Перевести проблему в категорию решаемых задач

«Антинаркотическая целевая программа
административно-территориального образования»

Приветственное слово к участникам международного семинара, с которым на этот раз выступил Николай Петрович Седых, заместитель руководителя Управления I-го департамента ФСКН России в Северо-Западном федеральном округе, получилось весьма экспрессивным и эмоционально насыщенным.

Н.П.Седых, заместитель руководителя Управления I-го департамента ФСКН России в Северо-Западном федеральном округе

Н.П.Седых, заместитель руководителя Управления I-го департамента ФСКН России в Северо-Западном федеральном округе

Неоднократно подчеркнув свою искреннюю заинтересованность в теме семинара и желание подробно ознакомиться с мнениями всех присутствующих по всем означенным в программе семинара вопросам, выступающий высказал сожаление, что не сможет в полной мере воспользоваться предоставившейся ему возможностью лично участвовать в работе семинара. Проблема наркопотребления не нова, но в широком масштабе активную деятельность в области борьбы с наркопотреблением государство начало лишь в последнее время. Создаются новые структуры. Определяются полномочия, распределяется финансирование, нарабатывается опыт. Идет процесс становления. Например, какова роль федеральной структуры в этой работе? Кто должен взять на себя управление всем процессом? Созданные в некоторых регионах структуры в региональной власти? Но существует власть федеральная, и именно ей присущи функции координирования. Соответственно, в структуре федеральной власти и был сформирован соответствующий орган, задачей которого на сегодняшний день является проанализировать возникшие в последнее время проблемы. Без такого анализа невозможно гарантированно добиваться эффективности работы. Вот недавно провели изменение структуры межведомственных антинаркотических комиссий. И что? И ничего, никаких изменений к лучшему относительно результатов деятельности.

Пример № 1. Проблема роли и места губернатора в планировании и проведении антинаркотической деятельности. В настоящий момент успех антинаркотической работы в субъекте федерации напрямую зависит от позиции первого властного лица региона – губернатора. То есть от личной позиции конкретной личности. А если губернатор не считает антинаркотическую борьбу задачей региональной власти? Такой позиции придерживаются целый ряд губернаторов, например губернаторы Свердловской и Калининградской областей. Архангельский губернатор относит антинаркотическую деятельность только к сфере деятельности межведомственнной комиссии. Выходит, что даже там, где работа ведется активно и успешно, при смене губернатора ситуация может в корне измениться?

Пример № 2. Существование должности координатора подразумевает, что он должен обладать знаниями и опытом работы в таких сферах, как здравоохранение, социальная работа, физкультура и спорт, образование, досуговая деятельность и так далее. Ведь чтобы руководить деятельностью организаций в этих областях, что-то требовать от них, осуществлять контроль, нужно знать хотя бы специфику их работы. У многих ли есть такой многосторонний опыт?

Об этом аспекте проблемы Николай Петрович говорил с полным знанием дела. Самому ему пришлось поработать и в администрации президента, и в Совете по физкультуре и спорту, и в сфере социальной политики. Но знаний все равно недостаточно, поэтому ему интересно было принять участие в работе семинара.

Знание конкретной ситуации в различных областях жизни общества позволяет ему зачастую скептически относиться к заявлением многих представителей власти. Например, часто можно услышать в различных выступлениях о значимости или об отдельных проявлениях массового спорта в России. Мы говорим о массовом спорте, но фактически у нас в стране его нет. В Санкт-Петербурге регулярно занимаются спортом 7,8 % населения, в то время как на Западе – 40–60 %. Так что называть наш спорт «массовым» можно лишь с помощью кавычек. При этом не следует забывать, что наличие массового спорта не исключает на Западе наличия острой ситуации с наркопотреблением, следовательно, развитие и пропаганда занятий спортом само по себе не является панацеей в борьбе с наркоэпидемией.

Выступление Н.П.Седых открыло программу семинара

Выступление Н.П.Седых открыло программу семинара

А что является эффективным средством? Какой ущерб приносят наркотики обществу? Мы до сих пор декларативно утверждаем, что нет методов научной оценки этого вреда. Но ведь работают же в социальной сфере, в сфере здравоохранения целые институты, где итоги их работы? Может быть, стоит попросить их отчитаться о своей деятельности? И направить их работу, оплачиваемую из кармана налогоплательщиков, то есть общества, на решение стоящих сегодня перед обществом задач?

И это далеко не все проблемы, которые предстоит рассмотреть и найти пути их преодоления. На Западе широко распространено мнение, что наиболее трудная задача властей – добиться всеобщего взаимодействия при решении какой-либо задачи. Спорить не будем, им самим виднее. Но к этой «трудности» мы добавим еще и свои, российские. Одна из самых существенных проблем лежит в сфере законодательной. Так, в федеральном законодательстве до сих пор не прописан предмет ведения вновь создаваемых антинаркотических структур. Отставание законодательства от предъявляемых к нему временем требований привело к тому, что необходимо менять 131-й Закон вследствие имеющихся на сегодняшний день в законах различных противоречий. На горизонте появилась еще одна проблема наркотиков и власти: проникновение наркотиков во властные структуры. В наркобизнесе сосредоточены огромные финансовые средства, которые могут быть использованы их обладателями для «вхождения во власть». А тогда уже о какой-либо действенной антинаркотической работе можно забыть. Другую серьезную опасность представляет увлечение наркотиками, пусть даже легкими, в среде «золотой молодежи». Сегодня они еще дети нашей элиты. Завтра они сами встанут у руководства страной. И вполне понятно, какую позицию займет руководитель страны, если он сам в юности «баловался» марихуаной.

Заключил свое выступление Н.П.Седых словами о том, что все им вышесказанное – это пока наши проблемы. Но лично он надеется, что удастся перевести их в категорию практически решаемых задач, стоящих перед правительством и обществом.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск (3717), 14 декабря 2005 года