Профилактика в контексте политики и управления

Профилактика в контексте политики и управления

Критерии оценки наркоситуации и деятельности структур МВП ФСКН

Перед тем как приступить к чтению основного доклада, Георгий Васильевич зазулин сказал несколько слов о материалах, которые участники семинара получили при регистрации.

Г.В.Зазулин, представитель ECAD в России

Г.В.Зазулин, представитель ECAD в России

«Почему мы раздали вам статью «Живы будем – не помрем». Она написана по материалам состоявшегося в Москве конгресса «Здоровье нации – сила государства». На этом конгрессе прозвучало, что по данным Всемирной организации здравоохранения, в России на начало тысячелетия коэффициент жизнеспособности населения (КЖН), рассчитанный по пятибалльной системе, составил всего 1,4 балла (!). Для сравнения: в африканской стране Сомали он равен 1,6. Этот интегральный показатель сегодня почти на нуле, и этот факт объясняет, например, почему наркозависимость стала угрожать национальной безопасности. Это значит: нельзя в борьбе с наркотиками просто тратить деньги на политически нейтральную профилактику наркоэпидемии. Не будет значимого эффекта. В этой ситуации мы должны очень осторожно подходить к советам и моделям профилактики, используемым в других странах, опираться на собственный опыт, на понимание сущности переходного периода, который длится уже около 15 лет. Поэтому, чтобы подняться с этого смертельно низкого уровня КЖН (1,4), мы убеждены — государство должно приоритетно финансировать такую профилактику, которая ярко выражает сущностную антинаркотическую политику, ее идеологию – «наркомания в России не личное дело индивида»».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Диагноз профессора Е.Е.Тонкова: «От этапа декларативного признания необходимости антинаркотической деятельности органы государственной власти и местного самоуправления должны перейти на уровеньцеленаправленных и эффективных действий».

Профилактика как таковая ничего не говорит о стратегических, программных целях и есть абстракция, а не конкретный инструмент позитивного влияния на наркоситуацию в административно-территориальном образовании. 
Профилактика в контексте политики и управления означает, что фиксируются цели по основным проблемам наркоситуации на территории; а также конкретный инструмент их достижения.

При чем здесь МВП ФСКН? Структура МВП ФСКН – основной игрок на сцене этого диагноза, то есть ежедневной работой стремится осуществить этот переход. Будут ли МВП успешны в этом деле — большой вопрос (соотношение задачи и статуса). Решающая роль — уровень сотрудничества МВП и общества (политических партий, ученых, граждан, общественных организаций, бизнесменов и др.)

Сотрудничество есть один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся стремлением человека к согласованной, слаженной работе с людьми, подчеркивающий готовность поддержать и оказать помощь, заключающийся в ориентации на совместный поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон.

Интересы МВП
Объективно общество может о них узнать только по тем критериям, какие ФСКН РФ официально устанавливает в качестве нормативных для оценки результатов деятельности структур МВП в регионах за квартал, полугодие, год.

Политика

Задача ФСКН РФ в сфере политики. В Положении о ФСКН РФ – есть задача участвовать в разработке и осуществлении государственной антинаркотической политики, а самого понятия «антинаркотическая политика там нет. К сожалению, нет его и в ст. 1 ФЗ РФ «О наркотических средствах и…»

Государственно-правовая политика противодействия наркотизации общества (ПНО) – реализация в рамках законодательно установленных правовых ограничений комплекса мер нормативно-правового, организационно-управленческого, психолого-педагогического, медицинского и социально-экономического характера, направленных на решение проблем, обусловленных незаконным оборотом НС и ПВ.

Как ее осуществлять? 
В связи с этим ее целесообразно осуществлять на основе организации общественно-ценной деятельности, в ходе которой граждане усваивают нормы и правила конструктивного, законопослушного и социально полезного поведения.

Условие ее эффективности: эффективная антинаркотическая политика должна исходить не только из правовых ограничений в сфере НОН, но и базироваться на идее партнерства органов государственной власти и личности на основе гармонизации государственных и личных интересов.

Партнерство государства и личности – это цель социального государства, заявленная государством российским в Конституции, а значит, она подразумевает собой социальную защиту, социальную поддержку и социальную помощь своим гражданам.

Проблема № 1 – как улучшить (как оценивать) партнерство личностей, лидеров, общественных организаций, граждан населения (гражданского общества) и территориальных Управлений ФСКН РФ в своем регионе.

Уточним проблему: как улучшить (как оценивать) партнерство негосударственных организаций (НГО) и отделов Межведомственного взаимодействия в сфере профилактики (МВП) ФСКН; партнерство но не в аспекте профилактики, а шире, как выглядит сегодня общественное участие в антинаркотической работе, например, в Санкт-Петербурге?

Управление

Противодействие наркотизации общества – это функция государства. Эту функцию следует рассматривать как относительно самостоятельное направление деятельности государства. Ее нельзя подменять общими функциями руководства правоохранительной деятельностью.
Она имеет управленческий характер.

Взаимосвязь управления и политики. Недооценка или вообще пренебрежительное отношение к управленческому аспекту противодействия наркотизации общества, существенно обедняет содержание государственной политики.

Проблема. Наркоситуация складывается не только под влиянием наркобизнеса, ее «также определяет эффективность соответствующей государственной антинаркотической политики, ее взаимообусловленность с социальной политикой страны.
Вопрос: как включить новую антинаркотическую практику в региональную социальную политику? Гипотеза: это могут сделать МВП через партнерство с обществом, потому что…

Задача ФСКН РФ в сфере управления
В Положении ФСКН — осуществлять координацию всех антинаркотических сил на всех уровнях. А самого понятия координации там нет, и это не способствует пониманию обществом этого направления деятельности, основного для МВП.

Координация должна включать согласование взаимных претензий различных структур общества, позиционирующих себя в качестве участников противодействия наркотизации общества. Если претензии не осознаны и не зафиксированы участниками, то координация невозможна.

Проблема информированности о решении проблем координации. Граждане не узнать об этом направлении деятельности ничего, если сами сотрудники МВП не найдут формы информирования о проблемах, критериях и результатах, достигнутых в координации. Аргументы — анализ информационных сообщений УФСКН по СПб и ЛО, Постановление правительства ЛО №41, перечень мероприятий и так далее.

Без этого не мобилизовать население. 
Государству не удалось мобилизовать инициативу населения в интересах эффективного противодействия наркотизации общества.
А МВП удалось? Если да, то в чем? А поставлен ли вообще так вопрос? А как мы можем помочь этому?

О правоохранительных органах
Правоохранительные органы, входящие в систему противодействия НОН как централизованная, унифицированная система, по-прежнему выстроены в соответствии с устоями тоталитарного государства. Они с трудом восприн6имают новые идеи и социальные функции, формы общественного участия и демократизации. А МВП? И да, и нет. Да – внутри, нет – открыты…

Еще причина низкой эффективности государственной антинаркотической деятельности — отсутствие в стране консенсуса, идеологии, разделяемой большинством населения (то есть определенной системы идей и принципов, объединяющих наиболее важные ценности социума).

Государство и гражданин
Участниками процесса реализации государственной антинаркотичческой политики является общество и государство, основу их взаимодействия, направленного на решение поставленной задачи, составляет гражданский диалог.
Наш семинар – это еще один шаг к диалогу.

Государство и общество
Фундаментом совместной деятельности государства и общества является взаимное доверие в рамках справедливого социального обмена. Высшая компетентность государства при этом состоит в осознании своих границ своих полномочий и степени влияния на общество на уровне стабильных партнерских отношений между населением и органами государственной власти.

При чем здесь профилактика? 
По нашему мнению, структуры ФСКН, пытающиеся повысить эффективность антинаркотической работы исполнительных органов власти, названы неточно –«межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании (МВП)» и это значительно занижает их статус.

ВЫВОДЫ

Предложение первое. Поскольку от работы МВП принципиально зависит результат – направленность тенденций в наркоситуации (ведь решает общесоциальное предупреждение, не специальное, а это уже зона ответственности региональных правительств, мэров и глав муниципалитетов. МВП каждого региона важно стремиться максимально усилить себя поддержкой общества. Обществу (нам) должно взять на себя долю ответственности за их судьбу, даже если «они» нас об этом не просят.

Предложение второе. Обратиться к руководству ФСКН РФ с просьбой выделить в качестве приоритетного направления деятельности информационное сопровождение деятельности МВП. Изменить структуру головного сайта и сайтов продвинутых регионов, создав в них специальный раздел «координация» и подраздел «открытые служебные документы службы МВП» для размещения положения, критериев, результатов, положительного опыта, материалов совещаний, критических статей и прочей документации.

В докладе использованы цитаты из монографии Евгения Евгеньевича Тонкова «Государственно-правовая политика противодействия наркоситуации российского общества». СПб, 2004. 287 с.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3711, 5 октября 2005 года