О концепции воспитательной работы

О концепции 
воспитательной работы

Общество и наркотики.Кто все-таки должен решать вопрос? Почему человек должен расплачиваться за недочеты государственной политики? Говорим, что изначально общество своей инициативой должно жестко ставить вопрос, а не власть – ужесточать наказания. Как реально это должно выглядеть?

В центре на снимке А.В.Квасников, председатель комитета профилактики правонарушений и наркозависимости МТУ.

Существует и предполагается, что работает Концепция противодействия употреблению ПАВ в образовательной среде. Согласно ей в бюджете любого образовательного учреждения существует затратная статья «оздоровление студентов», плюс к тому от средств, заработанных учреждением за оказание платных услуг по обучению, некоторый процент также должен быть перечислен на эти цели. Это хорошо. 
Но вот вопрос: существуют пять теорий подхода к профилактической работе, какой именно подход следует внедрять на эти средства? Например, метод психозондирования. Насколько он адекватен в такой сфере, как образовательная? Кто ответит на этот вопрос? 
И это не единственная сложность. Кого из вузовской администрации ни спросить, все говорят: у нас дела идут хорошо, нам не надо ничего менять. В то же время приходится наблюдать падение уровня культуры как степени адекватности окружающему миру. Отсюда и возникновение множества негативных явлений, в том числе и таких, как наркомания. Как пробить стену пассивного противостояния? 
Мысль требует пояснения. В данном случае под культурой подразумевается не количество прочитанных книг или умение уступить место в транспорте старушке. Мы живем в технически гораздо более развитом обществе, ежечасно человек должен взаимодействовать со множеством других людей и технических устройств. Вспомните, как встретили первые кинозрители изобретение братьев Люмьер. А некоторые сельские жительницы «в возрасте», навещая внуков, и сегодня наотрез отказываются войти в лифт – страшно! 
Современному молодому человеку для нормальной адаптации к требованиям городской жизни необходимо уметь пользоваться компьютером, водить машину, разбираться в сложных юридических коллизиях собственности на недвижимость. Да что там – зарплату без банкомата теперь не получишь. В то же время общество в целом оказалось неподготовленным к такому резкому скачку. Отсюда и жизнь на грани (или за гранью) стресса, а каждый снимает стресс по-своему. 
Основные положения, из которых складывается мое видение вопроса, были мною сформулированы заранее и ниже предложены вниманию читателей.

Основное:

Воспитание – как формирование культуры (ментальности, образа жизни), адекватной окружающему миру. Неприятие антикультуры. 
Понимание мира, общества, человека как многопараметровых систем.

Общие принципы:

  1. Системность – как адекватность системному миру.
  2. Диалектичность – как адекватность динамичности и противоречивости.
  3. Комплексность – как адекватность многопараметровости.
  4. Непрерывность – как адекватность внутренней динамике, уровням и ступеням познания.
  5. Технологичность – как адекватность методов, используемых индивидуумом и социумом.
  6. Обратная связь как показатель эффективности работы системы.
  7. В сумме – подготовка, формирование и развитие биологически, социально, духовно-нравственно здоровой личности как базы материально, социально и духовно-нравственного здорового общества.

От редакции — Самый доступный и наглядный пример того, о чем идет речь, можно увидеть, посетив излюбленные пригородные места отдыха петербуржцев. Новые технологии в пищевой промышленности позволили выпускать продукты в легкой, удобной, сохраняющей качество упаковке, а также изготавливать дешевую одноразовую посуду. Возросший уровень благосостояния позволяет многим выезжать на пикник на личном автотранспорте, куда можно загрузить все, что хочешь. Но вот довезти на этой же машине все упаковочные материалы, грязную посуду и пластиковые бутылки до ближайшей помойки, прибрать за собой – увы. Наглядно видно, что происходит, когда рост возможностей опережает рост культурного уровня общества.   

Перечень основных тем, затрагиваемых в процессе 
учебно-воспитательной работы

  I
материальный
II
социальный
III
духовно-нравственный
3
Исследование
В сумме - выработка новых знаний
Исследования в области (1-I), (2-I) Исследования в области (1-II), (2-II) Исследования в области (1-III). (2-III)
2
Конструирование
Компиляция
В сумме - практика
Физкультура и спорт
Самостоятельная экономическая деятельность.
Профессиональная деятельность.
Профессиональная адаптация к информационному обществу.
Адаптация к профессиональной деятельности.
Студенческая биржа труда.
Повышение конкурентоспособности.
Участие в деятельности организаций, советов.
Общественные работы, волонтерское движение.
Экологическое движение.
Самоуправление. Дружины.
Борьба с коррупцией.
Антинаркотическая деятельности.
Анкетирование, социологические опросы.
Дискуссионные клубы. Интерклубы. Построение гражданского общества.
Психологические тренинги.
Студня психической культуры.
Религиозная практика. 
Творческие коллективы.
Художественное творчество.
Дискуссионные клубы по проблематике.
Экология как идеология выживания.
Элитарность как независимое самосознание.
Борьба с антикультурой
1
Потребление
В сумме - обучение
Биология, физкультура, экономика, естественнонаучные дисциплины, иностранный технические дисциплины, информатика, экология, дополнительные программы Граждановедение, право, социология, история, безопасность жизнедеятельности, дополнительные программы. Психология, религия, идеология, культурология, этика, эстетика, философия, экология, дополнительные программы.
Житель Земля
Мир как система
Экологическая ситуация в мире.
Ресурсы. Информация как ресурс.
Демографическая ситуация в мире.
Экономические модели.
Основные экономические понятия - деньги, акции, инвестиции.
Информационная индустрия.
Золотой Миллиард.
Глобализация и антиглобализация
Моделн государственного устройства. 
Функции государства. 
Демократия и авторитаризм. 
Вид производства и форма государственного устройства. 
Индекс человеческого развития. 
Гражданское общество, правовое государство. 
Право. Закон. Справедливость. 
СМИ. Свобода слова. 
Маннпуляция сознанием.
Цивилизация, религия. Ментальность. 
Индивидуализм и Цивилизапионные противоречия. 
Реклама. Мода. 
Общество потребления и поста нджустрпальное общество. 
Культура как Массовая культура. 
ПАВ как субкультура. Элитарность.
Гражданин РФ Особенности географии, климата. 
Ресурсы, производство. 
Экономика в различные нсторческне периоды. 
Основный характеристики современной экономики. 
Демография. ПАВ как товар. 
Экология. Добыча и восстановление ресурсов. 
Моря и реки России.
Возможные пугн развития
Различные модели государственного устройства.
в истории России. Национальный состав. 
Понятие федерации. Национальные и региональные особенности.
Органы власти я правовая система. 
Основные институты государства и государственное устройство.
Молодежная политика. 
Экономическая модель.
Основные конфессии РФ. 
Особенности ментальностьп и культуры народов РФ. 
Духовная безопасность общества. 
Национальные нп конфессиональные конфликты. 
Стрессы, психическое здоровье нации. 
Экстремизм и терроризм. 
Виды и формирование зависимостей.
Житель СПб. СПб как система. СПб как евразийский город.
Кутьтурно-образовательный центр.
Инфраструктура СПб.
Структура промышленности.
Возможные пути развития.
СПб как субъект РФ.
Многонациональный полнкультурньш город.
Роль СПб как столцы России.
Ленинград в ВОВ. Роль СПб в развитии России.
Полнконфесснональность.
Поиментальность.
Поликультурность.
Мыслители, художники, ученые.
Город-герой.
Петербургский стиль.
Специалист
Флот, корабль как система
Судостроение и флот в судьбе России.
Судостроение и флот СПб.
Судостроительная промышленность СПб.
Наука, проектные организации.
Уровень отечественного судпрома.
Судостроение как градообразующий элемент СПб.
История и формы организашш суд. пром. В СПб.
Судостроительная столица России.
Флот.
Экологические аспекты эксплуатации флота.
Экологические катастрофы ВМФ и применение оружия ВМФ.
Влияние объектов судостроения на мнр как систему.
Андрей Владимирович Квасников, 
председатель комитета профилактики
правонарушений и наркозависимости, 
Морской технический университет
по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3711, 5 октября 2005 года