомания? Оказавшись во власти соответствующего внушения (социального, книжного и т. п.), человек употребляет наркотическое вещество. Действуя на мозг, оно вызывает положительные эмоции такой силы и качества, каковые не могут быть произведены за счёт удовлетворения нормальных потребностей... Вот в этом и состоит самая большая беда: знакомство с сильными наркотическими переживаниями обесцвечивает повседневную реальность. Поэтому довольно скоро человек подчиняет всю свою жизнь поиску именно этих переживаний — ведь охотиться за менее сильными просто нет смысла. Постепенно вся мотивационная сфера наркомана перестраивается таким образом, что верховными ценностями оказываются именно эти сильные чувства. Далее человек уже не может бороться с влечением и гибнет. 

Самое большое заблуждение тех, кто никогда не пробовал наркотики, состоит в том, что будто бы и после знакомства с их действием можно с собой совладать... К сожалению, в подавляющем большинстве случаев совладать с собой уже нельзя. Печальная истина именно такова: человеком руководят не его сознание, принципы и т. п., а эмоции, чувства... Так что, познакомившись с превосходными искусственными чувствами, человек почти сразу становится зависимым от них. 

  

Не пробуйте наркотики!
Никогда не пробуйте веществ, производящих
сильные положительные эмоции...
Не калечьте свою жизнь! 

А что касается литературы, видео- и тому подобных художеств, живописующих наркотический мир, — будьте уверены: они созданы либо безответственными людьми по собственной глупой воле, либо на заказ... В значительной части случаев подобные произведения — плод самих наркоманов. При этом очень часто произведение является этаким самооправданием (перед самим собой): ему, писателю-наркоману, уже плохо, он уже чует собственную погибель, но пристрастие принуждает его находить различные оправдания потреблению наркотиков. Вот таким образом и появляются на свет опусы, идеализирующие мир наркотиков... 

...Индивидуализм — коренная потребительская установка современного общества — создаёт крайне благоприятную почву для восприятия субкультуры наркоманов. Эта последняя зиждется на приоритете гедонистических ценностей, когда высоким чувствам, таким как любовь, самопожертвование, патриотизм и т. п., фактически нет места. Человек, приверженный этой позиции, изначально охотится за сильными и острыми ощущениями, а отнюдь не за высокими чувствами. Так что современная порнокультура совершенно естественным образом производит наркоманию. 

В деле воспитания своих детей надо стараться не только предотвращать пагубное влияние на них наркогенной культуры, среды, но и знакомить их с альтернативным мировоззрением. Важно, чтобы взрослеющий человек вовремя постигал наличие всеобщей связи в мире, чувства любви и дружества между людьми. Если они есть — такое знание и чувство, — мир наркогенной псевдокультуры едва ли унесёт ваших чад. И всё же ещё одно предупреждение: откровенной пропаганды наркотиков, конечно, практически нет, но косвенная пропаганда становится всё более и более откровенной. Здесь важно видеть, что ударным отрядом распространителей тлетворной псевдокультуры являются не писатели, а эстрадные кривляки. Всё дело в том, что, конкурируя друг с другом, они вынуждены более и более отступать от обыденной реальности. И понятно, что во многих случаях для достижения этой заветной цели используются различные психотропные средства = наркотики. Выступая на эстраде под действием этих средств и исполняя композиции, созданные под их действием, они даже невольно навязывают своим слушателям-зрителям патологические ориентиры... Слушатели-зрители «балдеют» от своих «обдолбанных» наркотиками кумиров, а когда не видят их, охотятся за любой возможностью удерживать соответствующий чувственный строй. А он по определению сопряжён с потреблением оных средств = наркотиков, ибо без них не может существовать. Так что современная эстрада и наркомания идут «нога в ногу», а многие эстрадные деятели фактически — «чёрные ангелы смерти». Поэтому, охраняя своих детей, надо делать всё возможное для того, чтобы у них формировалось отвращение к современной эстраде, ориентирующейся на запредельные чувства, на надрыв человеческой натуры, на преступление против неё... 

С.П.Семенов. 
Книгочей. Когнитивная защита для читателей. 
2-е изд. – СПб, МОО «Оазис», 2000. – 220 с.

© по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3701, 10 июня 2005 года