Стратегический план развития города Екатеринбург как новый подход к формированию программы антинаркотической деятельности в муниципальном образовании
18.02.2021
«Антинаркотическая целевая программа
|
|
Стратегический план определяется как научно обоснованный прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия (включая программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики.
Главная цель развития города заключается в обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.
Качество жизни в стратегическом плане определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.
Достижение главной цели предполагает реализацию ряда основных стратегических подцелей. Среди них на первом месте обозначено – формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.
Целевые установки реализуются посредством стратегических программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение главных целей и охватывающих решение основных проблем во всех сферах жизнедеятельности города.
В свою очередь, программы в ходе реализации конкретизируются в проекты, которые направлены на эффективное решение более локальных задач, имеют четкие сроки реализации и определенные источники финансирования.
Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.
Проблемы, связанные с формированием у населения норм и традиций здорового образа жизни, являются неотъемлемой частью направления № 1 стратегического плана: «Сохранение и развитие человеческого потенциала». Целевой вектор направления – сохранение физического и духовного здоровья горожан, развитие их профессиональных, интеллектуальных и личностных качеств, повышение образовательного и культурного уровня, обеспечение социальной защищенности, совершенствование и развитие социальной среды города.
К основным задачам, которые призвано решить данное направление, относятся:
- улучшение здоровья жителей Екатеринбурга, создание системы профилактики заболеваний, эффективного оздоровления населения, повышение доступности и качества медицинской помощи;
- формирование социально и профессионально компетентного горожанина на основе развития непрерывного и мобильного образования, интегрированного в российское и мировое информационное и образовательное пространство;
- сохранение, создание и развитие культурной среды, творческая реализация духовных и физических способностей и потребностей горожан, повышение производственной и трудовой культуры;
- формирование и развитие новых видов и форм туристических, физкультурно-оздоровительных и досуговых высококачественных услуг;
- обеспечение социальной защищенности жителей города, создание в городе в целом и в каждом его микрорайоне комфортной социальной сферы.
Реализация целей и задач направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» предполагается через систему стратегических программ:
1. Екатеринбург – здоровый город.
2. Образование – основа развития, залог успеха.
3. Город для души: Екатеринбург – культурный, спортивный и туристический центр.
4. Екатеринбург – город комфортной социальной среды.
Краткая характеристика стратегической программы
«Екатеринбург – здоровый город»
и включённых в неё проектов
Показатели здоровья населения в мировой практике принято считать одним из основных критериев качества жизни. Для России в целом, и для крупных городов в частности, в последнее десятилетие характерен демографический кризис, который выражается в значительной естественной убыли населения из-за крайне низкой рождаемости и высокого уровня смертности. Это обстоятельство создает дополнительные трудности и на пути развития г. Екатеринбурга.
|
В настоящее время важнейшее значение приобретают задачи как по сохранению человеческого потенциала, так и по повышению его качества (хорошее здоровье, высокая работоспособность, активная умственная, творческая и физическая деятельность).
Цель и задачи программы «Екатеринбург – здоровый город» – достижение современных стандартов в работе системы здравоохранения и формирование здорового образа жизни и, тем самым, обеспечение высоких показателей здоровья и продолжительности жизни горожан.
Программа «Екатеринбург – здоровый город» включает следующие стратегические проекты:
1. Екатеринбург – медицинский центр региона. Цель проекта – создание в Екатеринбурге высокоэффективной модели оказания медицинской и фармацевтической помощи горожанам, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей населения города в лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.
2. Здоровье маленьких горожан. Цель проекта – улучшение здоровья женщин и детей, снижение показателей детской, перинатальной и младенческой смертности, а также детской инвалидности и хронической заболеваемости.
3. Три шага к долголетию. Цель проекта – снижение смертности в трудоспособном возрасте, снижение инвалидности и заболеваемости от сердечно-сосудистых, онкологических болезней и травм.
4. Профилактика – упреждающий удар. Цель проекта – стабилизация и снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение массового распространения социально-значимых заболеваний (ВИЧ-инфекции, туберкулёза, ИППП).
5. Выбираю жизнь. Цель проекта – совершенствование единого профилактического пространства муниципального образования «Город Екатеринбург» в целях формирования у горожан бережного отношения к своему здоровью, установок на здоровый (трезвый) образ жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, злоупотребление алкоголем, немедицинское потребление наркотиков и злоупотребление ими).
Остановимся более подробно на характеристике стратегического проекта «Выбираю жизнь».
В формировании стратегического проекта приняли участие структурные подразделения Администрации города Екатеринбурга, правоохранительные органы и другие учреждения (организации) федерального подчинения, Совет ректоров вузов Свердловской области, Совет общественных объединений города Екатеринбурга, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей ВИЧ-инфекции и другие заинтересованные стороны.
Стратегический проект «Выбираю жизнь» формировался с учётом требований законодательства России, Свердловской области, в том числе требований вступающего в силу 01 января 2006 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Согласно этому Закону, целые направления, связанные с системой комплексной профилактики наркомании, вышли из ведения муниципальных образований, например:
- блок развития специализированной медицинской помощи населению (наркология, в том числе и созданная в рамках городской программы детско-подростковая наркологическая служба, центры по профилактике и борьбе со СПИДом и т.д.);
- блок раннего выявления, диагностики и медицинского освидетельствования на состояние алкогольного и наркотического опьянения;
- реабилитационный блок, предполагающий создание муниципальных реабилитационных центров для выздоравливающих наркоманов (в т.ч. – несовершеннолетних);
- реинтеграционный блок, направленный на решение проблем адаптации в обществе выздоравливающих наркоманов и некоторые другие.
Учитывая требования Закона, а также накопленный в Екатеринбурге опыт организации антинаркотической работы, приоритетным направлением стратегического проекта «Выбираю жизнь» определена первичная профилактика зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту. Отсюда следует, что категориями горожан, на которых в первую очередь направлены усилия проекта, являются несовершеннолетние, их родители и специалисты, работающие в сфере комплексной профилактики зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту.
Инструментом реализации проекта определён Перечень мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту в городе Екатеринбурге на очередной год. Перечень утверждается и вводится в действие Постановлением Главы города.
Стратегический проект призван решать следующие задачи:
1. Обеспечение горожан доступной и качественной помощью по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту в рамках полномочий муниципального образования «Город Екатеринбург».
2. Совершенствование информационных потоков по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту, пропаганде здорового (трезвого) образа жизни.
3. Вовлечение горожан в активную деятельность по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту, формированию здорового (трезвого) образа жизни.
4. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия, управления, координации профилактической деятельности и соблюдения российского законодательства.
По замыслу разработчиков проекта, решение вышеперечисленных задач приведет к следующим ожидаемым результатам:
- совершенствованию деятельности муниципальных учреждений, способных на высоком профессиональном уровне удовлетворять возникающие потребности горожан по проблеме;
- повышению информированности горожан по проблеме, которая будет способствовать их осознанному выбору в пользу здорового (трезвого) образа жизни;
- формированию гражданской позиции горожан по проблемам противодействия зависимостям от ПАВ и необходимости ведения здорового (трезвого) образа жизни;
- объединению усилий учреждений (организаций) различного ведомственного подчинения в проведении в Екатеринбурге работы по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, преступлений и правонарушений в этой сфере;
- обмену опытом профилактической деятельности с другими муниципальными образованиями России;
- изучению, адаптации и внедрению в Екатеринбурге международного опыта профилактической деятельности.
Основными мероприятиями проекта, направленными на решение первой задачи, являются:
- развитие материальной базы муниципальных учреждений, включённых в систему профилактики зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту, пропаганды здорового (трезвого) образа жизни;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для учреждений и ведомств, осуществляющих профилактическую работу; участие в подготовке и проведении тематических конференций;
- оказание консультативной помощи горожанам по проблемам зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту через службы телефонов доверия, интернет-консультирование с использованием web-сайта стратегического проекта «Выбираю жизнь»;
- организация профилактической работы с детьми «группы риска» (состоящими на учёте в ПДН УВД (РУВД) г. Екатеринбурга, Территориальных комиссиях Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав, внутришкольном учёте и т.д.);
- организация работы по профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту в отдалённых районах, входящих в муниципальное образование «город Екатеринбург»;
- развитие системы муниципальных учреждений, способствующих удовлетворению духовных, интеллектуальных, творческих потребностей горожан, организации их досуга, занятости, отдыха, вовлечению в занятия физкультурой, спортом и туризмом и т.д.
К основным мероприятиям, направленным на решение второй задачи, относятся:
- информационное освещение деятельности по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и пропаганде здорового (трезвого) образа жизни в СМИ города, поддержка работы web-сайта проекта «Выбираю жизнь»;
- изготовление и размещение на улицах города социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту;
- создание, тиражирование и приобретение для муниципальных учреждений, школьных уголков профилактики научно-методической, информационно-аналитической, научно-популярной литературы, аудио-, видеоматериалов для проведения профилактической работы и обеспечения деятельности специалистов;
- создание, апробация и внедрение в образовательный процесс МОУ (ДОУ), деятельность муниципальных учреждений программ по профилактике зависимостей от ПАВ, компьютерной зависимости, острых отравлений в быту, иных видов рискованного поведения и пропаганде здорового (трезвого) образа жизни;
- проведение в муниципальных учреждениях лекций, бесед, семинаров, диспутов, акций, месячников, интеллектуальных рингов и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового (трезвого) образа жизни, профилактику зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту и др.
Для решения третьей задачи предусмотрены следующие мероприятия:
- совместная деятельность с общественными объединениями и некоммерческими организациями, работающими в сфере профилактики зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИДа, через Форум общественных объединений в рамках стратегического проекта социального партнёрства, организации конкурса на муниципальный грант социальных проектов и программ, обучение и информирование представителей общественных объединений через их участие в проведении информационных дней, обучающих семинарах;
- проведение конкурсов среди образовательных учреждений, учреждений отдела молодёжной политики города на лучшую организацию профилактической работы;
- развитие волонтёрского движения среди горожан, «клубов молодёжного актива» с целью вовлечения в работу по профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту среди различных категорий горожан;
- проведение комплекса профилактических мероприятий в рамках традиционной совместной акции администрации, вузов и ссузов города «Студенчество за будущее без наркотиков»;
- развитие взаимодействия с руководством традиционных конфессий, национальных общин, промышленными предприятиями с целью организации работы по профилактике наркомании, иных зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и другие мероприятия.
На решение четвёртой задачи нацелены следующие мероприятия:
- мониторинг ситуации с распространением наркомании, алкоголизма, токсикомании, ВИЧ-инфекции, острых отравлений и смертности вследствие острых отравлений в быту в городе на основе согласованных форм статистической отчётности;
- организация взаимодействия с правоохранительными органами, Центральным Екатеринбургским отделом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, наркологической службой Свердловской области, Свердловским областным бюро судебно-медицинской экспертизы, Территориальными комиссиями Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими структурами немуниципального подчинения, проведение совместных проверок, рейдов и других профилактических мероприятий;
- организация системы информационного обмена по проблемам профилактики зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и пропаганде здорового образа жизни с аналогичными службами муниципальных образований Свердловской области, Уральского федерального округа, Российской Федерации;
- участие в реализации программ международной неправительственной организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD) в г. Екатеринбурге, Свердловской области и УрФО, а также иными международными организациями.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует законов, определяющих полномочия субъектов федерации, муниципальных образований в организации и проведении антинаркотической деятельности. Эта работа остаётся актом проявления гражданской позиции и политической воли отдельных руководителей регионов и органов муниципальной власти. Включение в Стратегический план развития города Екатеринбурга проекта «Выбираю жизнь», его разработка и реализация является свидетельством того, что администрация города Екатеринбурга считает деятельность по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от ПАВ важным элементом в развитии социальной сферы города, неотъемлемой составляющей работы по сохранению и развитию человеческого потенциала.
С.В.Ширшов,
начальник отдела координации работы
по профилактике и борьбе с наркоманией
Администрации города Екатеринбург,
кандидат педагогических наук, доцент
В дополнение к докладу
Вышеприведенный текст представляет собой предоставленный редакции вариант доклада. Однако в доклад не вошло многое из сказанного докладчиком, поэтому мы сочли целесообразным сделать небольшое дополнение.
Так, дополнением к докладу являлась характеристика наркоситуации в городе Екатеринбурге на настоящий момент. Зафиксирована в молодежной среде тенденция к потреблению «легких» наркотиков: конопли, амфетаминов. Меньше стало выявляться неизвестных ранее, новых потребителей героина. Не растет и число токсикоманов.
По словам С.В.Ширшова, целью проекта является формирование у гражданина бережного отношения к своему здоровью и негативного отношения к вредным привычкам, в том числе и к потреблению наркотиков. Это главная задача проекта, и она вполне в компетенции органов муниципального управления.
Вопрос привлечения общественных организаций в Екатеринбурге пытаются разрешить путем введения муниципальных грантов и, соответственно, конкурсов проектов для получения этих грантов. Оценка представленных на конкурс проектов ведется по трем составляющим: задачам проекта, предполагаемому итогу реализации и количественному показателю.
В сфере образования: увеличивается число педагогов, прошедших подготовку для проведения ими профилактической антинаркотической деятельности в школе. (Ремарка А.И.Антоновой: Нельзя в качестве показателя брать количество, например, положенных в стационар наркоманов. Необходимо учитывать общий объем оказанной помощи, тогда не будет погони за количеством, за валом.)
Отметил выступающий и своеобразную «сезонность» в работе антинаркотических центров. Так, в августе неизменно наблюдается всплеск обращений, так или иначе связанных с потреблением наркотиков. Заканчивается летняя беззаботная пора, и одни норовят устроиться на теплое место в больницу, другие вдруг выясняют, что пока они были на даче, их дети использовали предоставленную свободу не лучшим образом. И эти особенности надо не забывать учитывать при планировании работы и при подведении итогов.
Закончил доклад С.В.Ширшов словами о том, что антинаркотическая работа не терпит фальши и самооуспокоенности. Нельзя останавливаться на достигнутом и долго задерживаться на реализации одной и той же, пусть даже успешной программы. Нельзя опускать руки, если что-то идет не так. Надо искать новые пути.
Вопросы по докладу
М.И.Архипов: В чем заключаются проблемы подготовки и переподготовки кадров в области наркопрофилактики?
С.В.Ширшов: В Екатеринбурге работают два центра подготовки, один федерального подчинения, другой муниципальный. Но мощности двух центров недостаточно для нужд нашего региона. И еще одна проблема – нет госзаказа на подготовку специалистов конкретно для ведения антинаркотической работы – превентологов.
|
А.И.Антонова: Существует ли аналогичная проблема относительно учителей и психологов? У них это должно входить в курс переподготовки.
С.В.Ширшов: Проблема в том, что недостаточно грамотных специалистов для обучения педагогов по проблеме.
Е.В.Махонина, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций (РНО) СПб: Вы ввели общественные организации в общую схему работы. Какова же слаженность такой совместной деятельности? И еще: участвовали ли общественные организации в подготовке проекта «Выбираю жизнь»?
С.В.Ширшов: Ну, я бы сказал, что совершенству нет предела…
Е.В.Махонина: Это следует понимать в каком смысле? Вы не можете дать оценку? Но ведь вы там живете, кому как не вам знать ситуацию!
С.В.Ширшов: Могу только повторить: предела совершенству нет. Не все, конечно, получается с первого раза как хотелось бы, но ищем путем консенсуса наиболее устраивающий все стороны путь. Нет сомнения, что управление процессом поиска консенсуса должно находиться в руках государства. Однако самый главный инструмент – финансирование – недостаточно мощен. Имеющихся в нашем распоряжении средств не хватает. Поэтому мы вынуждены вести жесткий конкурсный отбор.
Е.В.Махонина: Но вы довольны?
С.В.Ширшов: Наша проблема – кадры. Катастрофически не хватает специалистов в области координации антинаркотической деятельности. И вообще просто некому работать. В штате отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г.Екатеринбурга работающих всего три человека. Кого попало на такую работу не возьмешь, а найти подходящих людей никак не удается. Вот эта проблема самая наболевшая, а к тому же тянет за собой и все остальное. Если нам удастся решить проблему кадров, станет легче.
И.Ю.Федько, заведующий отделом безопасности администрации г. Ставрополя: Представленный вами проект рассчитан на девять лет работы. Как известно, срок работы администрации несколько меньше. Где гарантия, что пришедшие на смену руководители продолжат реализацию проекта, а не сочтут более целесообразным направить и без того ограниченные средства на что-нибудь иное.
С.В.Ширшов: Проект не является окончательным, цифры в его структуре могут меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретный же перечень мероприятий формирует сроком на год ответственная группа.
|
Г.В.Зазулин: Реализация таких сложных проектов должна предусматривать координацию между всеми исполнителями программы. Как вы ее осуществляете?
С.В.Ширшов: Конечно, без координации не обошлось. Например, два раза в год все общественные организации (в лице своих представителей, конечно), приглашаются на открытый совет, где непосредственно участвуют в работе над проектом. Той же цели координации служат и реализуемые у нас медиа-проекты. Третьим моментом должно стать обучение участников программы. А то сегодня нет даже общего понимания вопросов наркополитики, по-разному толкуются термины. В частности, нет единой позиции по вопросу о муниципальном гранте для общественных организаций. Так что нам есть еще над чем работать в организационном плане.
Завершил дискуссию по докладу представителя Екатеринбурга Г.В.Зазулин, сказавший несколько слов в дополнение к докладу.
С точки зрения Георгия Васильевича, если нет средств у муниципального образования, то нечего и проекты разрабатывать и принимать. Это напрасная трата сил. Что касается федеральных программ, то там эти вопросы должны быть учтены и предусмотрены.
В частности, в программах следует предусмотреть и особенности предоставления отчетов о проделанной работе. Не секрет, что иногда в проекты, выдвигаемые на гранты, включают и такие работы, которые входят в перечень служебных обязанностей конкретных должностей, то есть человек получает за эти действия заработную плату. Нельзя смешивать должностные обязанности и работу по гранту, государство не настолько богато, чтобы платить дважды.
Назвал он очень важным и то, чем занимаются участники этого и подобных ему семинаров: ни одна крупица российского опыта не должна быть утрачена. Особенно сейчас, когда на фоне тяжелой наркоситуации поднимают свои голоса сторонники легализации наркопотребления и пересмотра государственной наркополитики.