Решение научно-практической конференции ФСКН России «Проблемы организации противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ»

Решение 
научно-практической конференции ФСКН России
«Проблемы организации противодействия пропаганде 
и незаконной рекламе наркотических средств 
и психотропных веществ»

Московская область 30 – 31 марта 2005 года

Мы, участники научно-практической конференции ФСКН России «Проблемы организации противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ», представители территориальных подразделений органов наркоконтроля, специалисты учебных учреждений ФСКН России и представители СМИ, будучи глубоко озабоченными масштабами незаконного распространения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее – наркотики), выражая обеспокоенность тенденцией увеличения масштабов распространения наркомании в стране, а также увеличением количества случаев использования средств массовой информации (далее СМИ) с целью формирования в обществе толерантного отношения к употреблению наркотиков без назначения врача, а иногда и их прямой пропаганды, осознавая размеры опасности незаконного оборота наркотиков для здоровья и благополучия граждан, национальной безопасности государства, а также угрозу генофонду страны, принимая во внимание Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, Конвенцию ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, исходя из необходимости организации эффективного противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков, 
заявляем следующее: 
1. Накопленный опыт совместной работы и единство взглядов на основные вопросы создания и функционирования системы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков позволяют надеяться, что взаимодействие территориальных подразделений органов наркоконтроля, региональных межведомственных антинаркотических координационных комиссий, общественных объединений, средств массовой информации, специалистов в области рекламы переходит на качественно новый уровень и создает фундамент для организации в стране системы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. 
2. Необходимыми условиями для создания эффективной системы антинаркотической пропаганды и противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков являются наша совместная деятельность, направленная на профилактику наркомании, взаимная заинтересованность участников, представленных на конференции, в дальнейшем расширении и укреплении сотрудничества, единое по большинству вопросов мнение и забота о будущем народов России. 
3. В ходе работы научно-практической конференции даны адекватные оценки ситуации в сфере противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков в части формирования единых подходов по организации данной деятельности, внесены предложения по совершенствованию взаимодействия, наполнению сотрудничества конкретными практическими действиями для развития системы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. 
4. В целях укрепления и повышения эффективности сотрудничества в данной сфере деятельности считаем целесообразным утвердить «Перечень мероприятий по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в сфере противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков». 

Перечень мероприятий по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в сфере противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков (без сроков и исполнителей): 
1.С целью активизации координации деятельности всех заинтересованных субъектов профилактики наркомании и наркопреступности, обеспечения комплексного подхода к развитию системы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков: 
1.1. Разработать типовое соглашение о сотрудничестве в сфере профилактики с министерствами, ведомствами и другими субъектами профилактической деятельности. 
1.2. Сформировать в межведомственных антинаркотических координационных комиссиях рабочие группы по противодействию пропаганде и незаконной рекламе наркотиков с участием представителей ФСКН России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России, Росохранкультуры России, ФАС России. Ввести в действующие экспертно-консультативные советы представителей рекламных агентств, дизайнеров, работающих в области социальной рекламы. 
1.3. Экспертно-консультационному совету при ФСКН России совместно с заинтересованными научно-исследовательскими организациями и профессиональными объединениями организовать работу по проведению комплексной экспертизы продукции и «креатива», представленных на разного рода носителях, на предмет наличия рекламы наркотиков. 
1.4. Осуществить мониторинг деятельности реабилитационных центров для наркозависимых лиц, сформировать банк данных и выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. 
1.5. Совместно с МВД России проработать организационные, правовые и методические вопросы проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий, в том числе с подразделениями МОБ. 
1.6. При участии общественных организаций, религиозных объединений, творческих союзов разработать технологию проведения всероссийских профилактических акций и мероприятий. 
1.7. С целью изучения реализации программ «снижения вреда» на территории Российской федерации, финансируемых зарубежными организациями и фондами, а также выявления фактов незаконной деятельности указанных организаций, разработать систему оценки и комплекс оперативно-профилактических мер противодействия реализации подобных программ. 

2. Принимать меры к совершенствованию законодательства в сфере профилактики наркомании, для этого: 
2.1. Совместно с территориальными органами сформулировать предложения по совершенствованию административного законодательства в части, касающейся ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в СМИ и интернете. 
2.2. Сформулировать предложения о внесении изменений в законодательство о рекламе, предусмотрев обязательность безвозмездного размещения социальной рекламы антинаркотической направленности. 

3. Активизировать взаимодействие со средствами массовой информации и в первую очередь теми изданиями, учредителями которых являются органы государственной власти, взяв на себя ключевую роль в пропагандистской кампании по защите личности и общества от наркоагрессии: 
3.1. Рассмотреть вопрос о проведении под эгидой ФСКН России при участии: Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России, Росспорта, Росохранкультуры, Роспечати, ИТАР-ТАСС координационной встречи руководителей ведущих средств массовой информации, руководителей информационных агентств, рекламопроизводителей и творческих союзов для определения возможностей и форм осуществления общественного контроля в целях развития системы антинаркотической пропаганды и противодействия незаконной рекламе наркотиков. 
3.2. Организовать выпуск ежегодного тематического научно-практического сборника материалов, посвященных вопросам противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков с целью своевременного обмена положительным опытом и внедрением передовых методов работы. 
3.3. Организовать обучающие семинары для главных редакторов СМИ и журналистов, освещающих антинаркотическую тематику, привлекая для участия в них специалистов: наркологов, психологов, политических деятелей, сотрудников правоохранительных органов, депутатов всех уровней, представителей всех органов государственной власти и других. 

4. С целью совершенствования деятельности центральных и региональных подразделений МВП ФСКН России: 
4.1. С целью единообразия используемой терминологии собрать предложения и разработать понятийный аппарат (основные термины и понятия, используемые в служебной деятельности). 
4.2. Обобщать имеющийся положительный опыт организации профилактической деятельности отдельных регионов и направлять его в территориальные органы для использования в работе. 
4.3. Направлять сотрудников МВП в территориальные органы (в регионах – в МРО) с целью изучения организации и особенностей реализации мероприятий в сфере межведомственного взаимодействия. 
4.4. Организовать и ежегодно проводить научно-практические конференции и другие форумы по обмену опытом по проблеме противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. 
4.5. Рекомендовать территориальным органам при осуществлении профилактической работы воздержаться от проведения мероприятий под лозунгами, содержащими отрицание («нет». «не», «против», «без»), а также от упоминания терминов, способных вызвать обратную реакцию («сладкий дурман», «белая смерть» и т. д.). 
4.6. Рассмотреть вопрос о создании на базе Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России кафедры по подготовке специалистов в сфере МВП. 
Рассмотреть возможность введения института внештатных сотрудников ФСКН России и привлечения их для работы в сфере профилактики. 

С целью интеграции в международное антинаркотическое движение рекомендовать территориальным органам ФСКН России изучить деятельность международной некоммерческой общественной организации «Европейские города против наркотиков» и организовывать содействие муниципальным образованиям региона по вступлению в указанную организацию.  

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  специальный выпуск 3711, 5 октября 2005 года