РЕШЕНИЕ расширенного координационного совещания правоохранительных и муниципальных органов Великого Новгорода от 28.02.03 г

Р Е Ш Е Н И Е
расширенного координационного совещания
правоохранительных и муниципальных органов
Великого Новгорода от 28 февраля 2003 г.

"О дополнительных мерах административного и уголовно-правового характера по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предупреждения его рецидива"

    Заслушав и обсудив информацию прокурора Великого Новгорода Желткова В.Н. "О состоянии и динамике преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на территории Великого Новгорода, эффективности судебно-следственной практики и иных мерах со стороны государственных и муниципальных органов в предупреждении наркопреступности", сообщения И.О. начальника УВД Великого Новгорода Ковалева.А.Л, главного врача ННД "Катарсис" Стрельцова В.Ф., участники координационного совещания отмечают, что во исполнение Решения координационного совещания от 12.02.99 г "О дополнительных мерах по повышению эффективности правоприменительной практики в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений Федерального законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах" правоохранительными органами города во взаимодействии с муниципальными учреждениями проделана определенная работа. 
    Улучшена работа по взаимному обмену информацией, что в определенной степени стимулировало активизацию проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению каналов поступления и сбыта наркотиков. Выявлены и обезврежены 2 крупные преступные группировки, занимавшиеся транспортировкой наркотиков на территорию города и сбытом. Снята с повестки дня проблема проведения наркологической экспертизы лицам, подозреваемым в систематическом употреблении наркотических средств. Значительно активнее стали применяться принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст.ст.97-99 УК РФ. 
    Однако, несмотря на некоторое снижение темпов роста числа лиц, постановленных на диспансерный учет в связи с систематическим потреблением наркотиков, снижению числа зарегистрированных преступлений о незаконном обороте наркотических средств, оперативная обстановка в городе в части незаконного приобретения, сбыта и потребления наркотиков остается сложной. Одной из причин такого положения следует признать неурегулированность отдельных положений Федерального закона посредством введения норм об ответственности за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, потребление наркотиков без назначения врача. 
    Федеральными законами, введенными в действие после 1.07.02 года и подзаконными нормативными актами значительно расширены возможности правового воздействия в целях усиления борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, предупреждения его рецидива. 
    Учитывая актуальность проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, необходимость применения взаимосогласованных мер, предоставление федеральным законодательством более широкого спектра полномочий для реализации положений Государственной и областной программ борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, координационное совещание руководителей правоохранительных и муниципальных органов города РЕШАЕТ:

  •     В соответствии со ст.50 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввести в городе установление наблюдения за ходом социальной реабилитации в отношении лиц, освободившихся из мест отбывания лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. 
        Установление такого наблюдения осуществляется в целях предупреждения рецидива преступлений, психологического воздействия, преследующего цели подавления желания восстановить преступные связи с наркоторговцами и участия в приобретении и сбыте наркотических средств. Наблюдение устанавливается на срок до 6 месяцев по постановлению суда посредством возбуждения органом внутренних дел соответствующего ходатайства, согласованного с прокурором, независимо от характера поведения и образа жизни наблюдаемого. В постановлении суда указываются ограничения и обязанности наблюдаемого, неисполнение которых влечет административную ответственность. 
        При положительном решении суда об установлении наблюдения, орган внутренних дел в лице начальника территориального отдела выносит официальное предупреждение об ответственности за неисполнение запретов, ограничении и обязанностей, возложенных судом. 
        Руководству УВД Великого Новгорода посредством издания соответствующего приказа (распоряжения) обеспечить непосредственное осуществление наблюдения в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О милиции", приказом МВД РФ от 16.09.02 г № 90 и Инструкцией по организации деятельности участковых уполномоченных милиции. 
        Прокуратуре города разработать соответствующие рекомендации и проекты процессуальных документов, необходимых для реализации наблюдения за ходом социальной реабилитации. 

  •     При осуждении за преступления, предусмотренных ст.228 ч. 1,2 УК РФ к мере наказания, не связанной с лишением свободы, лица, признанного нуждающимся в принудительном лечении от наркомании, не имеющего постоянного места работы 
      -   обратиться к судьям, рассматривающим дела указанной категории по вступлении приговора в законную силу копию приговора направлять в ННД "Катарсис" для постановки на диспансерный учет и прохождения принудительного амбулаторного наблюдения в соответствии со ст. 100 УК РФ; 
      -   инспекции УИН максимально использовать свои полномочия в контроле за соблюдением ограничений и дополнительных обязанностей, установленных судом в отношении условно-осужденных с испытательным сроком. При установлении нарушений привлекать виновных к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ. Оказывать содействие в трудоустройстве осужденных, с учетом изменений федерального закона о занятости населения, выдавать направление в Центр занятости населения для трудоустройства, контролировать трудоустройство, а также прохождение курса амбулаторного наблюдения. Злостное уклонение от трудоустройства (неоднократная неявка в Центр занятости, уклонение от предоставленной работы), уклонение от прохождения курса принудительного амбулаторного наблюдения рассматривать как основание для возбуждения перед судом ходатайства о замене условного осуждения на лишение свободы. Центру занятости населения, Новгородскому наркологическому диспансеру "Катарсис" своевременно информировать инспекцию УИН о получении осужденным направления для трудоустройства на конкретное предприятие и получении ответа от работодателя о предоставлении работы, о прохождении курса амбулаторного наблюдения осужденными к условной мере наказания. Информацию в копиях представлять в прокуратуру города. 
      -   при осуждении к условной мере наказания несовершеннолетних инспекции УИН совместно с ПДН УВД Великого Новгорода осуществлять контроль за исполнением возложенных судом обязанностей и ограничений как самим подростком так и его родителями, в случаях возложения на родителей обязанностей по надзору за поведением подростка. В случаях продолжения противоправного поведения, установления фактов потребления наркотических средств, уклонения от амбулаторного наблюдения рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности, как самого подростка, так и его родителей, а также о направлении в суд ходатайства об ужесточении ограничений либо о замене режима отбытия наказания. Информацию о результатах проделанной работы на данном участке ежемесячно представлять в прокуратуру города. 

  •     При проведении оперативно-розыскных мероприятий по установлению и фиксации обстоятельств незаконного приобретения, сбыта наркотических средств или психотропных веществ, руководству ОБНОН и СУ при УВД Великого Новгорода обеспечить своевременный обмен информацией о проводимой операции, в целях своевременного возбуждения уголовного дела, незамедлительного его согласования с прокурором и проведения неотложных следственных действий, включая осмотр жилища, обыск, требующих согласия прокурора, а в будущем - постановления суда. В случаях задействования в проведении оперативных мероприятиях граждан в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" немедленно доводить об этом до сведения следователя, принявшего уголовное дело к своему производству в целях избежания незаконного привлечения к уголовной ответственности. 
        Рекомендовать руководству ОБНОН и СУ при УВД Великого Новгорода в целях укрепления уважения граждан к закону и привлечения их к сотрудничеству в целях выявления каналов транспортировки и сбыта наркотических средств на территории города при наличии правовых основании более активно применять Примечания к ст.228 УПК РФ об освобождении от уголовной ответственности. Основанием для принятия такого решения может служить мотивированное ходатайство оперативно-розыскных подразделении, согласованное с прокурором. 

  •     Учитывая установление Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача предложить УВД города совместно с представителями общественных организаций и администрации города систематически проводить рейды с целью выявления лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, активнее применять экспресс-тесты для установления факта наркотического опьянения, При этом использовать предоставленные ст.44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" полномочия о медицинском освидетельствовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения, либо потребили наркотические средства. 
        При установлении факта потребления наркотического средства без назначения врача, незамедлительно направлять соответствующую информацию в ОБНОН для проведения необходимого объема оперативно розыскных мероприятий по установлению источников и каналов сбыта наркотических средств. 
        Руководству ННД "Катарсис" обеспечить круглосуточное дежурство врачей-наркологов для проведения медицинского освидетельствования лиц, доставленных либо направленных органами внутренних дел. Освидетельствование проводить незамедлительно с выдачей заключения непосредственно инициатору освидетельствования, который обязан по получении положительных результатов немедленно составить протокол об административном правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.9, 20.20 - 20.22 КоАП РФ (в зависимости от характера правонарушения). 

  •     Учитывая методику и продолжительный период интенсивного лечения от химической зависимости, обратиться к мировым судьям и судьям Новгородского федерального городского суда с предложением при судебном разбирательстве уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств не рассматривать представляемые обвиняемыми справки о прохождении 10-дневного курса медикаментозного лечения в ННД "Катарсис" как основание для освобождения подсудимых от применения принудительного лечения, когда необходимость в применении принудительных мер медицинского характера установлена заключением судебно-наркологической экспертизы. 
        При постановлении приговора не связанного с лишением свободы, установления испытательного срока конкретизировать в приговоре ограничения, запреты и дополнительные обязанности с целью усиления контроля за поведением условно осужденного, сопряженного с применением к нему мер административного воздействия. 
        Работникам прокуратуры, поддерживающим государственное обвинение в суде, в случаях наличия возможности применения условного осуждения и определением испытательного срока конкретизировать свои предложения суду по установлению ограничений, возложения дополнительных обязанностей на осужденного. 

  •     Всем заинтересованным ведомствам ежеквартально проводить взаимосверки направленной и полученной информации во исполнение данного решения. Прокуратуре города на основе полученных данных из правоохранительных органов ежеквартально проводить анализ эффективности проделанной работы и разрабатывать предложения по ее корректировке. 

  •     Прокуратуре Великого Новгорода ежемесячно проводить проверки законности установления и осуществления наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест отбывания лишения свободы, судимых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений за незаконный оборот наркотиков. 

  •     Руководителям правоохранительных органов обсудить настоящее решение на оперативных совещаниях в ведомствах, при необходимости издать приказы, распоряжения иные акты по исполнению решения, копии которых направить в прокуратуру города. 

  •     Результаты проделанной работы в порядке контроля рассмотреть в 1-м квартале 2004 года.

Прокурор Великого Новгорода
В.Н. Желтков 
Председатель Новгородского федерального городского суда
А.В. Андриец 
Начальник ОБНОН УВД НО
Александров 
И.о. Начальника УВД Великого Новгорода
А.Л. Ковалев 
Начальник МОБ УВД Великого Новгорода
С.М. Максимов 
Зам. начальника СУ при УВД Великого Новгорода
В.Б. Банников