Срез ситуации на территории

«Антинаркотическая целевая программа
       административно-территориального образования»

Срез ситуации 
на территории

Показатели ожидаемого эффекта 
по городу Пермь

О положительном опыте работы, по словам И.Б.Вольфовича, начальника отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности администрации г. Перми, говорить пока рано. Докладчик пообещал в большей мере ознакомить присутствующих с сегодняшним положением в регионе и с ожидаемым эффектом принимаемых администрацией усилий в области антинаркотической работы.

И.Б.Вольфович, начальник отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности Администрации
г. ПермЬ.

И.Б.Вольфович, начальник отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности Администрации г. ПермЬ.

Начало всему положило принятое главой города решение создать профессиональную структуру для проведения антинаркотической деятельности. Толчком послужило принятие федерального закона, где создание таких структур рекомендовано регионам. Структура была создана, ее представителем и является выступающий с докладом И.Б.Вольфович.

Численность работников невелика – всего три человека – а объем работы весьма велик, так как антинаркотическую деятельность в том или ином аспекте должны вести 12 ведомств, работу которых необходимо координировать. Для осуществления координации была создана рабочая группа, в которую кроме профессионалов и представителей вышеупомянутых ведомств вошли четыре депутата Городской Думы. Это поднимает статус рабочей группы и способствует упрощению отношений с законодательной властью. Непосредственно участвуя в процессах обсуждения и принятия законов и владея информацией в сфере антинаркотической работы, эти четыре депутата могут квалифицированно разъяснить коллегам необходимость тех или иных поправок или указать на возможные негативные последствия принятия непродуманных законодательных актов.

Далее И.Б.Вольфович представил участникам семинара презентацию городской программы в плане борьбы с негативными явлениями сегодняшнего дня. Основной задачей, которую ставят перед собой власти Перми, является принятие основной массой населения здорового образа жизни как наиболее приемлемого. Поэтому в городе нет отдельной программы конкретно по борьбе с наркоманией. Аналогично строятся программы и на Западе: там и алкоголь, и никотин относят к своего рода наркотическим веществам, только разрешенным к употреблению. ВИЧ-инфекция попала в список преодолеваемых проблем в силу чисто исторических причин.

Акцент на работу с молодежью сделан потому, что на все население никаких сил и средств не хватит, а молодежь не только наше будущее, но и группа населения, на которую может быть в большей степени оказано влияние. У представителей старшего поколения уже сформировавшиеся, устойчивые взгляды на жизнь и свое место в ней, у наркоманов старшего возраста, прошедших лечение, ремиссия составляет не более 4—6 процентов. Выступающий мог заявить это со всей ответственностью, поскольку по специальности нарколог и сам занимался этими проблемами вплотную.

«Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции на территории города Перми на 2004-2006 годы».
Заказчик – администрация г.Пермь. Руководитель – отдел по межведомственной координации антинаркотической деяте6льности. Исполнители – подразделения администрации города Перми, субъекты профилактики различной ведомственной принадлежности (12). Цель программы: формирование у молодежи потребностей в здоровом образе жизни и профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции среди детей и подростков. Задачи программы: 

- Консолидация усилий субъектов профилактики с целью вовлечения молодежи в мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. 
- Совершенствование системы первичной профилактики наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции. 
- Снижение темпов роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией среди детей и подростков. 
- Уменьшение негативных последствий для здоровья граждан от злоупотребления ПАВ. 
- Вовлечение некоммерческих организаций в реализацию проектной деятельности по основным направлениям программы. 
Финансирование программы в 2004 году составило 2 млн 200 тыс. рублей; в 2005 – 5 млн 700 тыс. рублей; на 2006 год запланировано финансирование в размере 7 млн 200 тыс. рублей. 

Основные разделы программы 
1. Организационные и правовые меры по ограничению распространения пьянства, алкоголизма, противодействия незаконному обороту наркотиков. 
2. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании. 
3. Пресечение незаконного оборота наркотиков. 
4. Совершенствование системы диагностики, лечения, реабилитации наркологических больных. 
5. Предупреждение ВИЧ-инфекции в условиях массового распространения наркомании. 

Показатели ожидаемого эффекта от реализации мероприятий программы: 
-увеличение количества молодежи, принимающих участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни; 
- повышение профессионального уровня специалистов, занимающихся антинаркотической деятельностью, в том числе «активными формами работы»; 
- рост удельного веса раскрытых преступлений, совершенных со сбытом наркотиков «категории тяжких, особо тяжких, групповых); 
- снижение общей заболеваемости наркологическими расстройствами, заболеваемости ВИЧ-инфекцией.

В плюсы программы можно занести то, что ни одного мероприятия без гарантированного финансирования в ней нет. В то время как в федеральной программе одна треть мероприятий должна осуществляться «за счет текущего финансирования».

Деньги делятся не поровну между участниками, а в зависимости от эффективности работы. К сожалению, Пермь получает средства для реализации программы не в полном объеме. В 2004 году, например, получили только 43% от указанного в программе объема, а в этом году 65 %. Но независимо от этого 70 % средств идет неизменно на профилактику.

Стараются в Перми и отслеживать эффективность вложений с таким трудом выделяемых средств. Вот недавно выделили средства на занятия спортом 1000 детей из группы риска. Через некоторое время пофамильно проверят, занимаются ли эти дети, как они занимаются. Путем отслеживания эффективности удалось выяснить, например, что обучающие семинары для учителей не дают должной отдачи – учителя не могут на практике применить полученные знания. Теперь для учителей вместо семинаров устраиваются тренинги, дающие надежный практический опыт.

Существует в Перми свой пилотный проект, объединяющий действия по контролю за наркоситуацией органов охраны порядка и добровольных дружинников. Очень много жалоб от горожан, повсюду натыкающихся на использованные шприцы. По горячим следам на поиск потребителей наркотиков будут направляться усиленные дружинниками бригады.

Вопросы по докладу

М.И.Архипов: Какие проекты реализуются в вашем городе силами общественных организаций?

И.Б.Вольфович: Общественные организации занимаются организацией летнего отдыха неблагополучных, по разным критериям, детей, организацией их досуга. Органы самоуправления взяли на себя также функцию контроля за деятельностью работников милиции, чтобы все действовали по закону.

М.И.Архипов: Дальнейшее понятно: если проблема неразрешима на одном уровне или работа не идет – надо поднять ее на следующий уровень руководства, где и власти, и финансов побольше.

И.Ю.Федько: А как с финансированием, вышеупомянутые 12 участников – ведомственных структур не пытаются каждая экономить свои средства?

И.Б.Вольфович: Если и захотели бы, у них это не получится, потому что вся работа находится в подчинении у второго после мэра руководителя в городе, так что уклониться от выполнения обязанностей нереально.

Вопросу докладчику из Перми задавали заинтересованно и активно.

Вопросу докладчику из Перми задавали заинтересованно и активно.

О.Н.Васильева: Заложено ли в вашем проекте финансирование первичной профилактики, проводимой в системе образования.

И.Б.Вольфович: В рамках учебного процесса предусмотрено множество различных мероприятий по первичной профилактике. Есть и некоторый опыт уже. Мне лично нравятся итоги проведения работы по методике биологической обратной связи.

О.Н.Васильева: Расскажите, пожалуйста, поподробнее: там, где есть программы первичной профилактики, за счет чего они работают? То есть откуда появляются средства, кадры, рабочие программы и так далее.

И.Б.Вольфович: У нас в Перми предусмотрены средства на проведение обучения с целью подготовки необходимых кадров, не проблема найти соответствующие методички, покупаем и новые разработки, появляющиеся в других регионах. У школ в последнее время появились собственные средства, которые они могут тратить по своему усмотрению, в том числе и на профилактику. Естественно, если в школе проблема наркотизации уже заявила о себе, руководство школы не оставит этот вопрос без внимания. Если же все-таки нет по какой-либо причине должного отношения к проблеме, на такой случай предусмотрен механизм воздействия со стороны управления, осуществляющего постоянный контроль за ситуацией. Управление выдает рекомендации, которые являются законом (!). Так что методы управления ситуацией есть.

по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  спецвыпуск (3717), 14 декабря 2005 года