Стратегический план развития города Екатеринбург как новый подход к формированию программы антинаркотической деятельности в муниципальном образовании

«Антинаркотическая целевая программа
       административно-территориального образования»

Стратегический план развития 
города Екатеринбург
как новый подход к формированию 
программы антинаркотической деятельности
в муниципальном образовании

Проект «Выбираю жизнь»

Екатеринбургу как крупному центру исторически сложившегося индустриального региона принадлежит особое место в социально-экономическом развитии не только Урала, но и России в целом. Начало нового тысячелетия требует от города не только сохранить и подтвердить достигнутый уровень своего развития, но и определить свою роль и место в XXI веке, наметить новые рубежи развития, позволяющие занять достойное место в региональном, национальном и международном разделении труда.

Учитывая это, органы местного самоуправления, научная общественность и значительная часть горожан пришли к пониманию того, что необходимо осуществлять не только оперативное, но и стратегическое управление и планирование. Результатом совместной работы стал Стратегический план развития города Екатеринбурга, который утверждён решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6.

С.В.Ширшов, начальник Отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации города Екатеринбург

С.В.Ширшов, начальник Отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации города Екатеринбург

Стратегический план определяется как научно обоснованный прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия (включая программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики.

Главная цель развития города заключается в обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.

Качество жизни в стратегическом плане определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.

Достижение главной цели предполагает реализацию ряда основных стратегических подцелей. Среди них на первом месте обозначено – формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.

Целевые установки реализуются посредством стратегических программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение главных целей и охватывающих решение основных проблем во всех сферах жизнедеятельности города.

В свою очередь, программы в ходе реализации конкретизируются в проекты, которые направлены на эффективное решение более локальных задач, имеют четкие сроки реализации и определенные источники финансирования.

Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.

Проблемы, связанные с формированием у населения норм и традиций здорового образа жизни, являются неотъемлемой частью направления № 1 стратегического плана: «Сохранение и развитие человеческого потенциала». Целевой вектор направления – сохранение физического и духовного здоровья горожан, развитие их профессиональных, интеллектуальных и личностных качеств, повышение образовательного и культурного уровня, обеспечение социальной защищенности, совершенствование и развитие социальной среды города.

К основным задачам, которые призвано решить данное направление, относятся:

  • улучшение здоровья жителей Екатеринбурга, создание системы профилактики заболеваний, эффективного оздоровления населения, повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • формирование социально и профессионально компетентного горожанина на основе развития непрерывного и мобильного образования, интегрированного в российское и мировое информационное и образовательное пространство;
  • сохранение, создание и развитие культурной среды, творческая реализация духовных и физических способностей и потребностей горожан, повышение производственной и трудовой культуры;
  • формирование и развитие новых видов и форм туристических, физкультурно-оздоровительных и досуговых высококачественных услуг;
  • обеспечение социальной защищенности жителей города, создание в городе в целом и в каждом его микрорайоне комфортной социальной сферы.

Реализация целей и задач направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала» предполагается через систему стратегических программ:

1. Екатеринбург – здоровый город.

2. Образование – основа развития, залог успеха.

3. Город для души: Екатеринбург – культурный, спортивный и туристический центр.

4. Екатеринбург – город комфортной социальной среды.

Краткая характеристика стратегической программы 
«Екатеринбург – здоровый город» 
и включённых в неё проектов

Показатели здоровья населения в мировой практике принято считать одним из основных критериев качества жизни. Для России в целом, и для крупных городов в частности, в последнее десятилетие характерен демографический кризис, который выражается в значительной естественной убыли населения из-за крайне низкой рождаемости и высокого уровня смертности. Это обстоятельство создает дополнительные трудности и на пути развития г. Екатеринбурга.

В настоящее время важнейшее значение приобретают задачи как по сохранению человеческого потенциала, так и по повышению его качества (хорошее здоровье, высокая работоспособность, активная умственная, творческая и физическая деятельность).

Цель и задачи программы «Екатеринбург – здоровый город» – достижение современных стандартов в работе системы здравоохранения и формирование здорового образа жизни и, тем самым, обеспечение высоких показателей здоровья и продолжительности жизни горожан.

Программа «Екатеринбург – здоровый город» включает следующие стратегические проекты:

1. Екатеринбург – медицинский центр региона. Цель проекта – создание в Екатеринбурге высокоэффективной модели оказания медицинской и фармацевтической помощи горожанам, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей населения города в лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.

2. Здоровье маленьких горожан. Цель проекта – улучшение здоровья женщин и детей, снижение показателей детской, перинатальной и младенческой смертности, а также детской инвалидности и хронической заболеваемости.

3. Три шага к долголетию. Цель проекта – снижение смертности в трудоспособном возрасте, снижение инвалидности и заболеваемости от сердечно-сосудистых, онкологических болезней и травм.

4. Профилактика – упреждающий удар. Цель проекта – стабилизация и снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение массового распространения социально-значимых заболеваний (ВИЧ-инфекции, туберкулёза, ИППП).

5. Выбираю жизнь. Цель проекта – совершенствование единого профилактического пространства муниципального образования «Город Екатеринбург» в целях формирования у горожан бережного отношения к своему здоровью, установок на здоровый (трезвый) образ жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, злоупотребление алкоголем, немедицинское потребление наркотиков и злоупотребление ими).

Остановимся более подробно на характеристике стратегического проекта «Выбираю жизнь».

В формировании стратегического проекта приняли участие структурные подразделения Администрации города Екатеринбурга, правоохранительные органы и другие учреждения (организации) федерального подчинения, Совет ректоров вузов Свердловской области, Совет общественных объединений города Екатеринбурга, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей ВИЧ-инфекции и другие заинтересованные стороны.

Стратегический проект «Выбираю жизнь» формировался с учётом требований законодательства России, Свердловской области, в том числе требований вступающего в силу 01 января 2006 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Согласно этому Закону, целые направления, связанные с системой комплексной профилактики наркомании, вышли из ведения муниципальных образований, например:

  • блок развития специализированной медицинской помощи населению (наркология, в том числе и созданная в рамках городской программы детско-подростковая наркологическая служба, центры по профилактике и борьбе со СПИДом и т.д.);
  • блок раннего выявления, диагностики и медицинского освидетельствования на состояние алкогольного и наркотического опьянения;
  • реабилитационный блок, предполагающий создание муниципальных реабилитационных центров для выздоравливающих наркоманов (в т.ч. – несовершеннолетних);
  • реинтеграционный блок, направленный на решение проблем адаптации в обществе выздоравливающих наркоманов и некоторые другие.

Учитывая требования Закона, а также накопленный в Екатеринбурге опыт организации антинаркотической работы, приоритетным направлением стратегического проекта «Выбираю жизнь» определена первичная профилактика зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту. Отсюда следует, что категориями горожан, на которых в первую очередь направлены усилия проекта, являются несовершеннолетние, их родители и специалисты, работающие в сфере комплексной профилактики зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту.

Инструментом реализации проекта определён Перечень мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту в городе Екатеринбурге на очередной год. Перечень утверждается и вводится в действие Постановлением Главы города.

Стратегический проект призван решать следующие задачи:

1. Обеспечение горожан доступной и качественной помощью по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту в рамках полномочий муниципального образования «Город Екатеринбург».

2. Совершенствование информационных потоков по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту, пропаганде здорового (трезвого) образа жизни.

3. Вовлечение горожан в активную деятельность по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту, формированию здорового (трезвого) образа жизни.

4. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия, управления, координации профилактической деятельности и соблюдения российского законодательства.

По замыслу разработчиков проекта, решение вышеперечисленных задач приведет к следующим ожидаемым результатам:

  • совершенствованию деятельности муниципальных учреждений, способных на высоком профессиональном уровне удовлетворять возникающие потребности горожан по проблеме;
  • повышению информированности горожан по проблеме, которая будет способствовать их осознанному выбору в пользу здорового (трезвого) образа жизни;
  • формированию гражданской позиции горожан по проблемам противодействия зависимостям от ПАВ и необходимости ведения здорового (трезвого) образа жизни;
  • объединению усилий учреждений (организаций) различного ведомственного подчинения в проведении в Екатеринбурге работы по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, преступлений и правонарушений в этой сфере;
  • обмену опытом профилактической деятельности с другими муниципальными образованиями России;
  • изучению, адаптации и внедрению в Екатеринбурге международного опыта профилактической деятельности.

Основными мероприятиями проекта, направленными на решение первой задачи, являются:

  • развитие материальной базы муниципальных учреждений, включённых в систему профилактики зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту, пропаганды здорового (трезвого) образа жизни;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для учреждений и ведомств, осуществляющих профилактическую работу; участие в подготовке и проведении тематических конференций;
  • оказание консультативной помощи горожанам по проблемам зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту через службы телефонов доверия, интернет-консультирование с использованием web-сайта стратегического проекта «Выбираю жизнь»;
  • организация профилактической работы с детьми «группы риска» (состоящими на учёте в ПДН УВД (РУВД) г. Екатеринбурга, Территориальных комиссиях Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав, внутришкольном учёте и т.д.);
  • организация работы по профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту в отдалённых районах, входящих в муниципальное образование «город Екатеринбург»;
  • развитие системы муниципальных учреждений, способствующих удовлетворению духовных, интеллектуальных, творческих потребностей горожан, организации их досуга, занятости, отдыха, вовлечению в занятия физкультурой, спортом и туризмом и т.д.

К основным мероприятиям, направленным на решение второй задачи, относятся:

  • информационное освещение деятельности по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и пропаганде здорового (трезвого) образа жизни в СМИ города, поддержка работы web-сайта проекта «Выбираю жизнь»;
  • изготовление и размещение на улицах города социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту;
  • создание, тиражирование и приобретение для муниципальных учреждений, школьных уголков профилактики научно-методической, информационно-аналитической, научно-популярной литературы, аудио-, видеоматериалов для проведения профилактической работы и обеспечения деятельности специалистов;
  • создание, апробация и внедрение в образовательный процесс МОУ (ДОУ), деятельность муниципальных учреждений программ по профилактике зависимостей от ПАВ, компьютерной зависимости, острых отравлений в быту, иных видов рискованного поведения и пропаганде здорового (трезвого) образа жизни;
  • проведение в муниципальных учреждениях лекций, бесед, семинаров, диспутов, акций, месячников, интеллектуальных рингов и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового (трезвого) образа жизни, профилактику зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту и др.

Для решения третьей задачи предусмотрены следующие мероприятия:

  • совместная деятельность с общественными объединениями и некоммерческими организациями, работающими в сфере профилактики зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИДа, через Форум общественных объединений в рамках стратегического проекта социального партнёрства, организации конкурса на муниципальный грант социальных проектов и программ, обучение и информирование представителей общественных объединений через их участие в проведении информационных дней, обучающих семинарах;
  • проведение конкурсов среди образовательных учреждений, учреждений отдела молодёжной политики города на лучшую организацию профилактической работы;
  • развитие волонтёрского движения среди горожан, «клубов молодёжного актива» с целью вовлечения в работу по профилактике зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту среди различных категорий горожан;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий в рамках традиционной совместной акции администрации, вузов и ссузов города «Студенчество за будущее без наркотиков»;
  • развитие взаимодействия с руководством традиционных конфессий, национальных общин, промышленными предприятиями с целью организации работы по профилактике наркомании, иных зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и другие мероприятия.

На решение четвёртой задачи нацелены следующие мероприятия:

  • мониторинг ситуации с распространением наркомании, алкоголизма, токсикомании, ВИЧ-инфекции, острых отравлений и смертности вследствие острых отравлений в быту в городе на основе согласованных форм статистической отчётности;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами, Центральным Екатеринбургским отделом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, наркологической службой Свердловской области, Свердловским областным бюро судебно-медицинской экспертизы, Территориальными комиссиями Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими структурами немуниципального подчинения, проведение совместных проверок, рейдов и других профилактических мероприятий;
  • организация системы информационного обмена по проблемам профилактики зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту и пропаганде здорового образа жизни с аналогичными службами муниципальных образований Свердловской области, Уральского федерального округа, Российской Федерации;
  • участие в реализации программ международной неправительственной организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD) в г. Екатеринбурге, Свердловской области и УрФО, а также иными международными организациями.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует законов, определяющих полномочия субъектов федерации, муниципальных образований в организации и проведении антинаркотической деятельности. Эта работа остаётся актом проявления гражданской позиции и политической воли отдельных руководителей регионов и органов муниципальной власти. Включение в Стратегический план развития города Екатеринбурга проекта «Выбираю жизнь», его разработка и реализация является свидетельством того, что администрация города Екатеринбурга считает деятельность по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от ПАВ важным элементом в развитии социальной сферы города, неотъемлемой составляющей работы по сохранению и развитию человеческого потенциала.

С.В.Ширшов, 
начальник отдела координации работы 
по профилактике и борьбе с наркоманией 
Администрации города Екатеринбург, 
кандидат педагогических наук, доцент

В дополнение к докладу

Вышеприведенный текст представляет собой предоставленный редакции вариант доклада. Однако в доклад не вошло многое из сказанного докладчиком, поэтому мы сочли целесообразным сделать небольшое дополнение.

Так, дополнением к докладу являлась характеристика наркоситуации в городе Екатеринбурге на настоящий момент. Зафиксирована в молодежной среде тенденция к потреблению «легких» наркотиков: конопли, амфетаминов. Меньше стало выявляться неизвестных ранее, новых потребителей героина. Не растет и число токсикоманов.

По словам С.В.Ширшова, целью проекта является формирование у гражданина бережного отношения к своему здоровью и негативного отношения к вредным привычкам, в том числе и к потреблению наркотиков. Это главная задача проекта, и она вполне в компетенции органов муниципального управления.

Вопрос привлечения общественных организаций в Екатеринбурге пытаются разрешить путем введения муниципальных грантов и, соответственно, конкурсов проектов для получения этих грантов. Оценка представленных на конкурс проектов ведется по трем составляющим: задачам проекта, предполагаемому итогу реализации и количественному показателю.

В сфере образования: увеличивается число педагогов, прошедших подготовку для проведения ими профилактической антинаркотической деятельности в школе. (Ремарка А.И.Антоновой: Нельзя в качестве показателя брать количество, например, положенных в стационар наркоманов. Необходимо учитывать общий объем оказанной помощи, тогда не будет погони за количеством, за валом.)

Отметил выступающий и своеобразную «сезонность» в работе антинаркотических центров. Так, в августе неизменно наблюдается всплеск обращений, так или иначе связанных с потреблением наркотиков. Заканчивается летняя беззаботная пора, и одни норовят устроиться на теплое место в больницу, другие вдруг выясняют, что пока они были на даче, их дети использовали предоставленную свободу не лучшим образом. И эти особенности надо не забывать учитывать при планировании работы и при подведении итогов.

Закончил доклад С.В.Ширшов словами о том, что антинаркотическая работа не терпит фальши и самооуспокоенности. Нельзя останавливаться на достигнутом и долго задерживаться на реализации одной и той же, пусть даже успешной программы. Нельзя опускать руки, если что-то идет не так. Надо искать новые пути.

Вопросы по докладу

М.И.Архипов: В чем заключаются проблемы подготовки и переподготовки кадров в области наркопрофилактики?

С.В.Ширшов: В Екатеринбурге работают два центра подготовки, один федерального подчинения, другой муниципальный. Но мощности двух центров недостаточно для нужд нашего региона. И еще одна проблема – нет госзаказа на подготовку специалистов конкретно для ведения антинаркотической работы – превентологов.

Е.В.Махонина, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций (РНО), СПб

Е.В.Махонина, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций (РНО), СПб

А.И.Антонова: Существует ли аналогичная проблема относительно учителей и психологов? У них это должно входить в курс переподготовки.

С.В.Ширшов: Проблема в том, что недостаточно грамотных специалистов для обучения педагогов по проблеме.

Е.В.Махонина, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций (РНО) СПб: Вы ввели общественные организации в общую схему работы. Какова же слаженность такой совместной деятельности? И еще: участвовали ли общественные организации в подготовке проекта «Выбираю жизнь»?

С.В.Ширшов: Ну, я бы сказал, что совершенству нет предела...

Е.В.Махонина: Это следует понимать в каком смысле? Вы не можете дать оценку? Но ведь вы там живете, кому как не вам знать ситуацию!

С.В.Ширшов: Могу только повторить: предела совершенству нет. Не все, конечно, получается с первого раза как хотелось бы, но ищем путем консенсуса наиболее устраивающий все стороны путь. Нет сомнения, что управление процессом поиска консенсуса должно находиться в руках государства. Однако самый главный инструмент – финансирование – недостаточно мощен. Имеющихся в нашем распоряжении средств не хватает. Поэтому мы вынуждены вести жесткий конкурсный отбор.

Е.В.Махонина: Но вы довольны?

С.В.Ширшов: Наша проблема – кадры. Катастрофически не хватает специалистов в области координации антинаркотической деятельности. И вообще просто некому работать. В штате отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г.Екатеринбурга работающих всего три человека. Кого попало на такую работу не возьмешь, а найти подходящих людей никак не удается. Вот эта проблема самая наболевшая, а к тому же тянет за собой и все остальное. Если нам удастся решить проблему кадров, станет легче.

И.Ю.Федько, заведующий отделом безопасности администрации г. Ставрополя: Представленный вами проект рассчитан на девять лет работы. Как известно, срок работы администрации несколько меньше. Где гарантия, что пришедшие на смену руководители продолжат реализацию проекта, а не сочтут более целесообразным направить и без того ограниченные средства на что-нибудь иное.

С.В.Ширшов: Проект не является окончательным, цифры в его структуре могут меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретный же перечень мероприятий формирует сроком на год ответственная группа.

И.Ю.Федько, заведующий отделом безопасности администрации г. Ставрополя

И.Ю.Федько, заведующий отделом безопасности администрации г. Ставрополя

Г.В.Зазулин: Реализация таких сложных проектов должна предусматривать координацию между всеми исполнителями программы. Как вы ее осуществляете?

С.В.Ширшов: Конечно, без координации не обошлось. Например, два раза в год все общественные организации (в лице своих представителей, конечно), приглашаются на открытый совет, где непосредственно участвуют в работе над проектом. Той же цели координации служат и реализуемые у нас медиа-проекты. Третьим моментом должно стать обучение участников программы. А то сегодня нет даже общего понимания вопросов наркополитики, по-разному толкуются термины. В частности, нет единой позиции по вопросу о муниципальном гранте для общественных организаций. Так что нам есть еще над чем работать в организационном плане.

 

Завершил дискуссию по докладу представителя Екатеринбурга Г.В.Зазулин, сказавший несколько слов в дополнение к докладу.

С точки зрения Георгия Васильевича, если нет средств у муниципального образования, то нечего и проекты разрабатывать и принимать. Это напрасная трата сил. Что касается федеральных программ, то там эти вопросы должны быть учтены и предусмотрены.

В частности, в программах следует предусмотреть и особенности предоставления отчетов о проделанной работе. Не секрет, что иногда в проекты, выдвигаемые на гранты, включают и такие работы, которые входят в перечень служебных обязанностей конкретных должностей, то есть человек получает за эти действия заработную плату. Нельзя смешивать должностные обязанности и работу по гранту, государство не настолько богато, чтобы платить дважды.

Назвал он очень важным и то, чем занимаются участники этого и подобных ему семинаров: ни одна крупица российского опыта не должна быть утрачена. Особенно сейчас, когда на фоне тяжелой наркоситуации поднимают свои голоса сторонники легализации наркопотребления и пересмотра государственной наркополитики.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск (3717), 14 декабря 2005 года