Яна МАЛЫХИНА, Виктор АНАНЬЕВ "МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОБРОДЕТЕЛИ?"

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОБРОДЕТЕЛИ?
Яна Малыхина
Виктор Ананьев

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать."
Лев Толстой

    "Можно ли научить человека добродетели?" - был задан вопрос Сократу. "Добродетели? Никогда!" - ответил он. 
    Действительно, возможно ли научить подростка любви к ближнему, состраданию, стремлению делать добро на лекциях или школьных уроках по таким темам? Можно ли заставить его созидательно относиться к своей жизни и окружающему миру? 
    Великая сила проповеди, беседы заключается в способности вдохновить на такой подвиг. К сожалению, в жизни современных школьников практически отсутствуют возможности обсуждать со старшими вопросы смысла жизни, мироустройства, представлений о добре и зле. Взрослые обычно говорят ребятам, что эти вопросы бессмысленные, "детские", и что с возрастом надо переставать о них думать. Вот и появляется в умах юных людей миф о том, что быть взрослым - это значит не задумываться о "вечных вопросах". Неизбежно появляется бытийная пустота. Чем ее заполнит подросток? 
    Но вдохновение проповеди утонет в суете и опустошенности, если не будет подкреплено действием. Бог, любовь, вера, духовность - вопреки законам грамматики, по сути своей не имена существительные, это глаголы. Ключевое слово в развитии духовной природы человека - выражать, делать, творить добро. Опыт проживания высших состояний человека открывает доступ к собственной добродетели и обусловливает желание действовать, увеличивая количество добра в мире и в себе. Взрослые смогут создать условия, в которых дети получат такой опыт 
    Но если обратиться к реальности, можно увидеть множество уродливых форм "вколачивания" духовности, лишь отвращающих подростка. Всем известны обязательные, по приказу "сверху", участия в сборе посылок для пенсионеров или показательные лекции о Библии, на которые "загоняют" перспективой двойки по поведению. Почему подростки не хотят участвовать в таких мероприятиях? Возможно, им не хватает искренности взрослых, которые сами зевают от разговоров о нравственности. 
    Молодость характерна высокой жизненной энергией, которая, зачастую, не найдя себе мирного применения, обращается в вандализм (битые стекла электричек, вытоптанные клумбы и т. д.). Однако, наши наблюдения и опыт показывают, что при условии возможности применить свои силы в конкретном полезном деле, да еще и получить общественное признание за результат, молодые люди с удовольствием участвуют в предложенных мероприятиях... 
    ...Социально-психологические исследования молодежи показывают, что церковь стоит в иерархии источников социальной поддержки в трудных ситуациях в первой тройке, вместе с членами семьи и друзьями. Интересно, что благополучные подростки обращаются в кризисных случаях к вере, церкви в 1%, а дети группы риска - социально уязвимые дети, получившие большой отрицательный опыт контактов с обществом - в 10%. Таким образом, теплый, доброжелательный дух храма может служить важной поддержкой наших подростков.