"ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ", как межведомственная модель образовательно-профилактической работы с подростками Великого Новгорода

Школа здорового образа жизни
как межведомственная модель
образовательно-профилактической работы с подростками.

    Проблема формирования у подрастающего поколения отношения к своему здоровью, как одной из самых значимых жизненных ценностей является очень актуальной, но практически не решаемой современной школой. 
    Ускоряющемуся физическому развитию, росту информированности детей не всегда соответствует четкость и ясность их жизненных позиций, стремление к "взрослым" образцам поведения часто сопровождается усвоением вредных для здоровья привычек. 
    Здоровье в решающей мере зависит от образа жизни, культуры и экономических условий. Ухудшение условий жизни большинства населения, отсутствие стабильности в обществе в последние годы привело к ухудшению здоровья населения практически во всех возрастных группах. Уменьшается продолжительность жизни, снижается рождаемость. Качество здоровья новорожденных детей не высокое. 
    В условиях острого социального неблагополучия, материальной незащищенности оказывается все большее количество детей и подростков. Они особенно уязвимы, ранимы, повышенно зависимы от окружающей среды. За последние годы в Великом Новгороде наблюдается постоянный рост общей и первичной заболеваемости практически по всем группам болезней. За 10 лет показатель первичной заболеваемости вырос на 33 %, наряду с традиционно высоким уровнем бронхо-легочной патологии, наблюдается значительный рост заболеваний эндокринной, костно-мышечной, пищеварительной систем. В подростковом возрасте остро встают проблемы, связанныe с репродуктивным здоровьем юношей и девушек. Именно этот возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний, тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем, наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской и педагогической некомпетентностью. Эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития детей. Высокая заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и состояний, симптомах этих заболеваний и навыков первой помощи, с пренебрежением к профилактике здоровья, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем развития культуры самосохранения. 
    С ослаблением экономических, правовых, социально-политических защитных факторов актуальным становится поиск личных резервов поддержания здоровья. Вместе с тем в настоящее время наблюдается тенденция, связанная с ослаблением в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью. 
    В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Решение выше обозначенных проблем видится за счет разработки и внедрения образовательной программы "Школа здорового образа жизни", целью которой является:
  • формирование у молодежи социально ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути,
  • воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру,
  • формированию социальной ответственности за свое поведение, создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни,
  • стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.

    Разработанная нами программа носит гуманистическую направленность, имеет практическую значимость. Предлагаемый подход основан на представлении о том, что добиться реального результата можно в случае интеграции усилий специалистов разного профиля. Специфика программы заключается в привлечении к образовательному процессу педагогов, педагогов-психологов, врачей: педиатров, эндокринологов, наркологов, венерологов, офтальмологов и юристов. 
    Содержание учебного материала разбито на два больших раздела: психолого- педагогический и медицинский. 
    Теоретическими основами разработки психолого-педагогического блока послужили исследования Р. Маслоу, В.Ф.Водопъянова, Е.Н.Ходырева, В.А.Ананьева, А.Б.Орлова и др.

Психологический раздел
     призван решить следующие задачи:
  1. Повышение уровня психологической культуры подростков, под которой понимается степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
  2. Повышение уровня культуры общения - степени совершенства в области внyrpенней и внешней коммуникации.
  3. Определение путей и условий для самореализации; раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

    В нем рассматриваются проблемы самопознания, саморегуляции, общения, а также вопросы, касающиеся культуры внешности, прав родителей и детей и т.д. Значительная часть психолого-педагогического раздела посвящена подготовке школьников к будущей семейной жизни. 

    Медицинский раздел особое внимание уделяет вопросам гигиены, профилактики вредныx привычек (табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков), опасности венерических заболеваний и СПИДа, что в конечном итоге направлено на формирование устойчивой мотивации школьников на здоровый образ жизни. С позиции медицины рассматриваются также аспекты семьи, семейных отношений, ответственного родительства.

В целом медицинский раздел призван решить следующие, задачи:
  • Формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к здоровью.
  • Формирование позитивного отношения на создание в будущем крепкой, здоровой семьи, ответственное родительство.
  • Формирование медицинской компетентности относительно возможности обращения в различные медицинские учреждения города, наличие информации о спектре услуг, предоставляемых ими.

    Несмотря на то, что основное содержание обучения ориентировано на перспективу, школьники имеют возможность своевременно получать медицинскую и психологическую помощь у специалистов. Существенное место в работе "Школы" занимают групповые и, особенно, индивидуальные консультации, проводимые преподавателями. 
    Содержание программы "Школа здорового образа жизни" рассчитано на учащихся 4, 7, 9, 10-х классов. При этом, общее количество часов возрастает по параллелям ( в 4 -х- 5 часов, в 7 -х- 12 часов, в 9-х - 18 часов, в 10- х 18 час). 
    Изучение курса построено по линейно-концентрическому типу. Знания, полученные детьми в общеобразовательной школе по анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии, литературе, ОБЖ, истории и права, являются основой для освоения программы "Школа здорового образа жизни".

В основу построения программы положены принципы:
  • социализации (взаимосвязь интересов личности с интересами общества);
  • правдивость и доступность информации;
  • конфиденциальность информации;
  • комплексность и интегративность (переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих;
  • личностно-ориентированный характер (стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей, педагогов);
  • планирование и проведение работы в зависимости от конкретных результатов воспитания.
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
  • анатомо-физиологические, психологические и личностные особенности;
  • факторы, укрепляющие и сохраняющие здоровье; факторы, отрицательно влияющие на их здоровье и здоровье будущих детей;
  • инфраструктуру медицинских, социальных, психологических учреждений;
  • правила оказания первой доврачебной помощи.
Уметь:
  • объективно оценивать состояние своего здоровья;
  • составлять индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья;
  • оценивать состояние своего социального, психического благополучия для того, чтобы найти адекватный выход из любой ситуации;
  • свободно ориентироваться в рынке медицинских и психологических услуг, предоставляемых службами города.

    В целом реализация программы способствует не только укреплению всех сторон здоровья подрастающего поколения, но и формирует новый образ жизни, человека новой ментальности, ответственно относящегося не только к своей судьбе, но и судьбе будущего поколения. 
    Программа "Школа здорового образа жизни" была рассмотрена на методическом совете МОУ "Психолого-медико-педагогическая консультация" в марте 2000-2001 учебного года. В ее основу была положена программа, разработанная специалистами городского Ярославского центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. 
    Учитывая особенности социокультурной ситуации в регионе, программа была переработана и адаптирована к условиям Великого Новгорода. 
    Апробация авторской программы началась с 01.09.2001 г Общее количество учащихся 4, 7, 9, 10-х классов, принявших участие в изучении программы составило более 25 тысяч человек. 
    Показателями эффективности реализации разработанной программы выступают непосредственные изменения, происходящие с учащимися в процессе взаимодействия со специалистами, а также отсроченные показатели эффективности, характеризующие изменения, происходящие по истечении некоторого времени после ее реализации. 
    Эффективность непосредственных изменений отслеживается при помощи специально разработанного диагностического инструментария (анкеты, опросники, проективные методики, тесты). 
    Так, изменения в ценностно-смысловой структуре учащихся диагностируется на основе специально разработанной анкеты, состоящей из 20 вопросов, а также проективной методики "Что я узнал о здоровом образе жизни". 
    Их анализ свидетельствует о том, что, оценивая эффективность полученных знаний, подростки верно расставляют акценты, к которым их подводят преподаватели. Из составляющих здорового образа жизни они выбирают: личную гигиену, физическую активность, режим дня, рациональное питание и т.д. 
    Изменение ценностных ориентации учащихся наиболее четко прослеживается при анализе ответов на вопрос: "Почему здоровым быть выгодно?". Так, девятиклассники при ответе делают акцент на значимости здоровья для продолжительности жизни (69%), а большинство учащихся десятых классов (76%) отмечают ценность здоровья в плане перспектив создания собственной семьи и построения будущей карьеры. 
    Говоря в целом об удовлетворенности обучением в рамках программы "Школа здорового образа жизни", 98,5% опрошенных детей отмечают ее личностную значимость. 
    Внешняя экспертиза программы осуществляется педагогами и администрацией образовательных учреждений, на базе которых она реализуется. Все опрошенные педагоги о посещенных уроках высказались в позитивном ключе. Анализ анкет, заполняемых руководителями образовательных учреждений, позволяет сделать вывод о высокой востребованности данной программы. Руководители ОУ высказывают пожелания продолжать сотрудничество со специалистами и расширить рамки программы за счет привлечения учащихся других параллелей. 
    Школа здорового образа жизни тесно взаимодействует с медицинскими и социальными учреждениями города на договорной основе. Учащимся дается информация, какую помощь они могут получить в таких учреждениях, как Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис", городской молодежный медицинский центр, Центр по профилактике СПИД и других инфекционных заболеваниях "Хелпер", телефон экстренной психологической помощи, Центр маркетинга и кадровых ресурсов, детские поликлиники. Консультации для ребят специалисты этих учреждений проводят бесплатно.

    Авторы-разработчики программы "Школа здорового образа жизни" - Семенова Надежда Ивановна, педагог-психолог высшей категории, Чирская Марина Валентиновна, врач, главный специалист комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения Администрации города


материал подготовлен главным специалистом организационно-аналитического отдела комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения, координатором проекта "Взаимодействие - наши города без наркотиков" Васильевой Ольгой Николаевной 
Тел. 63-57-40   e-mail zon@adm.nov.ru