Программа курса «НАРКОКОНФЛИКТ И РЕЛИГИЯ»

09.08.2021

Программа «НАРКОКОНФЛИКТ И РЕЛИГИЯ»
С специальность – наркоконфликтология 040300 магистерская программа – наркоконфликтология 040307

Составитель – доктор философских наук, доцент Т.В.Чумакова

1. Организационно-методический раздел

Доктор философских наук, доцент Т.В.Чумакова, автор программы.

Доктор философских наук, доцент Т.В.Чумакова, автор программы.

1.1. Цель изучения дисциплины:
Ознакомление с причинами использования наркотических веществ и алкоголя в различных религиозных практиках и сознательными запретами на потребление этих веществ в религиях народов мира. Изучение процесса противодействия современных религий и религиозных объединений потреблению наркотических веществ и алкоголя и их борьбы с наркотической зависимостью и алкоголизмом на основе изучения практической работы данных религиозных объединений, а также нормативных документов религиозных организаций и священных текстов. Анализ использования религиозными организациями современных методов психологии и психоанализа. Значительное внимание уделяется междисциплинарным методам исследования влияния наркотических веществ на культуру народов мира.

 

1.2. Задачи курса:
Рассмотрение основных проблем использования наркотиков в религиях мира и борьбы с наркозависимостью в рамках религиозных объединений, изучение религиозного фольклора и религиозных практик; владение методологией религиоведческого исследования; развитие навыков самостоятельного исследования и изложения его результатов. Укрепление навыков работы с текстами на основе рассмотрения широкого круга источников.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина – «Наркоконфликт и религия» относится к специальным курсам, является частью необходимого набора курсов для подготовки специалиста в области наркоконфликтологии, способствует изучению других дисциплин.

 

1.4. Требование к уровню освоения дисциплины – «Народная религиозность: мировоззрение и практики» 
Знать содержание дисциплины «Наркоконфликт и религия» и иметь достаточно полное представление о роли наркотических веществ в различных культурах и религиозных практиках, в которых оно проявляется; владеть методологией исследования; уметь ясно излагать принципы и основания рассматриваемых концепций; иметь практические навыки исследования в данной области.

 

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного, итогового контроля

2.1. Объем дисциплины

Лекции — 24 часа

Индивидуальные занятия со студентами — 2 часа

Самостоятельная работа студента (в том числе на реферат или курсовую работу по дисциплине) — 6 часов

Итого (трудоемкость дисциплины) — 32 часа

 

2.2. Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр (9) семестр магистратуры – 32 часа лекций, зачет

 

2.3. Форма контроля:

Зачет. Предусмотрены также такие формы контроля, как проведение обсуждений докладов и сообщений студентов, анализ конкретных текстов по заданию преподавателя или выбору студентов, обсуждение монографических исследований и научных методик.

 

3. Содержание дисциплины.

3.1.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.

 

Тема 1. Вводная. (2 часа).

Классификация наркотических веществ. Эндорфины. Междисциплинарное исследование использования наркотических веществ в религиозных практиках. Этнография. Психологическая антропология. Религиоведение. Этноботаника. Этномикология. Проблема исследования и источника.

Литература

Martin G. J. Ethnobotany: a methods manual. London, New York, Chapman & Hall, 1995.

Леви-Строс К. В травяной лавке мифов //От мифа к литературе. М., 1993.

Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. М., 2001.

Религиоведение / Отв. ред. М.М.Шахнович. СПб., 2006.

Судник Т.М., Цивьян Т.В.. Мак в растительном коде основного мифа // Balto-balcanika. Балто-славянские исследования 1980. М., 1981. С. 300-317.

 

Тема 2. Измененное состояние сознания. Измененные состояния сознания и религиозные практики.( 2 часа).

Измененные состояния сознания. Практики достижения измененных состояний сознания в традиционных культурах. Шаманские практики. Кликушество.

Литература:

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 2001 (или любое другое издание). Разделы: Эпидемии кликушества и порчи; Другие психопатические эпидемии религиозного характера.

Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М., 2001. С.405 – 462.

Бургиньон Э. Психические заболевания, культура и измененные состояния сознания: междисциплинарное поле исследования // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М., 2001. С. 329 – 332.

Голикова С. В. Кликушество глазами священника // Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. ст. и докум. материалов. Вып. 8. Тюмень, 1995.

Жилек В.Г. Измененные состояния сознания в обрядах американских индейцев // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М., 2001. С. 462 – 482.

Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002 (2004). С. 321-341.

Принс Р. Шаманы и эндорфины: гипотезы для синтеза// Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А.Белика. М., 2001. С. 483 – 501.

 

Тема 3. Использование наркотических веществ, алкоголя и табака в религиозных ритуалах народов мира и в современных религиозных течениях (6 часов).

Использование наркотических веществ, алкоголя и табака в религиозных практиках различных культур древности (ранние формы религии, античный мир, религии Востока), в культовой практике современных религиозных течений (неоязычество, неошаманизм, New Age и др.)

Литература:

Horgan J. Rational Misticism. Taylor & Francis Books Ltd, 2001.

Wallis R.J. Shamans/Neo-Shamanism: Ecstasies, Alternative Archeologies and Contemporary Pagans. Routledgeб 2003.

Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.

Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. Л.: Изд-во Главсевморпути. 1939. 

Брехман И.И., Сем Ю.А. Этнофармакологическое исследование некоторых психоактивных средств малых народов Сибири и Дальнего Востока // Лекарственные средства Дальнего Востока. Хабаровск, 1970. Вып. 10. С. 16–19.

Де Риос М.Д. Растительные галлюциногены. М., 1997.

Источник:

Кастанеда К. Учение дона Хуана // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Ред и сост. И.Т.Касавин. М., 1992. С. 312 — 405.

Купина Ю.А. Потребление табака у народов Северо-Восточной Сибири и Аляски: этнокультурный аспект традиции // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки: Духовная культура. — СПб., 1995. — Вып. 2. — С. 85-115.

Лири Т. Психоделический опыт: руководство на основе «Тибетской книги мертвых». Киев, 1998

Маккена Т. Пища Богов. М., 1995.

Подмаскин В.В. Использование лекарственных растений и животных удэгейцами // Биологические ресурсы Восточной и Юго-Восточной Азии и их использование. Владивосток: Наука, 1978. С. 54–60.

Прайс Г. Сознание сверх сознания и сознание сверх материи // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Ред и сост. И.Т.Касавин. М., 1992. С. 253 – 270..

Тарт Т. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Ред и сост. И.Т.Касавин. М., 1992. С. 180 – 252.

Тоpчинов Е.А. Религии мира – опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.

Топоров В.Н. Грибы // Мифы народов Мира. М.,1987. Т. I. С. 335–336.

Уолш P. Дух шаманизма. М., 1996.

Хаксли О. Двери восприятия. М., 2004.

Харнер М. Путь шамана // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Ред и сост. И.Т.Касавин. М., 1992. С. 407 – 446..

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 1998.

Юнг К. О психологии восточных религий и философии. М., 1994.

 

Тема 4. Психология, психоанализ и религия.( 4 часа)

Психология религии. Психология и религия. В.Франкл. Психоанализ и религия. Э.Фромм. Психотерапия и религия. Конфессиональная точка зрения на взаимодействие психотерапии и религии.

Литература:

Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике // Журнал практической психологии и психоанализа. № 1. 2004/ Информационный ресурс psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20040115.

Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. № 4. 1998.

Ирофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

Общий экзистенциональный анализ // Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Овчаренко В.И.Психоаналитическая антропология // Вопросы психологии. № 5. 1998.

Старовойтов В.В. Психоанализ и религия // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2. 2005 / Информационный ресурс psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20050210

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр. М., 1990

Франкл В.Э. Часть 3. Основы логотерапии. Психотерапия и религия // Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Ильин И. Глава 21. О грехе и страдании // Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. М., 1993.

Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр // Московский психотерапевтический журнал. №2, 1994.

 

Тема 5. Мировые религии и наркотические вещества ( 2 часа).

Отношение мировых религий к наркотическим веществам. Религиозная антропология христианства и ислама.

Литература.

Библия.

Коран.

Религиоведение / Отв. ред. М.М.Шахнович. СПб., 2006.

 

Тема 6. Противодействие наркомании и алкоголизму в рамках современных религиозных течений (8 часов).

История трезвеннических движений в рамках православия, реабилитационные центры. Александро-Невское общество трезвости. Чуриковцы (история движения, анализ текстов). Социальная концепция Русской Православной церкви и помощь наркозависимым и алкоголикам. Протестантские трезвеннические движения. «Анонимные алкоголики» и религия. Возникновение программы «12 шагов» и ее использование в рамках различных конфессий (православные, протестанты). Неопятидесятники и реабилитация накозависимых. Евангельские христиане-баптисты и реабилитация наркозависимых. Бахаи. Общество сознания Кришны.

Литература:

Herlihy P. The Alcoholic Empire: Vodka and Politics in Late Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Информационные ресурсы – официальные сайты религиозных конфессий и религиозных организаций.

Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести. М., 1989.

Письма Братца Иоанна Самарского (Чурикова). СПб., 1995.

Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Вып. 1- 2. СПб., 2003 – 2005.

Штайнер К. Лечение алкоголизма. — СПб., 2004.

3.2. Темы рефератов.

1. Проблема использования наркотических веществ в традиционных культурах.

2. Измененные состояния сознания и религия.

3. Энтеоген в традиционных культурах

4. Трезвеннические движения в России.

5. Чуриковцы и реабилитация наркозависимых.

6. Протестантизм – религиозные основы противодействия наркомании.

7. Православные трезвеннические братства и помощь наркозависимым.

8. Отношение ислама к наркотикам.

9. Христианская религиозная антропология и реабилитация наркозависимых.

10. Взаимодействие государства с религиозными объединениями в борьбе с наркотиками.

3.3. Примерный перечень вопросов к зачету по данному курсу.

1. Понятие «измененные состояния сознания».

2. Наркотические вещества и измененные состояния сознания.

3. Шаманизм и измененные состояния сознания.

4. Роль наркотических веществ в культах древности.

5. Шаманы и эндорфины.

6. Психология и религия. В. Франкл.

7. Психоанализ и религия. Э. Фромм.

8. Психотерапия и религия.

9. Конфессиональная точка зрения на взаимодействие психотерапии и религии.

10. Отношение мировых религий к наркотическим веществам.

11. Религиозная антропология ислама и наркотики.

12. Религиозная антропология христианства и наркотики.

13. История трезвеннических движений в рамках православия.

14. Чуриковцы (история движения, анализ текстов).

15. Социальная концепция Русской Православной церкви и помощь наркозависимым и алкоголикам.

16. Протестантские трезвеннические движения. «Анонимные алкоголики» и религия.

17. Возникновение программы «12 шагов» и ее использование в рамках различных конфессий (православные, протестанты).

18. Неопятидесятники и реабилитация наркозависимых.

19. Евангельские христиане-баптисты и реабилитация наркозависимых.

20. Бахаи и реабилитация наркозависимых.

21. Общество сознания Кришны и реабилитация наркозависимых.

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  выпуск № 3 (3692), 24 февраля 2006 года