«Мои убеждения еще формируются»

18.03.2022

«Мои убеждения еще формируются»

О сложности и актуальности темы

Почетное право произнести вступительное слово к участникам семинара на этот раз было предоставлено Александру Ивановичу Стребкову, заведующему кафедрой конфликтологии. Назвав наркозависимость серьезным отрицательным последствием современной действительности, Александр Иванович призвал собравшихся приложить все усилия к скорейшему практическому решению проблемы, в то время как кафедра конфликтологии, занимаясь теоретическим осмыслением вопроса, способствует успешной борьбе с наркоугрозой. Понимание важности проблемы пришло наконец к представителям самых высоких эшелонов власти. Это дает надежду в перспективе на урегулирование наркоконфликта.

Г.В.Зазулин

Г.В.Зазулин

Последовавшее выступление представителя международной общественной организации ECAD кандидата юридических наук Георгия Васильевича Зазулина началось с краткого рассказа о личном опыте контакта с религией. Обосновав тезис о том, что зачастую религия может оказаться, в определенных обстоятельствах, человеку ближе, чем государство, Георгий Васильевич отметил, что этим преступно было бы пренебрегать. Следовательно, необходимо работать если не сообща, то учитывая деятельность соратника по борьбе. В Санкт-Петербурге Православная церковь уже начала собственную антинаркотическую борьбу и инициировала создание епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, руководителем которого назначен Сергей Бельков. 

Однако несмотря на важность общей позиции по вопросу, в реальности необходимо совершать конкретные шаги. Тогда возможно говорить о серьезной гражданской позиции. Что же было уже реально сделано православной церковью? 

Церковь понимает всю пагубность наркотизации населения и заботится о духовном здоровье общества. Открыты и активно работают православные религиозные центры. Не ограничиваясь непосредственной работой с наркозависимыми, церковь сочла необходимым поделиться накопленным опытом работы со всеми, а также дать информацию тем, кто готов прекратить потребление, но не знает, куда обратиться. В 2005 году вышел уже второй выпуск сборника «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму», издаваемого отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. В сборнике можно прочесть описание православной методики «Лествица трезвления», информацию о епархиальном центре «Воскресение» и о братстве трезвости при храме святого преподобномученика Андрея Критского, о монастырской жизни как форме реабилитации, о приготовлении наркозависимых к жизни на церковном приходе. 

Кафедра философии религии и религиоведения, со своей стороны, ведет у будущих специалистов-конфликтологов курс «Наркотики и религия», подготавливая почву для будущего взаимопонимания. 

Личный опыт борьбы с незаконным распространением наркотиков Георгия Васильевича начинается с его деятельности в правоохранительных структурах в 1987 году. Вехой на пути совместной с религиозными организациями работы стала организованная УБНОН ГУВД Санкт-Петербурга и ЛО фотовыставка «Наркотик – убийца», прошедшая в 1998 году. На выставку пришли и представители религиозных направлений, в том числе «Брахма Кумарис». Изданная этим Всемирным духовным университетом книга «Скажите нет наркотикам» производила хорошее впечатление, была грамотно составлена, но казалась какой-то далекой, как с другой планеты. 

 Упомянул выступающий и контакт с начавшим свою работу под Кингисеппом центром реабилитации наркозависимых на протестантской основе «Новая жизнь». Однако представители православия из Александро-Невской лавры расценили этот центр как работающий под руководством сектантов, преследующих личные корыстные, по всей видимости, цели, и идея сотрудничества была отложена. 

   

Выразив благодарность собравшимся, а некоторым из них пришлось проделать довольно долгий путь ради участия в семинаре, Георгий Васильевич сообщил, что данный семинар на одну неделю опередил всероссийскую конференцию в Храме Христа Спасителя, посвященную также борьбе с наркоманией. Он отметил, что несмотря на общность главной задачи, специфика у них разная. Конференция в Москве в большей степени планируется по сотрудничеству всех антинаркотических сил. В то время как наш семинар ставит перед собой более научный аспект проблемы, ибо его цель – понимание. 

Недавно в нашей стране приняли федеральную программу антинаркотической работы. И это хорошо. Странно только, что программа работы новая, а концепция всей антинаркотической деятельности государства старая, еще с 1993 года. Но в феврале, пообещал Георгий Васильевич, мы на семинаре постараемся всесторонне обсудить этот вопрос и, возможно, возьмемся за создание этого интеллектуального продукта. Одно несомненно: учитывая, что религия обладает весомым авторитетом у существенной части населения страны, в концепции непременно должен быть пункт, посвященный религии. 

От церкви можно ожидать существенных инициатив в решении проблемы наркозависимости, представители священства уже сегодня серьезно относятся к проблеме. Свидетельство тому: в структуре церковных органов имеется отдел, задачей которого является борьба с наркозависимостью и алкоголизмом, в то время как в структуре администрации всех регионов (кроме Республики Татарстан) такой отдел не предусмотрен. И как в таких условиях в администрациях собираются эффективным образом тратить целевые средства на борьбу с наркоэпидемией, неясно. Невозможно делать это, если нет специалистов, понимающих всю систему задач, стоящих перед властью и ее отдельными институтами. Невозможно и осуществлять в таких условиях координацию действий участников программы. 

Вернувшись к теме религии, Георгий Васильевич анонсировал предстоящие выступления, в частности, доклад шведского эксперта Уве Розенгрена, полагающего, что реабилитационный процесс в религиозных центрах является по сути своей ничем иным, как заменой одной зависимости на другую, более приемлемую социально. Однако если, взяв в качестве источника информации второй выпуск журнала «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму», проанализировать ответы реабилитантов на вопрос: «Что дает вам религия?», то становится очевидным, что религия служит источником силы для изменения себя. Внутренних сил наркозависимого человека не хватает для таких изменений, поэтому он вынужден искать помощь извне, и религия может такую помощь оказать. Следовательно, очень важно, не преувеличивая возможностей религии, грамотно воспользоваться всем ее потенциалом, максимально выбрать его. Что же касается подмены зависимости, то не стоит забывать, что наркозависимые люди обычно утрачивают социальные и культурные ориентиры, наркотик заменяет им все, и когда наркозависимый отказывается от наркотика, в его внутреннем мире возникает пустота, которую он не в состоянии заполнить, не имея высоких духовных запросов. Конечно, религия – не единственный выход. В Италии (Сан-Патриано) уже около 30 лет работает кооператив наркозависимых, насчитывающий уже около двух тысяч человек. Там наркотическая зависимость заменяется на трудовую и на зависимость от других членов кооператива. 

   Вообще говоря, все работающие сегодня реабилитационные центры можно разделить на несколько групп: 

   1) Православные реабилитационные центры. Их довольно много, и они успешно работают. Можно назвать, например, реабилитационный центр в Саперном. 

   2) Центры на духовной основе, но неправославной направленности. Их тоже много, мы о них неоднократно говорили. Работают они успешно, и пусть работают и дальше. 

   3) Реабилитационные центры на трудовой основе (кооперативы), их в России пока нет или нам о них неизвестно. 

Деление это по большому счету условное. Определить, как относиться к работе того или иного центра с административной точки зрения, очень непросто. Один и тот же центр то называют сектой, то оценивают его работу грамотой от руководства ФСКН России. Поэтому, признался Георгий Васильевич, он даже сам для себя не смог пока сформировать четкой позиции в этом вопросе. По его словам, «мои убеждения еще формируются». 

Возможно, этому поможет наш семинар и дискуссия по этому вопросу.

Ольга Долгова 

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  выпуск № 3 (3692), 24 февраля 2006 года