Свобода и финансы – одно без другого не бывает?

Кириши до недавнего времени могли вести себя достаточно независимо от верхних этажей власти, скажем, в масштабах области. С чисто внешней точки зрения мы даже проигрывали на общем фоне Ленинградской области. Реже участвовали в различных областных мероприятиях, где участники старались показать свои успехи (иногда ради получения финансовой поддержки от правительства области). 

Наши достижения не так широко известны в масштабах области, но зато весь мир знает команду «Кинеф-Сургутнефтегаз», которая стала трехкратным чемпионом России по водному поло среди женских команд высшей лиги. Пять членов команды – в составе сборной России – принимали участие в Олимпийских Играх 2004 года в Греции. В городе проводятся соревнования международного уровня по водному поло, шахматный турнир «Юные звезды мира». С 29 июня 2005 года начинаются игры Мировой лиги по водному поло – ранее России не доверяли проводить соревнований такого уровня.

Е.А.Полторацкая,  заместитель мэра по социальной работе,  г.Кириши, Ленинградская область.

Е.А. Полторацкая, заместитель мэра по социальной работе, г.Кириши, Ленинградская область.


Кириши были достаточно богатым городом, что и давало возможность жить по своим средствам и не зависеть от областных дотаций. На собственные средства мы могли делать все так, как считали правильным. 

Это не значит, что мы вели какую-то свою, местную политику. Мы жили по общим правилам, выполняли все положения закона, при этом у нас оставались средства для развития социальных институтов. 

В частности мы, администрация района, в соответствии с рекомендациями областных социальных комитетов, решили, что в штатах образовательных учреждений целесообразно иметь освобожденных классных воспитателей, психологов, социальных педагогов. Это помогало школам более активно заниматься воспитательной работой. 

У нас самая развитая сфера досуга. Она включает и спортивные сооружения почти в каждом микрорайоне, и сеть клубов досуга по месту жительства, занятия в которых бесплатны для всех желающих. В кружках и секциях занимаются более 8,5 тысяч подростков (из 13,2 тысяч). Работают 16 библиотек, 13 сельских домов культуры и клубов, единственная в области муниципальная картинная галерея, и многое-многое другое. 

На сегодняшний день все это у нас есть. Будет ли это сохранено дальше – вопрос. 

Постановлениями правительства финансирование учреждений дополнительного образования (дворцов творчества юных, детско-юношеских спортивных школ, школ искусств и др.) возложено на плечи муниципальных органов управления при том, что налоги, которые поступали в местные бюджеты, отменены. То есть содержать их в таком же объеме с 1.01.2006 года будет не на что. 
Мы пытаемся привлекать к финансированию спонсоров, но пока дело идет не так хорошо, как хотелось бы. Люди не готовы вкладывать деньги в то, что, как им кажется, находится вне сферы их интересов, или в проекты по профилатике, результаты которых невозможно оценить сразу. 

Наше видение проблемы координации. 

На сегодняшнем семинаре много времени уделили вопросу межотраслевой координации в реализации антинаркотической политики и его различным аспектам, кто, как, сколько, каким образом должен это осуществлять. Мне кажется, что координация всех видов входит непосредственно в обязанности муниципальных органов управления, и именно они должны заниматься организацией совместной деятельности. 

Госнаркоконтроль непосредственно занимается антинаркотической деятельностью, и может координировать силовые структуры. Но ему неподвластны сферы другой деятельности – культурной, производственной, образовательной. А муниципальные образования, созданные по принципу территориальности, управляют субъектами профилактики, поэтому именно они должны выполнять функции координаторов, возложенные на органы Госнаркоконтроля. Тем более что и финансовые рычаги (уж какие есть) сосредоточены в руках муниципальных администраций. 

Разумно было бы законодательно обязать органы местного самоуправления выделять финансирование на программы наркопрофилактики. Отмена большинства так называемых местных налогов не позволит финансировать то, что не определено законом. Боюсь, средств не хватит даже на то, что закон определил. 

Но выход есть. В Ленинградской области появилась хорошая форма работы с муниципальными образованиями – целевое финансирование проектов. Эта форма обязывает разработать проект, защитить его, получить финансовые средства для его реализации и отчитаться за их использование в соответствии с проектом. Однако с финансированием долгосрочных программ профилактики вопрос пока не решен. 

Надо добиваться «права требовать». Об итогах семинара в личном масштабе. 

Основные критерии оценки нашей деятельности мне для себя сформировать удалось. Мне кажется, что самый надежный критерий – это конечный результат. То есть не количество или качество проведенных мероприятий, а достижение или степень приближения к поставленной цели, ради которой все эти мероприятия и проводились. Все остальное – методы достижения этой цели. Конечно, такая постановка вопроса требует грамотной постановки цели, но об этом сегодня не планировалось говорить отдельно. 

Что же касается методов…У нас сейчас все строится на межличностном общении, то есть все зависит от отношений между отдельными чиновниками и руководителями. Они могут выбирать, с кем сотрудничать, а кого игнорировать. На мой взгляд, подобные вещи должны быть прописаны законодательно, чтобы можно было спросить с любого чиновника: выполняет ли он в полном объеме предписанные должностным положением действия. Существует ведь подобный перечень обязанностей у этого же чиновника по другим направлениям деятельности. Профилактическая работа не должна строиться на интуиции.   

Е.А. Полторацкая, 
заместитель мэра по социальной работе, 
г.Кириши
по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3711, 5 октября 2005 года