Антинаркотические целевые программы администраций: анализ культурной составляющей

Антинаркотические 
целевые программы администраций: 
анализ культурной составляющей

В России правительство каждого субъекта федерации обязано реализовывать цели антинаркотической политики, то есть осуществлять обще-социальное и специальное противодействие незаконному обороту наркотиков (НОН) таким образом, чтобы удельный вес населения, участвующего в НОН, постепенно уменьшался.

Г.В.Зазулин

Г.В.Зазулин

Как региональная власть стремится к этой цели на уровне отдельного субъекта федерации или муниципального образования? Что помогает администрации связывать активность работы милиции в этой области, доступность и качественность наркологической помощи, отношение педагогических коллективов к ученикам, «экспериментирующим» с потреблением наркотиков, и другие ресурсы в цельную систему борьбы с наркоугрозой, в единый «кулак»? Ответ прост – антинаркотические программы администраций, целевые и комплексные, которые принимаются администрациями на 2-3 или 4 года. 

Благодаря активности ФСКН РОФ и по данным ФСКН РФ подобные программы в 2004 году имеют уже около 70 субъектов Российской федерации. Не акцентируя внимание на том, каковы качество этих программ в целом и их эффективность, попробуем хотя бы грубо оценить, представлены ли в них мероприятия, осуществляющие антинаркотическое воспитание технологиями культуры, и если да, то в каком объеме. 

Почему это важно сделать? Во-первых, нам представляется, что остротанаркоситуации, тип мировоззрения человека и работа учреждений культуры теснейшим образом взаимосвязаны на уровне каждого административно-территориального образования, в целом в России. Во-вторых, осознанно или интуитивно, но в ряде регионов предпринимаются попытки применять новые методы борьбы с наркоугрозой, в частности с привлечением возможностей учреждений культуры. Чтобы, утверждение не осталось голословным, вспомним фотовыставку «Наркотик — убийца» или спектакль для детей 10 лет «Когда часы бьют 12», который был поставлен более 300 раз и является основой уникальной программы «Прививка от наркозависимости». 

К сожалению, примеров немного. Давайте попробуем разобраться, почему. Нам представляется, что главная причина в том, что мы принципиально не различаем реальность, которая скрывается за такими понятиями, как «наркомания» и наркозависимость, и поэтому вместо противодействия наркозависимости ведем «борьбу» с наркоманией. Может быть потому, что целевая комплексная программа Санкт-Петербурга (СПб) на 2003–2005 годы была составлена так, что ее называли программой «…профилактики наркомании…», профильной комиссией Законодательного Собрания СПб, организовавшей рассмотрение ее проекта для придания ему статуса Закона СПб, стала Комиссия по вопросам здравоохранения, и тогда уже не выглядит как случайность то, что более 40% всех денег, то есть почти их половина направлена на финансирование мероприятий медицинского формата. Это хоть как-то объясняет наличие такого перекоса в финансировании, ведь в паспорте программы зафиксировано около 10 исполнителей!

Выставка восковых фигур «Грани»

ДО ВЫСТАВКИ
• «Первая проба наркотиковопасна?» 
Да — 21 %
• «Существуют ли легкие наркотики?» 
Да – 69 %

ПОСЛЕ
• «Первая проба наркотиковопасна
Да – 79%
• «Существуют ли легкие наркотики?» 
Да — 31 %

Если мы станем различать реальности, скрывающиеся за понятиями наркомания и наркозависимость, что нам может стать ясно? Если сравним их по сущности, объему и структуре, то какие можно сделать выводы? Вывод первый. Наркомания – это малая часть наркозависимости, только ее одна четвертая (биологическая) часть. Вывод второй. Использование термина «наркомания» в политических и управленческих документах, относящихся к противодействию наркотизации общества, ошибочно, так как он не покрывает ни психологических, ни социальных, ни духовных факторов, обуславливающих формирование наркозависимости. Вывод третий. Антинаркотические программы администраций должны вести к сокращению численности наркозависимых, а следовательно, предусматривать значительное финансирование мероприятий, осуществляющих антинаркотическое воспитание технологиями культуры. 

Чтобы разобраться, как же взаимосвязаны наркоситуация, мировоззрение и культура, рассмотрим поочередно все три элемента.

Наркоситуация

Мы предлагаем для нужд антинаркотического управления под наркоситуацией понимать характеристику административно-территориального образования, включающую такие объективные показатели, которые позволяют достоверно судить о характере тенденций в области спроса на наркотики, предложения наркотиков и численности населения участвующего в НОН на данной территории. 

Мы также считаем, что не следует оценивать наркоситуацию по тем показателям работы ведомств, которые свидетельствуют скорее об активности (например, количество зарегистрированных наркопреступлений) или удачливости (масса изъятых наркотиков) той или иной их структуры, нежели о реальных тенденциях в ее содержании. 

Возможны пять основных ступеней оценки развития наркоситуации.
1. Общество, свободное от наркотиков (безусловно положительная ситуация, когда на 1000 человек имеется не более одного наркозависимого)
2. Благоприятная по тенденциям наркоситуация
3. Наркоситуация в конкретный момент времени 
4. Неблагоприятная по тенденциям наркоситуация
5. Наркоэпидемия (высокий удельный вес населения, участвующего в НОН, то есть 2-3% и выше). 

Это относительная оценка наркоситуации. Как определить, на каком уровне находится наркоситуация в настоящий момент и какова примерная тенденция ее изменения? Об этом можно судить по следующим показателям. 

Показатели спроса: 

1. Процент несовершеннолетних, считающих первую пробу наркотиков неопасной
2. Процент несовершеннолетних, уверенных в существовании «легких» наркотиков Показатели предложения:
1. Величина уличной (клубной) цены одной дозы, грамма 
2. Количество мест, где всегда можно купить наркотики 

Показатель численности населения, участвующего в НОН 1. Количество участников НОН (на 10 тысяч населения) о которых известно всем органам государственной власти данного административно-территориального образования (включая персональные данные на каждого). 
Это абсолютно необходимо, так как только в этом случае можно представлять себе какую часть наркопирамиды данного региона органы власти уже выявили и каких успехов добились в работе с нею.

Мировоззрение человека

На формирование мировоззрения человека по отношению к наркотикам влияет целый ряд факторов. Основные из них перечислим ниже:

    >
  • распад системы правового воспитания и правовой пропаганды;
  • романтизация криминальной культуры;
  • отсутствие антинаркотического воспитания в школе;
  • влияние зарубежной масс-культуры;
  • государственная антинаркотическая политика;
  • законы (право);
  • решения органов власти;
  • структуры (исполнение законов и решений);
  • профильные учреждения культуры.

Это может быть проиллюстрировано данными опроса школьников г.Кронштадта, посетивших выставку восковых фигур «Грани», посвященную теме борьбы с наркопотреблением. 

Эти данные показывают, что влиять на формирование мировоззрения молодежи можно, и в настоящих условиях это необходимо делать планомерно. Сформулируем проблему: требуется государственное управление формированием антинаркотического мировоззрения молодежи технологиями культуры – это задача правительства субъекта федерации (городской администрации, муниципального образования).

Учреждения культуры

Как эта задача решается сегодня? 

Давайте проанализируем бюджет проводимой антинаркотической работы и практического освоения выделяемых средств на примере антинаркотической программы Санкт-Петербурга.

№ п/п Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга Сумма, тыс. руб.

Выделено

Освоено
1 Комитет по здравоохранению 33222,5 33419,40
2 Администативный комитет 19700,5 17518,94
3 Гомитет по молодёжной политике 13222,5 13137,94
4 Комитет образования 11080,0 11080,0
5 Комитет по науке и высшей школе 4050,0 4050,0
6 КТСН 2562,5 2116,6
7 Комитет по печати 1727,5 1493,8
8 Комитет по физкультуре 375,0 375,0
9 Комитет по культуре 250,0 250,0
10 ВСЕГО 86150,0 84000

В строке 9 таблицы можно видеть, что на финансирование культурной составляющей программы выделено только 0,3% от всего запланированного финансирования. Комментарии, как говорится, излишни.

Заключение

Для эффективной координации антинаркотической работы в масштабах всего российского общества нам необходима антинаркотическая стратегия власти, в которой было бы записана необходимость того, что

  • администрация – единственный заказчик программы;
  • ФСКН РФ региона – основной разработчик (ядро группы).
В стратегии должно предусматриваться:
  • проектно-целевая технология разработки;
  • общественная экспертиза проекта программы (публикация в СМИ);
  • окончательная коррекция проекта.

Существуют муниципальные антинаркотические программы, рассчитанные на координацию в пределах административной территории. Можно назвать хотя бы екатеринбургскую программу «Опыт, проблемы, перспектива». Заказчиком программы является администрация. Вот такая активная, последовательная и настойчивая в своих действиях местная власть нам и нужна. Раздачей денег на случайные, разовые мероприятия, как бы ни были они хороши, мы не добьемся успеха. 

Г.В.Зазулин

© по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3701, 10 июня 2005 года