Новое понимание «профилактики наркомании» — новые возможности борьбы с наркоугрозой

14.11.2021

«Новое понимание «профилактики наркомании» —
новые возможности борьбы с наркоугрозой»

Профсоюзная организация студентов и аспирантов СПбГУ совместно с Международным центром антинаркотической политики СПбГУ/ECAD 14 по 15 декабря 2006 г. проводят в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета международный, межрегиональный семинар «Новое понимание «профилактики наркомании» — новые возможности борьбы с наркоугрозой»
В работе семинара примут участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, руководители молодежных организаций.

В программе семинара будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. новое понимание «профилактики наркомании» и антинаркотической пропаганды в свете изменения ФЗ №170 от 25 октября 2006 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  2. молодежная субкультура без наркотиков;
  3. обмен опытом в профилактике наркомании.

Условия участия в работе семинара: Оплата питания, проживания – за счет принимающей стороны, оплата транспортных расходов – за счет направляющей стороны. 
Заказ и приобретение билетов в оба конца обеспечивает направляющая сторона. 
Проживание – гостиница «Прибалтийска» метро «Приморская» 

proforg.ru/images/Doc/zayavka%20na%20ychastie.doc — Заявку на участие и тезисы выступлений выслать до 8 декабря 2006 г. по электронному адресу: tiomniy@mail.ru.; по факсу: (8-812) 3289783 
Требования к оформлению тезисов докладов: не более 3-х страниц, выполненных в редакторе MS WORD, шрифт Time New Roman Суг, поля: верхнее — 3 см., нижнее — 3 см., правое — 1 см., левое — 2 см., высота кегля 14, межстрочный интервал — 1,0, абзацный отступ — 3 знака. В правом верхнем углу указать имя и отчество и затем фамилию, ниже в скобках название вуза (организации). Тезисы, не удовлетворяющие указанным требованиям и/или присланные позднее указанного срока, оргкомитетом не рассматриваются и обратно не высылаются. По предварительным заявкам участников конференции могут быть предоставлены технические средства сопровождения доклада. 

www.proforg.ru/images/Doc/programma.doc — Программа семинара 
Дополнительную информацию можно получить на сайте www.proforg.ru

Материалы  к  семинару

Комментарий к Федеральному закону от 25 октября 2006 г.
№ 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона
«О наркотических средствах и психотропных веществах»

    Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» перечень основных понятий указанного закона дополнен определениями «профилактики наркомании» и «антинаркотической пропаганды». 

    Положение о взаимосвязи программ сокращения спроса на наркотические средства и сокращения их предложения составляет основу общепризнанной государствами — членами ООН стратегии, позволяющей в перспективе добиться максимального успеха в решении проблемы распространения наркомании. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ содержится положение о влиянии деятельности в области профилактики наркомании на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества 

    Такой комплексный и сбалансированный подход нашел свое выражение и в законодательстве Российской Федерации. Государственная политика в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» стоится, в частности, на принципах приоритетности мер по профилактике наркомании и стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Термины «профилактика наркомании» и «антинаркотическая пропаганда» без определения их содержания используются в ряде правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и правовых актов субъектов Российской Федерации. 

    Так, например, мероприятия соответствующей направленности включены в Федеральную целевую программу «Комплексные меры злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», а также в подобные программы субъектов Российской Федерации. 

    Включение дефиниций «профилактика наркомании» и «антинаркотическая пропаганда» в федеральный закон, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, конкретизирует эти понятия и позволит упорядочить деятельность различных ведомств и организаций, направленную на профилактику распространения наркомании среди населения Российской Федерации.

Костенников Д.В.
Руководитель международно-правового департамента ФСКН России
Заслуженный юрист Российской Федерации

Р Е З О Л Ю Ц И Я

научно-практического семинара «Новое понимание «профилактики наркомании» — новые возможности борьбы с наркоугрозой», организованного профсоюзным комитетом студентов и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного Университета при поддержке Международного центра антинаркотической политики СПбГУ / ECAD

    Участники семинара обращаются к органам государственной власти и всему гражданскому обществу России, отстаивающим общие интересы в борьбе против наркотиков. Участники считают своим гражданским долгом предать гласности свою позицию в связи с внесением 25 октября 2006 года законодателем понятия «профилактика наркомании» в статью 1 «Основные понятия» Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Она заключается в том, что мы: 

    1. Рассматриваем в качестве полезного сам факт внесения законодателем поправки фиксирующей определение«профилактика наркомании» в ст. 1 «Основные понятия» №3- ФЗ. В нем удачно для практической деятельности в сфере профилактики наркомании подчеркнуто то, что необходимо делать но, как правило, не выполняется. 

    2. Мы уверены в том, что ставшее законом понятие «профилактика наркомании», а именно, «профилактика наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании» — достаточно конкретно и четко не объясняет, на что следует выделять деньги в этой деятельности, а на что нет. 

    3. Считаем практически полезной другую дефиницию «профилактики наркомании». Профилактика наркомании — это деятельность государственных органов, религиозных конфессий, общественных организаций, бизнес-структур, родителей и просто граждан направленная, во-первых, на недопущение первой пробы наркотиков, во-вторых, на ранние выявление лиц с опытом потребления наркотиков и удержание их от формирования наркозависимости и, в-третьих, на поддержку лиц с диагнозом «наркомания» в устойчивой ремиссии. Это определение раскрывает содержание профилактики, как деятельность субъектов в направлении минимально необходимого набора целей и задач, а соответственно, имеющую четкие критерии их достижения. В зависимости от вида деятельности и способа воздействия на наркоугрозу профилактика наркомании наполняется мероприятиями политического, экономического, правового, социального, медицинского и иного характера. 

    4. Предлагаем внести новую дефиницию «профилактика наркомании» в разрабатываемую ФСКН России новую Концепцию государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее — Концепция, два проекта Концепция обсуждаются на сайте www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html ). 

    5. Констатируем, что стратегический принцип государственной политики приоритета профилактики наркомании и наркопреступности перед ее лечением и борьбой с наркопреступностью не реализуется на практике в деятельности Минздравсоцразвития РФ, МВД РФ, Правительств субъектов федерации, и лишь в некоторой степени осуществлен в ФСКН России. 

    6. Предлагаем ФСКН России и Правительству РФ не рассматривать принятие новой Концепции формально и не торопиться в этом деле, а отнестись к данному событию как к стратегической возможности изменить приоритеты в антинаркотической деятельности для постепенного перехода от затратной, неэффективной антинаркотической политики к результативной государственной политике профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.

Санкт-Петербург,
14-15 декабря 2006 г.