Культурный аспект в борьбе с наркотиками – шведский опыт

Культурный аспект
в борьбе с наркотиками – 
шведский опыт

Шведский журналист и архитектор, автор нескольких книг о воздействии галлюциногенов на сознание человека Алан Рубин перед началом своего выступления объяснил, что не будучи непосредственно связан с проблемой наркопотребления, он осознал важность борьбы с этим явлением и решил заняться его изучением (не оставляя своей профессиональной деятельности как архитектор), пока не поздно еще остановить надвигающуюся на человечество угрозу. Его доклад, оживленный большим количеством иллюстраций и личными впечатлениями Рубина от посещения Христиании и бесед с потребляющими психоделические наркотические препараты людьми, был и интересом прослушан собравшимися.

Европейская столица наркотиков — Христиания

Свой экскурс в историю наркопотребления шведский гость начал с 60-х годов прошлого века, времени, когда люди, курящие марихуану и называемые в обществе хиппи, выбрали в качестве постоянного места жительства один из районов Копенгагена – Христианию. В результате образовался своеобразный город в городе, со своими нормами общежития, правилами и традициями.

Алан Рубин
Алан Рубин

Нельзя сказать, что все обитатели Христиании придерживаются одних взглядов на жизнь. Объединяет их одно – пристрастие к наркотическим веществам. Из невинной забавы, дающей ощущение легкости бытия, приносящей ощущение расслабления прием наркотика превратился у них в пагубную привычку. 
Следует сказать прежде всего о том, что дает человеку прием психоделического средства, какими являются марихуана, соответствующим образом приготовленные грибы, перебродивший сок кактуса, ЛСД, таблетки экстази. Человек ощущает удивительное чувство освобождения от реальности, его посещают неведомые доселе, но воспринимаемые им как аб-солютно реальные образы, вплоть до прямого выхода в открытый космос. Неизъяснимое чувство единения с природой охватывает человека, чувство успокоения, он ощущает себя мудрым и всесильным, и окружающий мир благоволит к нему во всем. Человек по-иному, более полно ощущает свою личность, открывает в ней новые грани, начинает верить, что именно в психоделическом мире открывается и реализуется в полной мере его внутреннее «Я», Недаром первые исследователи этого нового «мира чувств» называли себя пасихонавтами, то есть погружающимися в мир своей психики. Постепенно путешествия в иной мир увлекают человека, его психика начинает меняться. Причем эти изменения различны в разные периоды, изучаемые А.Рубиным Первые обитатели Христиании постепенно меняли свое мировоззрение и из свободных «детей-цветов» становились мистиками. 
Однако не только хиппи занимались исследованиями своего внутреннего мира, интерес к нему существовал задолго до их появления. В основном занимались подобным восточные религии, широко распространенная на Востоке практика медитации, открытия сознания. И есть иной способ вхождения в этот внутренний мир. При этом в качестве вспомогательного средства применялся гашиш, называемый иначе «средством расширения сознания». 
Близость целей и методов индуизма и близких к нему восточных религий, практикующих самопознание и самосовершенствование путем медитации, к методам и целям, преследуемым потребителями психоделических препаратов, способствовала распространению религии в среде наркопотребителей. Поэтому неудивительно, что в Христиании повсюду можно увидеть рекламные объявления, предлагающие обучение вхождению в медитативное состояние. Одинаково часто встречаются призывы включить свое «внутреннее видение» с помощью грибов-галлюциногенов, вступить в ряды поклонников индуизма, принять участие в коллективном трансе. Все это говорит о тесной связи медитации и состояния, в которое впадает человек под воздействием наркотика. 
Встречаются различные способы ухода от реальности во внутренний мир. Например, с древних времен существует на Востоке религиозная группа, называемая «танцующие дервиши». Странствующие приверженцы этого течения вводят себя в состояние транса, непрерывно кружась на месте. Однообразное механическое движение обеспечивает тот же эффект, что и прием наркотика. В этом же направлении подвигает молодежь и однообразное топтание на дискотеках под монотонную музыку. Конечно, о массовом впадении в транс на рядовой дискотеке говорить нельзя, но в Христиании существуют группы людей, достигающие состояния транса именно путем однообразных физических упражнений. Каждый выбирает тот путь, который для него более доступен. 
Чаще всего самым легким путем в конце концов становится наркотик. Потому что несмотря на обилие религиозных группировок, в их деятельности отсутствует самая важная составляющая – философия религии, ее глубинный смысл. Суть религии заменена здесь методом, средством достижения этой сути. Таким образом, метод становится основным содержанием, что приводит к извращению, измельчению смысла, отсюда и легкость замены одного пути «к себе» на другой, более простой и легкий. 
Поэтому и относятся с такой терпимостью друг к другу представители различных религиозных групп и наркоторговцы. Придет любопытствующий новичок в местное кафе, попробует пару раз наркотик, размякнет, расслабится, а тут рядом реклама секты кришнаитов к себе завлекает. И все это яркое, красочное, привлекательное, и никто не заставляет, просто предлагают…

Трудности контркультуры 
(краткое отступление на тему профилактики)

Конечно, нельзя взирать на это с отстраненностью – мол, все написанное на плакате — неправда. Если есть пропаганда наркотика, мы обязаны противопоставить ей контрпропаганду. Пример такой контрпропаганды А.Рубин тоже привел: красочный плакат с изображением сочной виноградинки рядом со сморщенной изюминкой и текстом, сообщающим, что «гашиш делает твой мозг похожим на изюм». 
И далее докладчик перешел к следующим тезисам. А вот российские слушатели на этом плакате подзадержались, причем были озвучены соображения двух вариантов. Во-первых, некоторые присутствующие женщины отметили, что в России наличие в женщине некой «изюминки» всегда приветствовалось представителями сильного пола. Во-вторых, другие присутствующие отметили, что не хотели бы, чтобы их мозг был похож на гладкий шар виноградинки, ибо чем больше извилин, тем лучше живется. Не знаю, как воспринимают этот плакат в Швеции, но так и тянет процитировать: «Что русскому здорово, то немцу (европейцу) смерть»?

Об агрессии и о рок-культуре

Рассказав о внешнем проявлении наркокультуры на примере Христиании, во второй части своего сообщения Алан Рубин говорил о содержании этой культуры. Начал он с напоминания о том, что первоначально хиппи позиционировали себя как исключительно мирных людей, противников всякого рода насилия. Соответственно, и лозунгом потребителей гашиша было «Мир и любовь». Совершаемые в наркотическом состоянии путешествия вызывают чувство единения с природой, чувство причастности ко всему миру. Такое мироощущение было свойственно шаманам, так что черты шаманизма широко распространены в наркокультуре. Отсюда и любовь ко всему живущему как к части самого себя, отсюда обостренная тяга к справедливости. А так как государство воспринимается в качестве нарушителя принципа всеобщего равенства и справедливости, как ограничитель свободы, возникает устойчивое стремление к анархистским ценностям, неприятие государства.

Об убеждениях и взглядах психонавтов, как называют иногда себя пристрастившиеся к сеансам самосозерцания посредством медитации или приема психоделических наркотиков, можно узнать их множества книг и брошюр, открыто продающихся всюду. Из книг можно узнать о способах входа в транс, об опыте «путешествий» психонавтов со стажем, там можно найти религиозные тексты о святости Земли, о единстве принимающих наркотики, последователей Будды и приверженцев шаманизма, ибо «мир и любовь есть их конечная цель», и читатель может занять свое место в их рядах. Книги призывают к объединению всех единомышленников. (Впрочем, людям свойственно объединяться «по интересам» — филателист к филателистам, дельтапланеристы тоже в стаи сбиваются – Прим. ред.) 
Однако постепенно общий настрой наркокультуры меняется. Первыми потребителями гашиша были в основном дети состоятельных родителей в мирной, как полагалось, стране. Постепенно это поколение ушло. Мир стал сложнее и агрессивнее к человеку. Наркотики подешевели, их стали принимать представители беднейших слоев населения, менее образованные, не видящие перед собой светлых перспектив. Для них окружающий мир полон опасности, неопределенности, требует постоянной борьбы за место под солнцем. В наркотиках они ищут выход из этого злого мира, но не могут найти его, ибо беспокойство и опасения уже проникли внутрь их собственного «Я», стали частью внутреннего мира. Поэтому изменились и образы, навеянные психоделическими грезами. В них появляются злые демоны, зомби и тому подобное вплоть до самого сатаны. 
(Ничего нового в этом нет. Это не необратимая реакция человеческого сознания на наркотик. На Востоке существует культ богини Кали, женской ипостаси бога Шивы. Богиня изображается в устрашающем облике, весьма кровожадного нрава, и приверженцы ее культа направляют свои усилия на умиротворение грозного нрава богини, а медитации их содержат картины проявлений божественного гнева. Так что не качество медитации виновато, а то, кто и с какими ожиданиями в нее входит. – Прим. ред.) 
Особое внимание Алан Рубин уделил рок-музыкантам – наркоманам. Не секрет, что в сфере шоубизнеса наркотики сравнительно широко распространены. Принимают их с различными целями, часто уже приходят к музыке с опытом злоупотребления наркотиками. В качестве примеров докладчик привел Карлоса Сатану, Дж. Харриса, Нину Хаген. В их песнях можно встретить такие фразы, как «конопля – ключ, открывающий путь в пространство». Группа «Назарет» в своих песнях говорит о религиозных переживаниях, аналогичных навеянным приемом наркотика. 
Постепенно происходит смешение яви и грез, агрессивность переходит из реального мира в «потусторонний наркотический мир», нормы морали размываются. Из прежних символов, связанных с наркотизмом, прочно удерживается изображение листа конопли. Ужастики и некромания привлекают внимание подростков, и торговые организации идут им навстречу. Изображения Будды Гаутамы вытеснили демонические формы индуистских богов, скелеты, зомби и прочие галлюцинаторные видения. Обложки популярных музыкальных дисков все больше напоминают рисунки пациентов наркологических отделений психиатрических больниц. Идет игра с символами крови, смерти, жертв. Неуверенность во всем вызывает к жизни страх, немотивированный страх всего незнакомого, всего иного. Даже в христианской проповеди добра и милосердия им видится угроза. В Швеции в последние годы прошла информация о нескольких случаях сожжения наркозависимыми церквей. Наркозависимость представляет в настоящий момент угрозу всему обществу не только в силу своей широкой распространенности, но и в силу возросшей агрессивности наркозависимых. 
При этом, отметил докладчик, до сих пор налицо явные упущения в проводимой наркопрофилактике. Например, в Швеции не принято открыто говорить о наносимом наркотиками непоправимом вреде здоровью, хотя эта информация могла бы остановить осторожных любителей «изведать что-то новенькое». 
«Философы от наркотизма» утверждают: «Гашиш помогает мне придти к себе истинному». Куда же придут современные молодые люди, если их поиски себя столь ужасны? Да и стоит ли идти по дороге, ведущей вниз?

Из ответов на вопросы

И.Беляев, г.Ступино: Хотелось бы услышать от шведского архитектора, сказались ли нарковлияния в архитектуре? Существует мнение, что все криволинейные поверхности негативно воздействуют на психику. И еще – зависит ли оказываемое наркотиком воздействие от личности наркопотребителя. 
А.Рубин оказался не готов ответить на первый вопрос. Относительно второго же он высказал уверенность, что обратная связь, безусловно, есть, но положительным воздействие наркотика быть не может ни в каком случае.

«Психоделическая культура»

В середине 1960-х годов вокруг немедицинского потребления ЛСД и других галлюциногенов появилась особая «философия». Ее апологеты заявляли, что галлюциногены имеют «психоделическое» («расширяющее сознание») действие и могут быть использованы для «путешествий» вглубь души. Многие художники и писатели полагали, что их творчество может обогатиться с помощью «расширяющих сознание средств». Когда эта философия была наиболее распространена, она послужила базисом для создания отдельной культуры со своей литературой, фильмами, музыкой и т.д. Однако постепенно стало очевидным, что использование галлюциногенов опасно, и «психоделическая» культура исчезла. Экстази первоначально приобрел популярность в США, затем распространился в Англии, а позже — на туристических курортах Испании. Злоупотребление экстази быстро стало модным в рейв- и техно-культуре, на дискотеках, где сотни и тысячи молодых людей собираются в огромных помещениях, таких как выставочные залы или заброшенные фабрики. Эта «культура» распространилась из Лондона в другие западноевропейские города в начале 1990-х годов.


Й.Хартелиус
© по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3