Предложения участников форума «Антинарко-2005» по совершенствованию антинаркотической деятельности 23-24 июня 2005 г. Санкт-Петербург

08.01.2021

ОБРАЩЕНИЕ участников форума «АНТИНАРКО-2005»

23-24 июня 2005 г. Санкт-Петербург

   Наркотики без преувеличения можно назвать оружием массового поражения, несущим в себе прямую угрозу национальной безопасности Российского государства, разрушающим не только нашу действительность, но и, что гораздо опаснее и страшнее — наше будущее: наркомании наиболее подвержена молодежь. 
   Если мы не остановим рост незаконного оборота наркотиков наша страна, наша цивилизация обречены на вырождение. Усилиями только Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и других правоохранительных органов проблему не решить, так как пресечение незаконного оборота наркотиков, по сути, борьба со следствием, а искоренять нужно, в первую очередь, причину явления — спрос на наркотические средства и психотропные вещества. Справиться с этой более важной задачей — удержать подрастающее поколение от пагубного воздействия наркотиков — мы сможем только сообща.

    Для этого необходимо:

  • разработать и принять федеральный закон о профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и о стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду в Российской Федерации;
  • в Положения органов исполнительной власти в области здравоохранения и социального развития, культуры и массовых коммуникаций, образования и науки, включить нормы об обязательном проведении антинаркотической работы с населением;
  • в Уставах муниципальных образований предусмотреть вопросы приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
  • разработать и ввести в действие в субъектах Российской Федерации и Российской Федерации в целом систему мониторинга наркоситуации;
  • подготовить специалистов для работы в учреждениях образования и молодежной политики по линии профилактики наркомании;
  • принять единую общегосударственную программу, нацеленную на воспитание духовно развитых граждан — патриотов России;
  • обеспечить выпуск социальной программы, нацеленной на укрепление семьи как одного из основных институтов социализации личности, на профилактику наркомании в семье;
  • организовать научно-методическое обобщение и внедрение передового опыта профилактической работы с молодежью в России и за рубежом.
Участники форума
г. Санкт-Петербург  «24» июня 2005 г.

Предложения участников форума «Антинарко-2005»
по совершенствованию антинаркотической деятельности

   В последние годы отмечается рост наркомании и токсикомании в Российской Федерации, что оказывает крайне негативное влияние на социально — психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства, общества и личности. Особенную угрозу обществу несет эффект «омоложения» наркопотребления. 
   В рамках IV Международного форума «Антинарко-2005» были затронуты многие аспекты данной проблемы. В ходе обсуждения участниками форума было подготовлено обращение к органам государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательных механизмов в области противодействия распространению наркомании.

    Заслушав и обсудив выступления руководителей федеральных и региональных органов власти, ведущих ученых и практиков, представителей религиозных и общественных организаций, участники форума предлагают:

  • в пресечении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в организации профилактической деятельности, в первую очередь, следует делать упор не на криминальной, а на поведенческой и медицинской модели наркотизма;
  • четко определить понятия профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни и т. д;
  • в связи с недостаточностью высокопрофессиональных специалистов в области профилактики наркомании, предлагаем поддержать инициативу Санкт-Петербургского Государственного Университета организовать подготовку кадров по специальности «Общественное здоровье»;
  • создать при администрациях регионов Северо-Западного федерального округа (далее по тексту — СЗФО) комитеты или отделы по вопросам профилактики наркомании, которые бы отвечали перед руководством регионов за организацию работы в сфере противодействия распространению наркомании в регионе, осуществляли свою деятельность во взаимодействии с органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществить разработку и внедрение модели системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов для социальной сферы антинаркотической политики;
  • создать специализированные подростковые кризисные центры, подчиненные Муниципальным советам и находящихся под методическим руководством экспертных советов при региональных межведомственных антинаркотических комиссиях;
  • организовать проведение мониторинга подростковой наркомании;
  • разработать методику оценки рейтинга территорий по уровню наркотизма и эффективности работы органов власти по линии противодействия распространению незаконного оборота наркотиков.
    Считая массовую физкультуру и спорт действенным средством пропаганды здорового образа жизни, участники форума выражают обеспокоенность тем, что:

  • уровень и темп прироста основных показателей физической культуры и спорта в СЗФО, по данным Росстата, за последние два года являются недостаточными;
  • количество людей, занимающихся физической культурой, составляет только 10,6% от численности населения, постоянно проживающего на территории федерального округа, что не позволяет рассчитывать на возможность достижения уровня (60%), определенного Концепцией развития физической культуры и спорта в РФ.

Участники форума определяют главной задачей на сегодняшний день — создание доступной широким слоям населения системы физкультурных услуг по месту жительства, которая должна стать одним из основных факторов первичной профилактики наркомании и асоциального поведения молодежи.

    Также участники форума считают необходимым обратиться:

  • к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также к руководителям органов законодательной власти СЗФО, с предложением о проведении парламентских слушаний, с привлечением общественности, по вопросам развития физической культуры и спорта в регионах России для совершенствования действующего законодательства РФ в области физической культуры и спорта;
  • к полномочному представителю Президента РФ в СЗФО И.И. Клебанову — с предложением провести совещание руководителей субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО, по вопросу развития массового спорта как альтернативы потребления наркотиков;
  • к руководителю ФСКН России В.В. Черкесову — с предложением о включении в Федеральную целевую программу Концепции координации деятельности правительственных учреждений, общественности, СМИ Северо-Запада России по первичной профилактике немедицинского потребления наркотиков средствами физической культуры и спорта;
  • к руководителю Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму В.А. Фетисову — с предложением обратить особое внимание на развитие массового спорта в регионах России и оказать содействие межрегиональным общественным организациям в реализации программ и мероприятий по пропаганде и развитию массового спорта на территории СЗФО;
  • к руководителю Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России В.Ю. Владимирову — с предложением сформировать постоянно действующий организационный комитет для ежегодного проведения Международного форума «Антинарко».
    Участники форума уверены, что для успешного решения вышеназванных задач, необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации:

  1. ускорить принятие следующих нормативных правовых актов:
    • Федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
    • Федерального закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации»;
    • Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».
  2. внести дополнения и изменения в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
    • дополнить статью 1 Федерального закона от 08.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» следующими определениями: 
      «профилактика наркомании» — совокупность мероприятий политического, правового, социального, культурного и медицинского характера, направленных на предупреждение появления и распространения причин и условий, способствующих возникновению у граждан РФ заболевания, обусловленного зависимостью от наркотического средства и психотропного вещества; 
      «антинаркотическая пропаганда» — распространение и разъяснение взглядов и знаний, направленных на формирование у граждан здорового образа жизни, и негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
    • дополнить Федеральный закон от 08.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» статьей 54-1 следующего содержания: 
      «Статья 54-1. Основные принципы и направления деятельности по профилактике наркомании 
        1)  Профилактика наркомании строиться на принципах комплексного подхода к проблеме неправомерного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постоянства и непрерывности в проведении профилактической деятельности, охвата всего населения профилактическими мероприятиями, дифференцированными в отношении различных контингентов и групп, при активном участии средств массовой информации. 
        2)  Деятельность по профилактике наркомании включает в себя: 
          антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни; 
          антинаркотическое воспитание детей и молодежи, обучение их навыкам противодействия вовлечению в потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также навыкам здорового образа жизни; 
          профилактическую работу с различными организованными категориями граждан (семья, лица, работающие на производстве, военнослужащие и др.); 
          содействие занятости детей, подростков и молодежи и обеспечение условий по организации досуга, занятий физической культурой и спортом; 
          подготовку и переподготовку медицинских, педагогических, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов и иных специалистов по вопросам профилактики наркомании. 
        3)  Деятельность по профилактике наркомании осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. 
        4)  В целях недопущения пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, контроль за информацией о них в средствах массовой информации, компьютерных сетях, в книжной продукции, рассчитанной на массового читателя, возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту, а также печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.».
    • ввести в КоАП РФ статью о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц организаций, оказывающих услуги населению в сфере досуга и отдыха, за попустительство распространению и потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
    • изложить подпункт 6 пункта 1 статьи 27.1. КоАП РФ «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении» в следующей редакции «медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения».
    • в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пункт 2 статьи 26. 3 дополнить подпунктом 54 следующего содержания: «осуществления мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и о стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.».
    • в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 28 следующего содержания: «осуществление мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и о стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.».
  3. В настоящее время медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.07.2003г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», определяющим порядок освидетельствования водителей, управляющих транспортным средством. 
      В связи с этим, необходимо Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать и принять приказ «О медицинском освидетельствовании лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения».
Участники форума
г. Санкт-Петербург  «24» июня 2005 г.