Христианское осмысление проблемы наркомании

Наркотики и религия. 

Христианское отношение к проблеме

В самом названии темы сегодняшнего семинара есть некая забавная ассоциация с известным слоганом нашего недавнего советского прошлого: «Религия – опиум для народа». Но изменилась ситуация, поменялись приоритеты, пришло время переоценки исторических уроков, — и сегодня православного священника приглашают в качестве эксперта по данной проблеме. 

Наверное, не стоит в рамках данного доклада рассматривать подробно исторические ретроспективы потребления психоактивных веществ в тех или иных религиозных культах. Отметим только, что связано это, в основном, с дохристианскими языческими верованиями, обрядами посвящения, магией и шаманизмом. Потребление этих веществ носило строго ритуальный характер и не имело массового распространения. В средние века известным примером не просто ритуализированного потребления, а средством контроля сознания адептов с помощью наркотических веществ стала секта ассасинов – беспощадных и хладнокровных убийц. В некоторых современных сатанинских и оккультных сектах адептами практикуется ритуальное потребление галлюциногенов.

О.Георгий Йоффе, автор материала
О.Георгий Йоффе, автор материала

Но прежде чем мы перейдем к актуальным вопросам современности, стоит, наверное, сделать несколько замечаний общего характера. Отношение христианства к данной проблеме напрямую вытекает из библейских антропологических постулатов. 

 С точки зрения христианской антропологии, человек был сотворен Богом, в отличие от всего остального творения, по Своему образу и подобию, т.е. личностью, обладающей свободой воли, творческим потенциалом, даром познания и ненасильственного преобразования мироздания. 

Обманутый падшим ангелом, сатаной – противником Бога, человек нарушил изначальную гармонию своего собственного существования и бытия вселенной, которой он был призван управлять. В результате этого наш мир извратил свой путь, и сам человек потерял ту связь с Богом, которая позволяла ему быть царем и священником всего творения. И, потеряв эту свободную связь с Творцом, человек оказался в рабстве у собственного искаженного восприятия мира, в рабстве ограниченного смертностью существования, в рабстве у падшего ангела, который прельстил, т.е. обманул человека обещанием магического манипулятивного знания. Это состояние называется грехопадением. 

 Личность человека представляет собой цельный телесно-душевный (психофизический) состав. Условно выделяя душевные функции, мы будем говорить о трех основных силах души: разуме, воле и чувствах, которые определяют и телесное (соматическое) состояние человека, то есть состав человека, по определению, иерархичен. 

В первозданном виде разум был открыт для общения человека с Творцом, и, таким образом, познавал смыслы сотворенных вещей и явлений; воля, свободно сопряженная с волей Божией, определяла для человека максимальную возможность осуществления полноты бытия и реализации своего предназначения; чувства, направляемые разумом и волей, были безупречными индикаторами окружающего мира и внутренних соматических процессов. Тело же человека было совершенным инструментом преобразования мира и находилось в подчинении у высших душевных сил. 

После грехопадения всё изменилось. Прервалась непосредственная связь с Творцом, и коренным образом нарушилась иерархия устроения человека. Совершилась антропологическая революция, переворот. Главенствующую роль заняло тело, которое из слуги и инструмента превратилось в господина и диктатора. А когда слуга становится господином (как мы знаем из социальных аналогий), начинается разруха. Чувства потеряли былую остроту и ясность восприятия действительности и, не направляемые высшими силами души, выродились в инстинкты и вожделения. Разум и воля оказались отсеченными от Источника бытия и стали рабами телесности. Разум из познавателя смыслов вырождается в аналитический рассудок. Воля направляется многочисленными и, порой, сумбурными влечениями тела. 

Итак, человек вместо открытой Богу и всему творению личности стал замкнутым на самого себя индивидуумом, особью. И весь мир после грехопадения развивался именно как мир разделенный, раздробленный, потерявший свою цель и целостность. 

Для спасения человека, и через человека всего мироздания, из состояния греха понадобилось Самому Богу воспринять человеческую плоть, то есть воплотиться безгрешным Богочеловеком Иисусом Христом на Земле, дабы исцелить подобное подобным и Своей жизнью, крестными страданиями и Воскресением искупить падший человеческий род от рабства диаволу, греху и смерти. Заметим, что слова спасение, исцеление и искупление в данном контексте синонимичны, а грех понимается Православной церковью как искажение человеческой природы, как болезнь и как тотальный мировоззренческий промах, который исцеляется только Христом. 

Путем для исцеления природы человека является покаяние, то есть перемена основных мировоззренческих ориентиров и ценностей, сознательный отказ от греха, восстановление утраченной иерархичности личности через живительную связь с открывшейся и доступной всем людям Личностью Бога и Человека Иисуса Христа. Через это общение во Христе преодолевается и греховная рознь между людьми, и созидается новое творение бытия, неподвластное смерти и греху. 

В христианской святоотеческой литературе синонимом покаяния является трезвение. Это понятие очень хорошо иллюстрирует от противного – состояние греха как состояние опьянения. И мы в этом состоянии опьянения, нетрезвости пребываем до нашего обращения ко Христу. Из этого постулата следует, что всё замутняющее сознание человека (будь то потребление любого одурманивающего вещества или принятие заведомо ложных идей), есть грех в большей степени, так как еще крепче замыкает человека в своих вожделениях, еще дальше уводит от возможности покаяния.

Вызов 90-х годов. Реакция и позиция Церкви

Проблема наркозависимости, а также сопутствующие ей проблемы созависимости и ВИЧ-инфекции, в 90-е годы прошлого века приобрели в России характер эпидемии. В эти же годы из-за рубежа к нам хлынул поток проповедников так называемых новых религиозных движений, большинство из которых представляют собой деструктивные культы или, по другой терминологии, тоталитарные секты. Да и в самой России под предлогом религиозной свободы расцвели пышным цветом доморощенные сектантские организации. Все эти новообразования стремятся получить официальное признание, заявить себя традиционными конфессиями, заработать положительный имидж на социально значимых проблемах. В рамках данной статьи попытаемся высказать нашу точку зрения на проблему в целом и дать анализ некоторых известных нам деструктивных культов, пытающихся заявлять себя борцами с наркозависимостью. 

Уровень нравственного здоровья общества как основной фактор, напрямую влияющий на ситуацию в сфере наркопотребления, а также алкоголизма, преступности и т.п., наверняка никем не подвергается сомнению. Но общественная нравственность – это та система ценностей и человеческих отношений, которая строится на основе доминирующей в обществе культуры. Наша отечественная культура более тысячи лет вырастала на основе Православия, которое было не только культурообразующей, но и государствообразующей религией. 70-летние гонения, репрессии и жесточайшие ограничения советского времени целенаправленно вытравливали из общественного сознания христианские ценности. И несмотря на это, по опросам социологов, от 60 до 80% россиян сегодня относят себя к православным, и авторитет Русской Православной церкви необычайно высок у самых разных категорий населения. Однако, по оценкам Церкви, реально практикующих свою веру православных христиан среди россиян от 2 до 7%. Этот разброс данных можно объяснить потенциальным желанием большинства наших соотечественников соответствовать высокому христианскому нравственному идеалу и реальным отсутствием духовной, а порой и элементарной человеческой культуры в жизни нашего общества. 

Для науки прикладным применением является техника, т.е. реализация теоретических разработок в практике технологических решений. Таким же образом нравственность является приложением религиозных ценностей в повседневной жизни. Если принять эту точку зрения, то большинство негативных социальных явлений в нашей действительности непосредственно связаны с утратой обществом православной духовной основы. 

Церковь никогда не была безучастна к жизни общества и понимает существующую ситуацию, вызовы нынешнего времени. Но в начале постсоветского периода Церковь оказалась не готова к реакции на эти вызовы по совершенно объективным причинам (70-летний разрыв преемства служения духовенства и мирян в социальной и благотворительной сфере, общая разруха, необходимость восстановления святынь, сильнейшая нехватка священнослужителей). Общецерковная ситуация стала выправляться только к концу 90-х годов, и выражением готовности Церкви ответить на социальные вызовы стали Основы социальной концепции РПЦ, принятые на архиерейском соборе в августе 2000 года, и Концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом (06.2005). В этих документах намечены основные направления взаимодействия Церкви с государством и обществом. В Основах социальной концепции РПЦ о проблеме наркомании говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективным при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».

Современная церковная практика. Предложения по объединению усилий

У Православной церкви уже есть определенный опыт работы с наркозависимыми. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 90-е годы осуществлялась программа «Новые паломники», через которую прошли более 600 наркозависимых. Успешно действует реабилитационный центр в пос. Саперное под окормлением прот. Сергия Белькова, который недавно стал председателем нового епархиального Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. В рамках этого отдела в Александро-Невской Лавре работает епархиальный центр «Воскресение», где ведут прием врачи-специалисты, а священнослужители еженедельно проводят молебны и собеседования. При отделе работает «Школа трезвения». Некоторые монастыри принимают наркозависимых реабилитантов, в нескольких приходских храмах регулярно проводятся молебны о страждущих недугом наркомании и ведется работа с ними и их родственниками. Примером взаимодействия Церкви с общественной организацией является реабилитационный центр «Мельница» РОО «Возвращение». Сотрудники Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии и Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму неоднократно выступали с предложениями объединить усилия Церкви и общества в сфере профилактики и реабилитации наркозависимости. Опыт Церкви убедительно показывает, что комплексный подход, учитывающий духовную основу проблемы, наряду с медицинскими, социальными, юридическими и психологическими аспектами, дает максимально эффективные результаты. 

Существует и международный опыт взаимодействия церковных и общественно-государственных структур. В марте 2001 года итальянская благотворительная организация «Каса фамилия Розетта» проводила семинар в Санкт-Петербурге. На участников этого семинара произвела впечатление согласованность законодательства в области наркопотребления между министерствами здравоохранения и внутренних дел Италии, где проводится достаточно жесткая антинаркотическая политика. При этом имеет место т.н. субституция наказания, когда небольшие сроки заключения могут заменяться реабилитацией в финансируемом государством реабилитационном центре, находящемся, в свою очередь, под церковным попечением. Подобный опыт взаимодействия заслуживает, на мой взгляд, всяческого внимания. Если в области законодательства в современных российских условиях можно надеяться только на очень медленные подвижки, то в сфере организации эффективных реабилитационных центров, на наш взгляд, возможны конкретные практические решения. 

Каждая из структур, занимающихся проблемой наркопотребления и собственно наркозависимыми, имеет в штате компетентных специалистов по основному профилю своей деятельности. Но общей концепции наркополитики, которой придерживались бы все компетентные учреждения (силовые и медицинские структуры, общественные образования), мы на сегодняшний день не имеем, и поэтому существует разнобой в оценках ситуации каждой из этих организаций. Межведомственные комиссии, к сожалению, могут лишь констатировать это положение вещей и пытаются скоординировать усилия всех заинтересованных сторон. Выработка согласованной концепции наркополитики, широкое освещение и социальная реклама несомненно дадут возможность сделать эти усилия эффективными и избежать распыления вкладываемых в эту сферу государством значительных средств. 

Еще в 2003 году нами был предложен проект структуры государственного (или государственно-общественного) реабилитационного центра для наркозависимых, который предлагает возможность совместить в единой модели все специализированные аспекты обсуждаемой темы (духовные, медицинские, юридические, социальные, психологические) и может послужить прототипом комплексного подхода к проблеме в целом. Проект предполагает активное участие Церкви на всех этапах деятельности центра, начиная от подготовки специалистов до индивидуальной работы с реабилитантами. Это не только духовное просвещение и церковное окормление, но и обучение специалистов центра по таким программам, как, например, «Христианская антропология» и «Основы православной культуры». С другой стороны, необходимо обучать участвующих в проекте священнослужителей основам правовых отношений в сфере наркопотребления, основам медицинских и прикладных психологических знаний в этой области.

Секты и наркозависимость

Новые религиозные образования, заявившие о себе в начале 90-х годов, о чем мы уже говорили выше, всячески раздувают на публике свои достижения в области помощи наркозависимым, но реально оценить эффективность их методик не представляется возможным, так как они не допускают к внутригрупповым технологиям независимых специалистов. При этом они также говорят о духовной природе наркомании, но предлагают для исцеления собственные духовные практики. Необходимо, в связи с этим, отметить, что, с точки зрения христианства, духовность может быть и божественной, и демонической. Например, сатанисты тоже говорят о духовности, только для них это общение с миром падших духов. В Православии существует также понятие «прелести», то есть духовного заблуждения, когда под видом внешне благочестивых упражнений человек впадает в такое состояние гордыни и самообмана, что считает себя святым, а свои действия – непогрешимыми. Поэтому все разговоры о «духовности» той или иной религиозной группы следует рассматривать, исходя из контекста вероучения и практики конкретной организации. 

Часто приходится слышать мнение: важен результат, а кто его добился – православные, римо-католики, протестанты или кто-то другой — несущественно. Всё это, дескать, ваша межконфессиональная конкуренция, а главное, чтобы наркоманов становилось меньше. Что можно ответить на подобные заявления? Попробуем для этого сформулировать само понятие зависимости. 

Что представляет собой химическая зависимость, и насколько она сродни зависимости психологической? Если мы будем логичны и последовательны, то к зависимости от химических веществ можно отнести и зависимость от вполне легальных, назначаемых врачом медикаментов: снотворных, успокаивающих или болеутоляющих лекарств, от многих патентованных средств и таблеток для похудания. 

К химзависимости наверняка относится алкоголизм, никотинизм (пристрастие к курению), зависимость от стимулирующих веществ (в том числе от кофе и чая), а также зависимость от пищи (имеются в виду искажения в отношении к еде: например, обжорство или, наоборот, почти полный отказ от пищи из-за страха располнеть). 

Все эти виды зависимости давно уже относятся к наркомании (в широком смысле) в тех странах, где разработаны подходы к лечению подобных заболеваний. Более того, те же подходы для лечения «классических» наркоманов, та же концепция «зависимости как болезни» применяются и к таким видам зависимостей, как нездоровая зависимость от других людей, зависимость от сексуальных отношений, зависимость от работы, от азартных игр, компьютеров, неконтролируемой траты денег и пр. 

В каком-то смысле, люди используют как наркотик различные средства, меняющие их эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению или уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать какое-то химическое наркотическое вещество, но может стать и что-то другое. Например, азарт, секс, власть и деньги. В наркотик могут превратиться отношения с другим человеком, работа, и даже превратно понятая религия (1, с.43-46). 

Все эти виды зависимости лишь кажутся разными. На деле же они почти не отличаются по своей сути, причинам возникновения и последствиям. Следовательно, не так уж сильно отличаются и страдающие этими болезнями люди. Иными словами, нет каких-то принципиальных различий между человеком, потребляющим нелегальные наркотики, и человеком, вовлеченным в деструктивную религиозную организацию. 

Все эти виды зависимости несут в себе грозную опасность, как для самого человека – для его физического, психического и духовного здоровья, так и для общества в целом. Приведет ли подмена одной зависимости на другую к положительным результатам? Разумеется – нет. 

По принятым в международной практике критериям, деструктивным культом называется такое религиозное объединение, которое использует обман при вовлечении и контроль сознания своих адептов без их на то согласия.Обман при вовлечении состоит в конфессиональной анонимности или псевдонимности, в обещании непременных чудес и исцелений, в недоказуемом утверждении высокой духовности или строгой научности своего метода. Контроль сознания заключается в использовании определенных психотехник, известных как «промывание мозгов», и выражается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций. Именно эти психотехники формируют психологическую зависимость, и для преодоления этой зависимости человеку, по тем или иным причинам вышедшему из организации, необходим достаточно длительный реабилитационный курс, сравнимый с реабилитацией наркомана, прекратившего потреблять наркотики. 

Опираясь на эти общие положения, попробуем рассмотреть деятельность трех конкретных организаций, выбранных нами, исходя из следующих критериев:

  • во-первых, они активно позиционируют себя борцами с наркоманией (в Санкт-Петербурге они участвуют во всех публичных городских антинаркотических мероприятиях);
  • во-вторых, эти организации, по оценкам подавляющего большинства отечественных и зарубежных специалистов, являются деструктивными культами;
  • в-третьих, они представляют основные направления спектра современного сектантского движения: псевдобиблейское – «Новая Жизнь», неоиндуистское – «Брахма Кумарис», оккультно-психологическое – «Сайентология».


Мы не претендуем на исчерпывающее исследование, но хотим показать характерные черты деструктивности этих культов и их методики контроля сознания.

«Новая жизнь»

Это, пожалуй, самая активная организация, представляющая себя на антинаркотическом фронте. Их реклама «бесплатной реабилитации» появилась уже на городских телеканалах и электронных видеоинформаторах (там, кстати, абсолютно ничего не говорится о том, что их методики «социальной реабилитации» по сути – религиозные). Руководитель организации – Сергей Матевосян. Организация всячески отрицает свою конфессиональность, и действительно, она формально не принадлежит к какой-либо религиозной группе, хотя среди учредителей «Новой Жизни» значится фамилия Михаила Котова, руководителя неопятидесятнической «церкви» «Источник Жизни». И практики, применяемые в «Новой жизни», позволяют однозначно квалифицировать организацию как «социальное служение» российских неопятидесятников или неохаризматиков, импортированных к нам из-за рубежа и известных под общим названием «Движение веры». Оно представлено в нашей стране, да и во всем постсоветском пространстве, разноименными сектами, например: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», «Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа», «Жатва», «Источник Жизни», различные «Церкви полного Евангелия» и пр. «Движение веры» или «Богословие позитивного исповедования» уходит корнями к зародившемуся во второй половине ХIХ в. в США учению «Позитивное мышление». У истоков его стоял богослов Эссек Уильям Кеньон. После его смерти в 1948 году это учение было развито Кеннетом Хейгином, Кеннетом Копландом, Чарльзом Кэппсом, Джоном Аванзини. 

Другое название «Движения веры» – «Теология процветания» обусловлено тем, что согласно учению этого движения, истинный христианин обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, что рассматривается как подтверждение его спасения, как свидетельство того, что он в достаточной мере овладел законами, действующими в духовном мире, и теперь может требовать от Бога все, что пожелает, и получить требуемое, так как Бог, по мнению сектантов, просто не имеет права отказать человеку, имеющему «твердую веру» и уверенному в своем спасении. 

Общие черты вероучения и практики неопятидесятнического движения вполне характерны и для «Новой жизни». Лидеры неохаризматиков учат, что присутствие Бога можно почувствовать через аномальные физические проявления и чувственные потрясения. Все так называемые отношения с Богом для них сводятся к физическим ощущениям, эмоциональной взвинченности и психическим экстатическим состояниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Эти ощущения становятся для неохаризматиков своеобразным наркотиком, и если они исчезают, сектанты испытывают своего рода «синдром отмены».

Обман при вовлечении

Неопятидесятнические секты часто прибегают к конфессиональной анонимности, не обозначая в рекламе религиозную принадлежность своих проповедников, что является грубым нарушением закона о свободе совести и религиозных объединениях. Завлекая на свои собрания, они обещают пришедшим массовые исцеления и всевозможные чудеса, спекулируя, таким образом, на проблемах и бедах граждан. В частности, в «Новой жизни» на собраниях в кинотеатре «Охта» (где базируется «церковь» «Источник Жизни») неоднократно «свидетельствовалось» о чудесных исцелениях, в том числе и от СПИДа. Естественно, ответственности за не исполнившиеся обещания и за заведомо недобросовестную рекламу не несет никто. 

Используют неопятидесятники и конфессиональную псевдонимность: нередко на вопрос о религиозной принадлежности они именуют себя «просто христианами». Такая позиция является откровенной ложью, используемой для введения вербуемых граждан в заблуждение. По свидетельству людей, посещавших собрания неохаризматиков, их пасторы не рекомендуют им открывать свою конфессиональную принадлежность. В своих официальных документах и заявлениях неопятидесятники называют себя протестантами и традиционной конфессией, как в мире, так и в нашей стране. К сожалению, эта рекламная тактика оказалась действенной: сейчас в России неопятидесятнические объединения повсеместно называют протестантскими, и многие россияне формируют свое отношение к протестантизму на основании личных впечатлений от встреч с неопятидесятниками. 

В 2001 г. в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». На конференции присутствовал 201 участник из Германии, Дании, Канады, Кипра, Китая, России и Франции. Эта конференция вынесла Специальное определение о неопятидесятниках, где, в частности, говорится: «Мы, собравшиеся на конференции специалисты: богословы, религиоведы, педагоги, сотрудники правоохранительных органов и органов управления, психиатры и психологи, свидетельствуем, что неопятидесятническое «Движение веры» никогда не принадлежало к протестантизму. Более того, оно настолько далеко отошло от первоначального пятидесятничества (возникшего в начале ХХ в. в качестве альтернативы протестантизму), что более не может уже даже называться христианским. Его главные составляющие – это зародившееся во второй половине XIX века в США оккультное «Позитивное мышление» (явленное в «Движении веры» учением о «позитивном исповедании»), широко использующийся в неоязыческом движении «Нью эйдж» метод визуализации, нездоровая тяга к различным сверхъестественным переживаниям и опытам, примитивно-языческое учение о «малых богах», грубо-магическое учение о власти верующего и откровенно материалистическая «Теология процветания». Это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания» 

Для специалистов совершенно очевидно, что многие лидеры неопятидесятнических групп используют на своих собраниях оккультно-магические практики воздействия на человека, прибегают к приемам массового гипноза и контролирования сознания, приводящим присутствующих к многочасовой массовой истерии. 

Такие широко распространенные и зачастую обязательные для переживания практики неопятидесятников, как «языкоговорение», «торонтское благословение» (длительный бессмысленный смех), «поверженность в духе» (обморочное состояние), «молитва мук рождения» (конвульсии) и другие, являются разрушительными средствами воздействия на психику. В «Новой жизни» «языкоговорение» – непременный атрибут «богослужения». 

Не может не внушать беспокойства и так называемое учение о теократии, понимаемой неопятидесятниками как безраздельная власть пастора, который может манипулировать своими прихожанами, полностью контролировать их жизнь, располагать их временем, отдавать им любые приказы, накладывать на них любые обязательства. Известно множество случаев, когда пасторы использовали верующих в корыстных целях и для личной выгоды. 

Пасторы добиваются беспрекословного повиновения членов секты, в том числе и ссылаясь на «пророчества» и «откровения», якобы получаемые ими непосредственно от Бога. Члены секты под видом выплаты десятины облагаются непомерными поборами и зачастую отдают секте все, что имеют. Таким образом, в сектах, разделяющих «теологию процветания», в действительности процветает главным образом руководство этих сект. 

Многие члены неопятидесятнических религиозных групп страдают депрессивными состояниями, среди них чрезвычайно часты попытки самоубийства. Это подтверждается данными международной статистики (Швеция). Существует заключение зав. кафедры психологии ГИДУВа г. Новокузнецка В.А.Кубасова о применении миссионерами-неохаризматиками гипноза, о введении людей в состояние глубокого транса, при котором может осуществляться внедрение в подсознание людей любых суггестивных программ. 

Опасность техник психического подавления личности, применяемых в этом харизматическом движении, подтверждается данными шведской статистики, согласно которым процент бывших членов сект движения, оказавшихся пациентами психиатрических клиник, оказывается гораздо выше средних показателей. Можно привести и российские данные, например, из клинической практики 3-й психиатрической больницы г. Новосибирска, где врачам приходилось лечить пациентов – адептов «Церкви Завета». 

По мнению специалистов, из-за активного воздействия на психику адептов через несколько сеансов «богослужений» у них возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время «прославления» Христа, совместных молитв, «говорения на языках». «Говорение на языках» очень часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, невнятным бормотанием, зачастую потерей сознания, падением на пол, и трактуется сектантами как проявление в них «благодати Духа Святого». 

Каждое «богослужение» начинается с «прославления» Христа, которое осуществляется посредством многократного повторения какой-либо одной несложной фразы типа «Я славлю тебя, Христос», под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, обрушивающейся на адептов из мощных динамиков. 

«Ведут» прославляющих несколько специально выделенных для этой цели человек, чаще молодых девушек, которые находятся на сцене (подобные «службы» чаще всего происходят в театрах или кинотеатрах), многократно нараспев повторяют слова «прославления», пританцовывают и воздевают руки. Они выступают в качестве видимого объекта подражания для новообращенных членов секты и гостей, которые еще не знают сами, как должно себя вести в этот момент «службы». 

   Ритм музыкального сопровождения в течение «прославления» несколько раз меняется с быстрого на спокойный, убаюкивающий, вызывающий у нового человека реакцию доброжелательного, некритического восприятия происходящего. Некоторые из находящихся на сцене к концу «прославления» впадают в состояние транса (или имитируют его), что проявляется в экзальтированных позах и движениях, опусканиях на колени, чувственном «молитвенном» шептании и в других подобных действиях. По всей видимости, «прославление» является медитативной техникой, призванной ввести человека в состояние управляемого транса. 

Адепты секты находятся в информационном вакууме, так как телевидение, радио и пресса якобы несут бесовской заряд. Многие из них оставляют своих родителей, так как формируется установка на то, что не принявший учение секты родитель – также орудие в руках дьявола. Адепты регулярно отчисляют на содержание местной общины и ее руководства десятину (десятая часть доходов). Кроме того, предусмотрены другие многочисленные «текущие» сборы, призванные в значительной мере облегчить для рядовых членов секты бремя распоряжения собственными деньгами. 

Практикуется проведение массовых «религиозных» собраний с исцелениями, которые иногда организуются на стадионах, чем напоминают аналогичные мероприятия целителей и экстрасенсов. 

По многочисленным свидетельствам бывших пациентов реабилитационных центров «Новой жизни» в пос. Преображенка и Котлы под Кингисеппом, а также подобной общины «Бетель» под Выборгом, попавшие туда становятся бесплатной и безответной рабочей силой. Программы, применяемые в этих центрах, не имеют никакой медицинской поддержки. Многие реабилитанты вновь возвращаются к потреблению наркотиков, некоторые из них обращаются к православным реабилитационным программам. 

В последнее время активность «Новой жизни» заметно возросла. По радио, на некоторых каналах ТВ регулярно выходят передачи, где «свидетельствуют об исцелении» бывшие наркозависимые. О рекламе в городе мы уже говорили выше. Фактически, это вербовка в организацию. Ни в одной из передач не были озвучены ни конфессиональная принадлежность, ни методики «лечения» в организации. Автор пытался звонить по телефонам прямого эфира, но принадлежность к «Движению веры» выступающими публично отрицалась, а вопрос о практиках «лечения» замалчивался. Автор приглашал представителей «Новой жизни» в храм св. пророка Илии (там проводятся молебны о страждущих недугом наркомании), где во время беседы с группой наркозависимых и их родителей они также не сумели (или не захотели) прояснить эти вопросы.

«Брахма Кумарис»

Индийский бизнесмен Дада Леградж, получив «просветление», когда в него «вселился» бог Шива (бог-разрушитель индийского пантеона), организовал общество незамужних сестер-«кумар» для духовной практики. Позже он принял имя Праджапита Брахма. Его также называют Баб Дада. Штаб-квартира находится в г. Маунт-Абу, штат Раджастан, Индия. 

Религиозная доктрина организации крайне запутанна и абсурдна (кстати, как и у всех сектантских новообразований). По учению, представленному в Университете Праджапита Брахма Кумарис (БКВДУ), Бог – Высший Отец, сейчас учит нас Раджа Йоге с помощью человеческого инструмента, Праджапита Брахмы. На самом деле собственная версия Раджа Йоги в БКВДУ не имеет ничего общего с классической индийской йогой, и это название – лишь прикрытие для вовлечения в организацию. 

По представлению Леграджа, человек является частью Бога, нематериальной точкой («салиграм»). Человеку надо «очищаться» и соединяться с Богом – Высшим сознанием. Вся история человечества представляет собой воображаемый мираж, это «игра», «пьеса». История длится 5000 лет, а потом наступает катастрофа, которую в организации Всемирный духовный университет Брахма Кумарис связывают с ядерной войной. В результате этой войны души-«салиграмы» возвращаются в «сладкий дом», некое метафизическое пространство, для того чтобы затем снова воплотиться на земле. И так повторяется каждые 5000 лет (!). В организации объявляется, что Праджапита Брахма – Отец человечества, а Дади Джанки (нынешняя вице-президент университета) – Мать мира. 

Организация разворачивает и активно пропагандирует ряд социальных программ с целью обозначить себя некоей прогрессивной и общественно-полезной силой. Например, в программе «Пробудить дух молодежи» для детей БКВДУ предлагает наряду с выбором «правильных ориентиров в жизни» и «практику медитации (положительного настроя ума)», т.е. практику сугубо религиозную. Вовлечению детей придается особое значение. Цель программы для детей – внушить им религиозные идеи и представления, принятые в организации, под видом детских сказок. 

БКВДУ зарегистрирован как общественная организация, предлагающая обучение нравственным и духовным ценностям, а по сути своей деятельности она является религиозным объединением, осуществляющим медитации собственной версии раджа-йоги. 

По заявлению лидеров Университета, их задача состоит «в образовании, приобщении не просто к знаниям, а Высшим знаниям». Однако в области религиоведения объективных знаний о религии и религиозной культуре слушатель этого Университета не получает, а представления об истории и вероучении традиционных религий зачастую искажены или прямо неверны. Традиционные мировые религии прямо называются пропагандой секты «бессмысленными» (цит. по «Заключению о вероучении и деятельности в Российской Федерации организации «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» (по запросу Главного управления юстиции г. Москвы №5/3734-00 от 28.03.2000). 

Только организация БКВДУ и ее «божественный основатель» несут людям истину в последней инстанции. 

   В контексте данной статьи нас интересует программа «Нет наркотикам!». С помощью социальных программ такого рода организация БКВДУ (как, впрочем, и другие деструктивные культы) получает доступ к социально дезадаптированным группам населения, а зачастую – и к бюджетным источникам. Выигрыш очевиден: секта получает «признание» в обществе, новых благодарных адептов и широкую рекламу. 

Рекламная брошюра на тему борьбы с наркотиками делится на две части. Первая, большая по объему, списана с существующих изданий разных организаций, занимающихся борьбой с наркоманией и наркобизнесом. Она правильно описывает причины наркомании, ее страшные последствия для личности и общества, показывает пути избавления от этого порока. И в этих «путях» особо выделяется проблема изменения мотивации в жизни человека, который потреблял наркотики или находится в группе риска. 

Помимо обычной в таких случаях помощи от врачей, психологов, социальных работников упоминается о «молитве, медитации, положительном мышлении». Вначале это делается вскользь, без определенного указания на конфессиональную принадлежность. Затем в систему необходимых для реабилитации наркоманов и профилактики наркомании мер включается «релаксация и медитация» и указывается, что организация БКВДУ обладает такой «легкой для усвоения техникой положительного мышления». О действительном вероучении организации не сообщается. Но постепенно вводятся культовые представления и понятия — «раджа йога», «Всевышний Океан блаженства», «сознательный свет». Одновременно проводится убеждение, что такую подготовку следует проходить в специальной группе. 

Отрицательная оценка окружения наркомана переносится на все общество. «Зачастую человек хочет освободиться от цепей наркомании, однако общество, в котором он находится, всячески противится его попыткам оставить группу, стремится подорвать его решимость. В центрах раджа йоги происходит прямо противоположное. Здесь все члены коллектива свободны от наркотической зависимости, поэтому, учась раджа йоге в одном из таких центров, человек ощущает сильнейшую поддержку группы». При этом не уточняют, что обучаться он будет на самом деле не в «центрах раджа йоги», а в общинах БКВДУ, и никакой не раджа йоге, а вероучению организации БКВДУ. 

Таким образом, человек, желающий избавиться от наркозависимости или избежать вовлечения в наркопотребление, воспринимает организацию БКВДУ в качестве некоего учебного заведения, где ему помогут психологически укрепиться в этом желании. Однако, попадая туда, он оказывается в религиозной общине, где массированным внушением «сестер» и «братьев» вербуется в данный культ. 

Контроль поведения: слушатели Университета носят особую белую одежду. Изменен режим дня: подъем в 4 часа утра, медитация, в 6 час. 15 мин. – начало лекций в Университете, потом на работу, вечером снова в Университет. Половые отношения между мужем и женой прекращаются, живут как брат с сестрой. Из рациона исключена пища животного происхождения. 

Контроль информации заключается в обязательном изучении лекций («мурлей») и литературы, выпущенной самой организацией. 

Контроль мышления: адепты БКВДУ должны безраздельно поклоняться основателю организации. Любые мысли, которые могут отвлекать адепта от поклонения Баб Даде, должны быть пресечены. Весь мир делится на «мы» (избранные) и «они» (все остальные). Сознание адепта колеблется между безраздельным поклонением лидеру и осознанием себя бесконечно малой точкой-«салиграмом». Длительные медитации, достигающие четырех и более часов, способствуют появлению галлюцинаций как зрительных, так и слуховых. Строгий контроль за членами организации осуществляют руководители – старшие сестры. Практикуются индивидуальные беседы и коллективные сеансы медиумов, которые «общаются» с Баб Дадой. 

Контроль эмоций: у адептов формируются эмоции вины перед Баб Дадой, посредством внушений, и эмоции страха в связи с нагнетанием апокалиптических настроений и страха, что невозможно соединиться со Всевышним. 

Наличие запугивания адептов, присутствие ярко выраженного негативизма в отношении «этого мира» — имея в виду всех людей за пределами данной организации, является типичным признаком деструктивной направленности в деятельности религиозного объединения. Подобные идеи и запугивания содержатся в пропагандистских материалах и других нетрадиционных религиозных направлений и сект деструктивной направленности (Церковь объединения Муна, «Богородичный Центр», «Агни-Йога», «Свидетели Иеговы» и т.п.). Жизнь человечества, в терминологии БКВДУ, — театральная драма, которая в самом близком времени должна завершиться. 

«За ядерным веком… придет новый светлый век» – так называется подраздел «Краткого курса» учения БКВДУ, в котором объясняется закономерность и необходимость ядерной войны в истории человечества. В нем утверждается следующее: «Сейчас у людей растет страх перед ядерной катастрофой. Страх существует из-за непонимания того, что ядерная война – это способ закончить Железный век страданий». Итак, надеждой человечества на ближайшее будущее является ядерная война. Ею должен закономерно завершиться исторический цикл человечества. Что это такое, если не пропаганда войны в самом явном и открытом виде? 

В экспертном Заключении независимых специалистов «О содержании вероучения и деятельности организации Брахма Кумарис Всемирный духовный университет», подготовленном по запросу Главного управления юстиции Москвы, в частности, говорится:

  • «Организация «Брахма Кумарис Всемирный духовный университет» является нетрадиционным религиозным движением с деструктивным, а по некоторым вопросам и человеконенавистническим вероучением,
  • пропаганда религиозного вероучения организации БКВДУ и ее деятельность в российском обществе носят деструктивный характер в отношении ценностей отечественной культуры, института семьи, государства, интересов общества в целом,
  • деятельность БКВДУ способствует разрушению семей и создает надуманные препятствия для молодежи в создании полноценной семьи, препятствует гражданскому воспитанию детей и молодежи в выработке ценностного отношения к национальной культуре, Родине, государству, отечественному, культурному наследию в целом,
  • возбуждает религиозную рознь и провоцирует рост межконфессиональной напряженности,
  • вводит в заблуждение государственные органы и общественные организации, осуществляющие контакты с представителями организации БКВДУ, относительно реального характера своего вероучения и деятельности».

Сайентология

Неподалеку от Московского вокзала, в самом центре Петербурга на Лиговском проспекте вы всегда встретите бойких агитаторов, которые будут предлагать листовку с приглашением пройти бесплатный Оксфордский тест, чтобы узнать о ваших способностях, и, в любом случае, предложат подписаться на листе ватмана под лозунгом: «Скажи наркотикам – нет!». Редкий человек будет противиться такой постановке вопроса. Тут же прохожему объяснят, что только программа «Нарконон» гарантирует полное избавление от наркозависимости. Таким образом, происходит первичная вербовка в организацию «Сайентология» (может быть использовано название «Дианетика»). Кроме этого, рассылаются рекламные письма на несуществующие имена, но на реальные адреса с приглашениями принять участие в программе «Очищение», которая гарантирует «ваше счастье и здоровье», посмотреть бесплатный фильм, где пропагандируются сайентологические идеи или записаться на заочные курсы «Дианетики». 

Создав гибрид техники гипноза со старыми методами Фрейда, от которых тот быстро отказался, Лафайет Рональд Хаббард в 1950 году «родил» дианетику. Модифицировав без каких-либо дополнительных «исследований» технику гипноза, он опубликовал книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Издателю «Дианетики» удалось продать 150 000 экземпляров книги, прежде чем он вынужден был изъять ее из продажи. Ассоциация американских психологов опубликовала заявление с предупреждением будущим дианетистам, что ни для одного из множества обещаний, сделанных автором книги, не существует каких-либо научных подтверждений. Иными словами, Хаббард для большей «достоверности» своей книги попросту придумал как описываемые им случаи, так и статистические данные. В лекции, прочитанной в 1909 г., Фрейд рассказал об изобретенном им методе выявления травматических воспоминаний. Пациентов просили вспоминать все более ранние и ранние «цепные» инциденты в жизни, покуда они не выпустят эмоциональный «заряд». Хаббард не только позаимствовал эту идею, но даже поленился изменить ряд терминов Фрейда. Фрейд впоследствии отказался от этого метода: он оказался слишком трудоемким и к тому же не мог выявлять главные травматические воспоминания. И в самом деле, даже если поначалу дианетика иногда и приносит некоторое облегчение, чаще всего она приводит к опасному убеждению, что вымышленные события являются чистой правдой. Хаббард взял метод Фрейда, добавил к нему несколько идей из очень популярной в то время книги Корзибского «Общая семантика» и основал всю систему на утверждении, что первоначальные травматические события происходят с человеком в чреве матери. Последнюю идею Хаббард заимствовал из книг Отто Ранка, Нандора Фодора и Дж. Седжера. 

Затем «наука душевного здоровья» трансформируется в религиозную форму «Церкви сайентологии». Согласно сайентологии, все мы являемся «духовными существами» («тета-существами», впоследствии «тетанами»), которые существовали квадриллионы лет, воплощаясь в новые и новые тела. Хаббард также заверял, что, используя разработанную им новую технологию, каждый может добиться сверхъестественных возможностей. За пятьдесят лет ни одно из этих заявлений не получило научного подтверждения. 

Религиозная доктрина, содержащаяся в курсе «действующий тетан-3» (ДТ-3) — цепи из ряда эзотерических «посвящений» адепта сайентологии (без комментариев): 75 миллионов лет назад некто Ксену, властелин 76 планет, собрал большую часть населения своей империи — в среднем по 178 миллиардов на каждой планете — и переместил его на Землю. Там он взорвал всех в вулканах при помощи водородных бомб, в результате чего духи тетанов оказались связанными «электронными лентами». Полностью дезориентированные в результате побоища, лишенные своих тел, «тетаны» были подвергнуты З6-дневной гипнотической «имплантации» и связаны вместе. Хаббард велел хранить содержание курса ДТ-3 в строжайшем секрете, так как неподготовленный человек, случайно узнавший его содержание, скончается в двухдневный срок. С тех пор эта история была опубликована во многих газетах и журналах, но никаких эпидемий и моровых язв за этим не последовало. Хаббард был настолько доволен этим своим научно-фантастическим сочинением, что, проигнорировав собственные предупреждения, написал сценарий для фильма «Восстание на звездах», который повторяет содержание курса ДТ-3. 

В учении и практике организации есть несколько, мягко говоря, настораживающих моментов:

  • Сайентологическая этика и практические курсы формируют из адепта беспринципного прагматика и эгоиста, всецело и бездумно преданного только сайентологической организации. Вот некоторые этические принципы: польза для организации – превыше всего, врагам надо мстить; правда — это когда я считаю, что это правда, в противном случае – это неправда; обязательство объясняется как «долг перед кем-либо за оказанные услуги», т.е. «ты – мне, я – тебе» и тому подобные правила.
  • Курсы платные, чем дольше человек там находится, тем дороже ему стоит обучение (от тысячи до сотен тысяч рублей, а на более высоких уровнях – до тысяч и сотен тысяч долларов). Плата за курсы является взносом в Сайентологическую церковь. Крупные денежные поборы зачастую приводят человека к разорению.
  • Среди адептов есть случаи самоубийств и психиатрических заболеваний.
  • Подписывая контракт на работу на 2,5 года или 5 лет, человек становится зависимым от организации, так как условия работы могут меняться, а покинуть организацию невозможно без внесения денег за все курсы «бесплатного» обучения.
  • Всякий, кто не желает принимать идеи сайентологов или склонен относиться к ним критически, подлежит преследованиям всякого рода (шантаж, клевета, насилие).


   Социальные программы организации внешне направлены на помощь человеку:
  • Нарконон (для наркоманов),
  • Криминон (для заключенных),
  • Очищение или детоксикация (освобождение от токсинов и шлаков),
  • Технология Хаббарда (для промышленных предприятий),
  • Технология прикладного образования (для развития у детей «умения учиться»).

Одни программы включают принятие за 2 недели годовой нормы «экологически чистых» витаминов, 4- часовую ежедневную сауну и изучение книги «Дорога к счастью», другие предусматривают слежку за сотрудниками предприятия и также изучение работ Хаббарда. 

Однако эти программы не имеют ни медицинской, ни юридической, ни экономической экспертизы. Предприятия, применившие такую технологию, обанкротились, а от токсинов и шлаков никто не очистился, хотя и испытывают временный прилив сил. 

«Нарконон» был основан в середине 60-х годов осужденным преступником и наркоманом Уильямом Бенитесом. «Нарконон» называет себя реабилитационной программой для алкоголиков и наркоманов. Ему несколько раз удавалось на краткое время получить государственную поддержку в нескольких странах. Правда, эта поддержка моментально прекращалась, как только открывалась тесная связь «Нарконона» с сайентологией и демонстрировалась вся несостоятельность его методов. «Нарконон» работает совместно с сайентологической компанией «Скажи нет наркотикам» и рекламируется голливудской звездой Кирсти Алли —сайентологом и бывшей кокаинисткой. 

Несколько лет подряд «Нарконон» пытался основать свой крупный центр в индейской резервации Чилокко в штате Оклахома. В декабре 1991 г. комиссия по психическому здоровью штата Оклахома отказала в лицензии этому центру, постановив, что «не существует ни одного достоверного научного подтверждения эффективности программы «Нарконона»». Более того, эта программа была признана «небезопасной для здоровья». Комиссия отметила, что количество медицинских работников в группах «Нарконона» было меньше необходимого; более того, прошедших программу наркоманов и алкоголиков немедленно принимали в сотрудники организации. С пациентами «Нарконона» не ведется никакой просветительской работы относительно природы наркомании и возможностей преодоления этого недуга, их просто немедленно протаскивают через программу. 

Комиссия также высказала замечание, что «программа излечения «Нарконона» слишком общая, ее применяют ко всем пациентам без разбора. Индивидуальный подход полностью отсутствует». Комиссия отметила, что «Нарконон» не отслеживает судьбу своих пациентов (что, конечно, делает абсолютно недостоверным любое заявление об эффективности программы) и никак не помогает им войти в нормальную жизнь. Особую озабоченность комиссии вызвал тот факт, что клиентам организации, в особенности алкоголикам, заявляют, что если они по окончании программы не будут в состоянии пить алкогольные напитки и знать, когда остановиться, то это значит, что они просто не завершили программу излечения. 

Программа «Нарконона» основана на «очистительном марафоне» Хаббарда, якобы очищающем организм от накопления наркотиков путем приема внутрь лошадиных доз витаминов и ежедневных пятичасовых чередований бега и парения в сауне. Комиссия по психическому здоровью штата Оклахома отметила, что высокая температура сауны далеко не безопасна для любого человека, а для героиноманов может быть смертельной. 

   Комиссия заявила, что «сотрудники «Нарконона» неадекватно образованны и подготовлены для работы с клиентами, страдающими от наркомании и алкоголизма». Ее члены были в полном шоке, когда обнаружили, что «Нарконон» «позволяет пациентам, находящимся на излечении от наркомании и алкоголизма, иметь доступ к лекарствам и выдавать их другим пациентам организации, руководить процессом прохождения других пациентов через сауну и руководить излечением душевнобольных». Среди сотрудников «Нарконона» не было ни одного профессионального психиатра, психолога или нарколога. 

Дозы витаминов, используемые в «очистительном марафоне», настолько высоки, что представляют потенциальную опасность для здоровья (высокие дозы некоторых витаминов токсичны, а витамин В1 может вызвать «эффект смещения пространства», похожий на действие некоторых наркотиков). Комиссия по психическому здоровью штата Оклахома высказала особую озабоченность использованием витамина В3 в форме ниацина, высокие дозы которого могут вызвать прекращение функционирования печени. «В ходе программы «Нарконона» пациентов вынуждают принимать чрезмерно большие дозы ниацина, чтобы очистить организм от радиации. Не существует какой-либо достоверной медицинской информации, подтверждающей свойство ниацина выводить радиацию из организма. Скорее, наоборот, ряд весьма достоверных свидетельств медиков подтверждает высокую степень риска, которой подвергается человек, принимающий высокие дозы ниацина». 

Сайентология производит впечатление гибрида научной фантастики и магии. Невозможно понять сайентологию, не приняв во внимание вовлеченность Хаббарда в черную магию. В 1984 году в Калифорнийском суде были обнародованы некоторые частные бумаги Хаббарда, устанавливающие связь учения Хаббарда с черной магией и сатанизмом. 

   Организации, созданные сайентологией:

  • «Гражданская комиссия по правам человека», распространяющая клевету на врачей-психиатров.
  • Газета «Право на свободу», печатающая хвалебные отзывы на сайентологию и пасквили на ее оппонентов.
  • «Ассоциация по улучшению жизни и образования», призывающая применять технологию выживания Хаббарда для реабилитации наркоманов, алкоголиков и преступников на основе книги «Дорога к счастью».

   Рон Хаббард в 1984 году привлекался к суду. Из постановления Лондонского Верховного суда: 

   «Для рекламы своей секты и себя лично Лафайет Рональд Хаббард привел многочисленные ложные факты, в том числе следующие:

  • Что он получил множество наград за героизм в войне. Ничего подобного не было.
  • Что он командовал эскадрой корветов. Ничего подобного не было.
  • Что он был награжден «Пурпурным сердцем» – медалью за ранение в ходе боевых действий. Ни ранения, ни награждения не было.
  • Что в результате боевых ранений он был искалечен, потерял зрение и исцелил себя с помощью изобретенной им дианетики. Он не был искалечен и не терял зрения.
  • Что он по заданию военно-морской разведки разоблачил секту черных магов и сатанистов в Калифорнии. Ничего подобного не было. Он сам был членом этой секты и активно занимался магическими сексуальными ритуалами.
  • Что он закончил Университет Джорджа Вашингтона и получил специальность физика-ядерщика. На самом деле он окончил лишь один университетский курс и прослушал единственный вводный курс по ядерной физике, но так и не смог сдать по нему экзамена.

   Все эти факты неоспоримы. Ни одно свидетельство не было опровергнуто. Хаббард называет себя «доктором». Единственная докторская степень, которая у него есть – это степень «доктора сайентологии», которую он сам себе вручил. 

   Г-н Хаббард является типичным шарлатаном… 

   Судья Лэйти». 

Сайентологическая церковь на территории России проявляет повышенный интерес к объектам военно-промышленного, ядерного и космического комплексов. 

Сайентология зарегистрирована как общественная организация, но она имеет все признаки организации религиозной: непререкаемый авторитет (вплоть до обожествления) лидера и его писаний, неизменность учения и практики организации (хотя утверждается строгая научность доктрины, но ведь всякая наука предполагает дальнейшее исследование и развитие, но никаких исследований независимым ученым за 50 лет существования организации провести не удалось), секретные уровни посвящения и др. 

Приглашая на бесплатное тестирование или на какие-либо курсы, сайентологи не информируют граждан о том, что их приглашают, фактически, в религиозную организацию, а плата за курсы будет взносом в «Церковь сайентологии». Вербовка производится с помощью бесплатного оксфордского теста ОСА (Оксфордский анализ способностей), который составлен сайентологом и к Оксфордскому университету отношения не имеет. 

Рекламируя программу помощи наркозависимым «Нарконон», сайентологи, конечно, не сообщают, что Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ выпустило Приказ № 254 от 10.06.96. «Об отмене Методических рекомендаций «Программа детоксикации», в котором указывается: «Не допускать методов детоксикации и иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов сайентологии и дианетики в практике здравоохранения». 

С обучающимся на курсах заключают соглашение, в котором «одним из условий прохождения курса является «добровольный отказ от пользования, владения, распоряжения, копирования и просмотра папок, имеющих ко мне отношение, это касается как самих папок, так и информации, содержащейся в них», и далее: «Заявляю, что никто, кроме меня самого, не несет ответственности за мое настоящее и будущее состояние в жизни». Таким образом, как повлияют на меня курсы, я не знаю, но «принимаю на себя ответственность за любые последствия». 

Контроль мышления заключается в применении специальных курсов («одитингов») и психотехник, которые вводят в состояние транса. Мир разделяется на «мы» (очищенные) и «они» (все остальные), используется свой внутрисектантский язык (справочники содержат около 25 тысяч новообразованных слов, без которых невозможно изучить работы Хаббарда). 

Сайентологам внушают, что любое критическое высказывание относительно системы всегда вызывается чувством вины за собственные преступления. Возникает страх покинуть организацию, потому что вне ее невозможно «очиститься». Между степенями посвящения в организации («клир», «действующий тетан» и т.д.) существует так называемый «эзотерический разрыв», когда на каждом новом уровне адепт узнает нечто противоречащее тому, что он узнал раньше. Это еще больше усиливает эмоциональное напряжение адепта, понижает критичность восприятия, таким образом,контролируются эмоции

Контроль информации состоит в штудировании работ Рона Хаббарда, например, книги «Дорога к счастью», в которой есть следующие принципиальные для сайентологического мировоззрения сентенции: «секс – это средство продлить жизнь расы посредством семьи и детей», «дать жизнь ребенку в сегодняшнем мире это немного похоже на то, чтобы бросить его в клетку с тигром». А «правда – это то, что правда для вас» и «вор наполняет среду загадками: куда делось это, куда пропало то». Книга формирует у читателя мнение, что «кругом плохие люди, я могу ими управлять, у меня своя правда». И вот с такими рекомендациями читатель на задней стороне обложки читает утверждение: «Это, наверное, первый нерелигиозный моральный кодекс, полностью основанный на здравом смысле». Такой «здравый смысл» чужд любому разумному человеку. 

2 апреля 2003 г. группа депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы выпустила документ о программе «Нарконон», где, в частности, говорится: 

«Этот метод был изобретен основателем сайентологии Роном Хаббардом. Использующие его люди становятся легкой добычей вербовщиков, делаются более восприимчивыми к промыванию мозгов. На деле эта программа подменяет наркотическую зависимость зависимостью от сайентологии. 

Движение сайентологии многократно привлекалось к суду. С 1994 года против них было инициировано множество судебных разбирательств, продолжающихся и по сей день, в особенности касающихся использования медикаментов лицами, не имеющими соответствующей квалификации. 

   Нижеподписавшиеся члены Ассамблеи обращаются к государствам – членам Совета Европы с настоятельной просьбой быть максимально осторожными в отношении тех методов лечения наркоманов, которые не осуществляются под контролем соответствующим образом подготовленных специалистов. 

Подписано: всего 24 подписи депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы из Бельгии, Испании, Италии, Франции, Румынии». 

Сайентология отнесена к деструктивным религиозным организациям:

  • Постановлением Гос. Думы от 15.12.1996 года.
  • Информационным письмом Минздравмедпрома от 21.08.1996 года.
  • Аналитическим вестником Гос. Думы от 03.1998 года.
  • Справочником «Новые религиозные объединения России деструктивного религиозного и оккультного характера», Белгород, 2002 год.

Священник Георгий Иоффе, 
сотрудник Миссионерского отдела 
Санкт-Петербургской епархии

Из вопросов к докладчику

   И.Н.Беляев, участник волонтерского движения г.Ступино: Говоря о чувствах человека, религиозные деятели, в соответствии с принятыми в их эпоху представлениями, подразумевали всю духовную сферу личности. Сегодня принято отдельно рассматривать восприятие, переживания и так далее. 

   О.Георгий: О, мы не можем представить себе чувства человека до грехопадения, однако все в нем было выстроено иерархично. Можно сказать иначе: имелась структура —- дух, душа, тело. Ныне эта структура перевернута, потребности и значимость ее частей перемешались. Иерархия оказалась перевернута. Мы подчиняемся неразумному телу, а не оно служит для реализации потребностей души. 

  Андрей Владимирович Квасников, руководитель Центра профилактики наркомании и правонарушений Морского Технического университета: Мне довелось преподавать студентам курс граждановедения. В этом курсе религия определяется как социально значимая форма поведения. 

   О.Георгий: Ваше определение затрагивает малую часть сути явления, лишь его внешнюю, поведенческую сторону. В соответствии с прямым смыслом, религия есть восстановление связи. 

   А.И.Антонова, ведущий специалист БД «Антинарк», Санкт-Петербургский аналитический центр: Что означает употребленное вами выражение:»Реальных христиан у нас насчитывается 2 – 5 %»? 

   О.Георгий: В один из периодов своей жизни, в начале перестройки, я служил в церкви на Пороховых. По моим наблюдениям, крещение приняли в те годы 60 – 70 % населения. Причем всех возрастов – и новорожденных крестили, и молодых людей. Модно была тогда креститься. 

   При этом постоянных прихожан в церкви было около 1000. Вот эти люди и есть реальные, практикующие христиане – для них вера есть образ жизни. 

   А.И.Антонова: Новые, возникающие на наших глазах секты как раз являются практикующими религию, активными. Можно сказать, что они занимаются активным миссионерством, навязывают окружающим свое видение мира. А какие формы миссионерства допустимы с точки зрения православной церкви? 

   О.Георгий: Долгое время церковь в нашей стране находилась в неопределенном, неестественном состоянии, отсюда и стремление не выделяться, не привлекать лишний раз к себе внимание. Мы – люди, воспитанные на закате идеологической эпохи, нас пичкали штампами, сдерживая инициативу. Сегодя в церковь приходят новые люди, с другими жизненными установками. Но инерция сильна, и должно пройти еще 3 – 5 поколений, прежде чем произойдут существенные перемены. 

   А.И.Антонова: Но у вас есть какие-либо наработки? 

   О.Георгий: Потихоньку начинает нарабатываться практика. Мы контактируем со СМИ, активно подготавливаем публикации, у нас работает своя радиостанция православного вещания, выпускается церковная пресса. В качестве примера можно привести лучший, на наш взгляд, журнал московской епархии «Фома». 

   И.Н..Беляев: В экзистенциальной психологии принято пользоваться понятием триады: страх боли, страх смерти, вообще страх. В православии существует и лежит в основе переживаний понятие страдания, перекликающееся с вышеуказанными понятиями. Запад имеет абсолютно иной менталитет, западная цивилизация базируется на гедонистических основах. 

   О.Георгий: Мы не сконцентрированы на страдании, мы идем к совершенствованию через Воскресение. Что касается гедонизма, то его нет в наших проповедях. 

   А.И.Антонова: Каково отношение православной церкви к профилактике наркозависимости? 

   О.Георгий: По мнению церкви, делу профилактики наркозависимости должен служить вводимый в школах курс «Основы православной культуры», знакомящий подрастающее поколение с истинными человеческими ценностями, в отличие от иллюзорных. 

   Т.В.Чумакова, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ: Почему вы не относите веру пятидесятников к числу христианских верований? 

   О.Георгий: Это не личное мнение, а позиция церкви. Дело во внутренней сущности веры. Пятидесятники предполагают ценностную суть веры. Их приоритеты — власть и деньги. Это можно назвать христианством-лайт, а истина может быть только одна. 

   И.Н.Беляев: Существует тезис (главного нарколога Москвы Брюна), что замена наркотической зависимости другой, более приемлемой социально зависимостью, например, от религии, вполне приемлема для общества. То есть по большому счету неважно, к чему придет человек, лишь бы он отказался от наркотиков. 

   В свете вышесказанного хотелось бы узнать ваше отношение к реабилитационным программам сайентологов. В принципе, они имеют вполне научное с точки зрения психолога обоснование. 

   О.Георгий: Не имею возможности ответить от лица церкви, но личное мнение – подмену зависимости другой зависимостью же можно рассматривать как пример практического приложения теории «уменьшения вреда». Реабилитационные программы на православной основе дают личности вместо наркозависимости полную свободу личности. Что же касается сайентологов, то научные методы они могут использовать не для честных целей. В частности, практикуемое ими в обязательном порядке ведение личного дневника. Впоследствии, на следующих этапах реабилитации и после нее, дневник может использоваться как средство шантажа. Поэтому я не рекомендовал бы обращаться в подобные центры реабилитации.



по материалам сайта "Журнал «Санкт-Петербургский университет»"  //  выпуск № 3 (3692), 24 февраля 2006 года