«Профилактика наркопотребления и незаконного оборота наркотиков» Научно — Практическая Конференция, Прокуратура Санкт-Петербурга, 26 июня 2009 года

24.05.2021

Профилактика наркопотребления и незаконного оборота наркотиков

Научно — Практическая Конференция
Прокуратура Санкт-Петербурга, 26 июня 2009 г.

«Профилактика в сфере незаконного оборота наркотиков»

Первичная профилактика наркомании

    Итак, профилактика в сфере незаконного оборота наркотиков. 
    В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. 
    Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Большое значение имеет и пропаганда, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. 
    Однако, вышеприведенная статистика свидетельствует о том, что проводимая нами профилактическая работа не дает ощутимых положительных результатов. До настоящего времени не создана цельная и эффективно действующая система. Усилия различных ведомств разобщены. Поэтому прокуратурой города совместно с Правительством города и депутатами Законодательного собрания разработан и в настоящее время представлен к рассмотрению проект Закона Санкт-Петербурга «О профилактике наркомании». 
    Но это будет лишь каркас здания. 
    Построение же эффективной системы профилактики в данной сфере предполагает совместную работу институтов государства, общественных, религиозных и коммерческих организаций на плановой и длительной основе. 
    Поэтому мы хотим включить в работу все здоровые слои общества, чтобы защитить наш город и создать лучшие, чем сейчас условия для жизни подрастающего поколения.

Профилактика в образовательных учреждениях

    Особую тревогу вызывает состояние наркоситуации среди несовершеннолетних. За период с 2005 года в целом количество несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, возросло в 8,5 раз (с 11 до 93). Фактически каждый второй несовершеннолетний участник наркопреступлений — это учащийся школ и профессиональных училищ города. 
    Растет и удельный вес подростковой наркопреступности. Если на долю таких преступлений в 2006 году приходилось всего 6%, то в 2008 году уже каждое 8 преступление, совершенное подростками, было связано с незаконным оборотом наркотиков, в текущем году — уже каждое 6. 
    Это официальная статистика, но есть и другие данные. О критическом положении, в частности, свидетельствуют, результаты анкетирования, проведенного прокуратурой города в прошлом учебном 2007-08 году в школах, согласно которому из 12 тысяч опрошенных школьников свыше 1,5 тыс. уже пробовали наркотики. 
    Употребление наркотиков становится социально приемлемой формой поведения молодежи. 
    Поэтому необходимо решительно пресечь незаконный оборот наркотиков в первую очередь в учебных заведениях. Разработать алгоритм действий руководителей и специалистов образовательных учреждений в ситуациях обоснованного подозрения учащегося в наркопотреблении или при обнаружении факта сбыта. 
    Разработанные Комитетами по образованию и здравоохранению курсы лекций для учащихся школ и их родителей по вопросам предупреждения наркомании активно использовались на классных часах и родительских собраниях, в которых принимали участие не только педагоги, но и представители правоохранительных ведомств, врачи-наркологи. Учащиеся и их родители проявили интерес к данным вопросам, поэтому такие мероприятия необходимо продолжать, расширяя охват учебных заведений. 
    В то же время, нужен поиск и внедрение новых форм антинаркотического воспитания. От разовых мероприятий необходимо переходить к постоянной, ежедневной работе, позволяющей развивать и закреплять у подростков навыки противостояния наркотикам, формирования устойчиво-негативного личностного отношения к ним. 
    Нельзя забывать и о беспризорниках, трудных подростках, воспитанниках детских домов и воспитательных колоний, учащихся спецшкол. 
    Хочется сказать и о том, что данная работа не терпит формализма и казенщины, что в немалой мере можно увидеть в деятельности специалистов из госсектора. В этой связи есть чему поучиться у общественных и религиозных организаций, объединивших неравнодушных людей. Использование их опыта и потенциала может придать положительный импульс. Объединившись в Ассоциации общественники могут представлять в хорошем смысле слова серьезное «лобби» и влиять на органы власти в целях принятия необходимых решений, давать общественную оценку принимаемым мерам, участвовать в работе антинаркотических комиссий как при Губернаторе Санкт-Петербурга и районных администрациях, так и Межведомственной рабочей группы при прокуратуре города. 
    Нам необходимо обобщить и реализовать накопленный в образовательных учреждениях положительный опыт предупреждения наркопреступности, как то: деятельность служб безопасности, студенческих отрядов — «патрулей», внедрение здоровье сберегающих технологий, разработка и включение в учебные программы специализированного курса и т.д. 
    Пока же на этом направлении отсутствует продуманный взаимообмен информацией, даже между лечебно-профилактическими учреждениями и иными субъектами профилактики. Под последними необоснованно подразумевают лишь органы внутренних дел, тогда как на практике крайне необходима совместная работа с детьми и подростками не только медиков и милиционеров, но и работников социальных служб, специалистов психолого-медико-педагогических центров системы образования. 
    Сегодня требуется организовать работу таким образом, чтобы каждый, кто обратился за медицинской помощью, мог получить помощь и других специалистов, готовых оказать не только медицинскую, но и социальную, психологическую, педагогическую и иную помощь. 
    Основанием для этого мог бы являться комплексный индивидуальный план работы специалистов с конкретным лицом. 
    Одну из проблем в данной сфере мы решаем. 
    Так, прокуратурой города было предложено введение в состав ежегодной медицинской комиссии врачей наркологов и обязательного медицинского тестирования учащихся старших классов, профессиональных училищ и несовершеннолетних студентов ВУЗов. 
    Наша инициатива была поддержана депутатами ЗАКСа и Генеральной прокуратурой, которой Министерству здравоохранения предложено рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в ведомственные нормативные акты.

Клубное движение

    К сожалению, в молодежной среде употребление наркотиков становится престижным, признаком свободы и независимости, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп. 
    В этой связи в последние годы в городе создана достаточно эффективная практика проверок деятельности клубных и иных развлекательных заведений. 
    В период 2008-09 гг. было проведено свыше 1000 таких проверок, в ходе которых выявлено большое количество нарушений. На основании решений судов приостанавливалась деятельность ряда ночных клубов, юридические лица и их руководители привлекались к административной ответственности, наложены штрафные санкции на общую сумму около 1 млн. рублей, отдельные клубы ликвидированы. 
    Указанные меры повлекли ощутимое оздоровление наркоситуации и деятельности клубных развлекательных заведений в целом. 
    Между тем, помимо работы клубов в Санкт-Петербурге эпизодически проводятся многотысячные музыкальные фестивали — на территории Кронштадтских фортов, во дворцах спорта «Юбилейный» и СКК «Петербургский», которые также получили скандальную славу, благодаря выявлению массовых фактов наркопотребления. 
    Организаторы перечисленных выше массовых музыкальных мероприятий не могут гарантировать молодежи безопасный досуг. Мы пытаемся противостоять такому порядку вещей, однако силовые ведомства объективно не могут предотвратить проникновение наркотиков на подобные многотысячные мероприятия. И результат, как говорится на лицо. 

    Предлагаю вашему вниманию видеосюжеты из жизни молодежи нашего города. Это тот образ жизни, который именно мы — взрослые создаем для наших детей, либо равнодушно проходим мимо. 

    Проблема привлечения к ответственности юридических лиц, специализирующихся на проведении развлекательных мероприятий, за непринятие соответствующих мер назрела давно, и мы подготовили обращение в Генеральную прокуратуру с предложением о выходе с инициативой об изменении действующего законодательства. Было бы неплохо, если бы нас поддержали законодательная и исполнительная власти города.

Борьба с рекламой и пропагандой наркотических средств, работа средств массовой информации

    Неотъемлемой частью профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков является и деятельность по пресечению рекламы и пропаганды наркотических средств, что, кстати, прямо предусмотрено ст.46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако, данное направление работы находится пока в зачаточном состоянии. Между тем, попустительство и нарушения требований действующего закона приносят колоссальный вред подрастающему поколению. Но это никого похоже не трогает. А раз так, — шапочки, ремни, шкатулки, портсигары и т.п. с изображением марихуаны свободно лежат на прилавках наших магазинов. Попала эта травка и на школьные тетради и другие принадлежности. 
    Или вот один из последних примеров: в период с июля по август 2008 года прокуратурой города совместно с экспертным советом при Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге проводилась проверка коммерческих кинокомпаний, осуществлявших публичные показы фильма «Больше Бена», который снят режиссером Великобритании. 
    Данное кинопроизведение содержит ряд сведений, способствующих формированию привлекательного образа употребления наркотических средств, что подтвердила экспертиза. Прокуратурой города руководителям всех указанных кинопрокатных компаний объявлены предостережения, фильм снят с показа. Соответствующие материалы проверки направлены и в прокуратуру Москвы, где зарегистрирован правообладатель фильма. 

    Отрадно, что журналистские материалы о наркомании и борьбе с НОН стали более профессиональные. Это заметно. Вместе с тем, представляется, что СМИ могут играть еще более весомее роль в профилактике этого зла. 
    Не хватает систематической, целенаправленной информации. Публикации на эту тему не имеют единой идеологии, зачастую сводятся к констатации цифр и эмоций, не содержат обстоятельного анализа проблем и пути их решения. 
    Учитывая высокую степень влияния современных электронных и печатных СМИ на массовую аудиторию, в первую очередь на молодежь, хотелось бы договориться с журналистским сообществом, что при обращении к столь острой и многогранной проблеме, как наркомания, будут соблюдаться определенные правила. Я не буду их перечислять, они изложены в Декларации Нью-Йоркской конференции ООН по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (1988 г.). 
    Несмотря на то, что прошло уже более 20 лет, данная Декларация не потеряла своей актуальности, и было бы полезным воплотить ее рекомендации в Санкт-Петербурге в полной мере. 
    Мы, в свою очередь, открыты для СМИ и готовы представлять информацию, организовывать любые встречи по обсуждению данной проблемы. 
    Органам власти также необходимо разработать долгосрочную концепцию антинаркотической рекламы и пропаганды. 
    Все это будет проявлением нашей непримиримой позиции и показателем культуры и цивилизации, достойной Северной столицы.

Вторичная профилактика — административная практика

    Целью профилактической деятельности является не только предупреждение вовлечения новых лиц в потребление наркотиков, но и раннее выявление наркопотребителей, снижение общего числа лиц, уже вовлеченных в наркотическую субкультуру. Действенным инструментом в этой сфере является административная практика. 
    Однако, по нашему мнению следует обратить внимание на одно обстоятельство. Санкции соответствующих статей административного кодекса в виде штрафа от 500 до 1500 рублей явно не соответствуют целям и задачам законодательства, поскольку указанные лица, как правило, не имеют самостоятельного заработка для оплаты штрафа. Штрафные санкции остаются не реализованными. 
    Усиление репрессий к неплатильщикам штрафов может привести лишь к тому, что средства на оплату штрафов, как и на очередную дозу, будут добываться кражами и грабежами. 
    В связи с этим, представляется возможным введение альтернативного вида административных наказаний в виде принудительных либо обязательных общественно полезных работ и обязанности пройти курс лечения и реабилитации, которые должны заменить бесперспективные для данного рода правонарушений санкции. В этом случае будет достигнут полезный результат и для наркопотребителей и для общества в целом.

Третичная профилактика, — в т.ч. лечение и реабилитация

    Необходимо создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений. 
    В связи с этим, мы предлагаем следующее. 
    Любой немедицинский наркопотребитель, в соответствии с действующим законодательством, является правонарушителем. 
    Массово привлекая наркопотребителей и наркозависимых лиц к административной и уголовной ответственности, мы могли бы предлагать им альтернативу наказанию с учетом уже действующего законодательства, — а именно, используя примечание к ст.228 УК РФ, полностью освобождать от уголовной ответственности при оказании ими правоохранительным органам содействия в раскрытии более тяжких преступлений, то есть наркосбыта. 
    При этом, мы не намерены бросать этих людей обратно, а направлять их на лечение и на реабилитацию в государственные либо иные проверенные нами организации, контролируя процесс лечения и их возврата в жизнь, оказывая им всемерную поддержку на данном направлении. 
    Реабилитацией успешно могут заниматься не только государственные, но и общественные, религиозные и коммерческие структуры. Между тем, в Санкт-Петербурге до настоящего времени не сложилась единая последовательная цепь лечения и реабилитации. 
    Изменить эту ситуацию в наших силах.

    И последнее: Для построения и реализации высокоэффективной системы профилактики наркомании в целом необходимо проведение комплексных научных исследований, дальнейшее развитие системы мониторинга наркоситуации, в т.ч. с использованием общественного мнения. В связи с этим, предлагаю развивать и максимально использовать имеющийся научный потенциал наших высших учебных заведений и созданной Правительством города системы мониторинга наркоситуации. 

    Все озвученные мною проблемы и предложения о пути их решения должны получить дальнейшее разрешение в рамках работы Межведомственной рабочей группы при прокуратуре города и антинаркотических комиссий. 
    Надеюсь также, что совместное обсуждение актуальных вопросов принесет пользу в решении стоящих перед нами задач и позволит более эффективно организовать работу. 
    Спасибо за внимание. 
    Успехов в работе!

Прокурор Санкт-Петербурга
Зайцева Сергея Петровича

Р Е З О Л Ю Ц И Я
общегородской научно-практической конференции
«Профилактика наркопотребления и незаконного оборота наркотиков»

П Р О Е К Т

    Участниками Конференции отмечено, что наркомания и незаконный оборот наркотиков представляют реальную угрозу для всего цивилизованного общества. В Санкт-Петербурге имеет место постоянный рост числа наркозависимых лиц и наркопреступности. Особую тревогу вызывает осложняющаяся наркоситуация среди несовершеннолетних. Употребление наркотиков становится социально приемлемой формой поведения молодежи. Наркотики стали атрибутом вечеринок, дискотек, концертов и музыкальных фестивалей. 
    Несмотря на положительную динамику борьбы с преступлениями в сфере НОН, наркоэпидемия в Санкт-Петербурге не остановлена. Только эффективное объединение мер борьбы, профилактики и лечения позволит воспрепятствовать дальнейшему распространению потребления наркотических веществ и, соответственно, развитию наркорынка. 
    В сфере профилактики и реабилитации назрела необходимость шире использовать накопленный опыт и потенциал успешно действующих в данной сфере общественных и религиозных организаций, в первую очередь при организации воспитательно-профилактической работы в образовательных учреждениях. 
    Органам власти и правоохранительным органам необходимо учитывать мнение, оценки и информацию активно действующих в данной области общественных и иных организаций, их ассоциаций, в целях принятия и реализации своевременных и объективно взвешенных решений, привлекать общественные институты к непосредственному участию в работе антинаркотических комиссий и межведомственных рабочих групп. 
    Обращено внимание на недостаточную эффективность работы правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению рекламы и пропаганды наркотических средств и в тоже время на имеющие место такие противоправные факты в СМИ, на телевидении и в литературе. Также отмечена и низкая результативность административной практики в данной сфере в целом. 
    Сделан безусловный вывод о необходимости начала совместной системной работы государственных органов и общественных институтов по созданию условий и формированию мотивации на лечение у лиц, уже больных наркоманией, повышению эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитию сети реабилитационных учреждений, снижению тяжести медицинских и социальных последствий наркомании. 
    Признано, что для построения и реализации высокоэффективной системы противодействия наркоугрозе необходимо проведение комплексных научных исследований, дальнейшее развитие системы мониторинга наркоситуации с использованием уже имеющегося в Санкт-Петербурге научного потенциала высших учебных заведений и созданной Правительством города системы мониторинга, а также общественного мнения. Необходима совместная системная работа по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.

На основании состоявшегося обсуждения участники Конференции приняли следующие рекомендации:

       
  1. Органам власти, правоохранительным органам, учреждениям здравоохранения, образования, по делам молодежи, культуры и спорта, общественным и религиозным организациям Санкт-Петербурга:
    • Принять совместные исчерпывающие меры к организации эффективной, комплексной и целостной системы профилактики наркопотребления и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    • Органам власти, антинаркотическим комиссиям, прокуратуре и правоохранительным органам в целях принятия и реализации своевременных и объективно взвешенных решений в данной области учитывать мнение, оценки и информацию активно действующих в данной области общественных и иных организаций, их ассоциаций, привлекать общественные институты к непосредственному участию в работе антинаркотических комиссий и межведомственных рабочих групп;
    • Принять совместные меры к оформлению в единое целое молодежного антинаркотического волонтерского движения, постоянно осуществлять всемерную официальную его поддержку со стороны городских властей, организовать проведение общегородского слета волонтеров, рекламу проводимых ими акций;
    • Организовать постоянное проведение общей специальной и индивидуальной профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в образовательных учреждениях, а также среди детей и подростков, находящихся в социально опасном положении; воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, социальных приютах, находящихся в учреждениях исполнения наказания, учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;
    • Организовать взаимообмен информацией между лечебно-профилактическими, реабилитационными учреждениями и иными субъектами профилактики о выявленных несовершеннолетних наркопотребителях в целях осуществления на основе совместного плана комплексной индивидуальной профилактической работы специалистов разного профиля с каждым конкретным лицом;
    • Создать условия для формирования мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повысить эффективность и доступность социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, принять меры к развитию сети реабилитационных учреждений, к снижению тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;
    • При направлении наркозависимых лиц на лечение в наркологические государственные клиники и на реабилитацию в государственные учреждения либо иные организации, осуществлять их дальнейшее сопровождение, контролируя процесс лечения и ресоциализации таких лиц, «их возврата в жизнь», оказывая им всемерную социальную поддержку на данном направлении;
    • Рассмотреть вопрос о принятии концепции антинаркотической пропаганды в Санкт-Петербурге. Организовать и обеспечить проведение открытых конкурсов по антинаркотической пропаганде, по результатам которых систематически обновлять социальную рекламу в городе;
    • Органам исполнительной и законодательной власти, прокуратуре города и иным правоохранительным органам в соответствии с компетенцией обратиться в вышестоящие федеральные ведомства с инициативами о внесении изменений в действующее законодательство в целях организации надлежащей профилактики наркопотребления, лечения и реабилитации наркозависимых;
    • С использованием научного потенциала высших учебных заведений и созданной Правительством города системы мониторинга наркоситуации, а также общественного мнения организовать комплексные научные исследования в данной сфере;
    • Обеспечить регулярное информирование населения через средства массовой информации о текущей наркоситуации в городе, о принимаемых мерах и их результатах; совместно со СМИ и заинтересованными общественными институтами, иными организациями разработать долгосрочную концепцию антинаркотической рекламы и пропаганды здорового образа жизни.
  2. Правоохранительным органам:
    • Считать работу по предупреждению и выявлению фактов незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях приоритетным направлением деятельности в сфере борьбы с наркопреступностью;
    • Организовать и обеспечить системную и эффективную практику выявления и пресечения административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков;
    • Принять исчерпывающие меры к повышению результативности пресечения фактов рекламы и пропаганды наркотических средств;
    • Продолжить активную работу по предупреждению и пресечению фактов незаконного оборота наркотиков в клубных заведениях и при проведении культурно-массовых мероприятий.
  3. Органам управления образованием и образовательным учреждениям Санкт-Петербурга:
    • Совместно с правоохранительным органами, иными заинтересованными ведомствами и организациями разработать алгоритм профилактических действий руководителей и специалистов образовательных учреждений в ситуациях обоснованного подозрения учащегося в потреблении наркотиков, при получении достоверной информации о его причастности к незаконному обороту наркотиков или при обнаружении факта сбыта наркотиков иными лицами в образовательном учреждении;
    • В организации профилактической работы на данном направлении максимально использовать содействие инициативных групп родительской поддержки, Советов отцов, развивать и использовать волонтёрское молодёжное антинаркотического движения, опыт и потенциал общественных и религиозных организаций;
    • Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением о включении в учебные планы и введение обязательного учебного курса в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по профилактике зависимого поведения, правового просвещения и воспитания положительных качеств отдельной личности, устойчивой от группового зависимого мышления, позволяющих развить и закрепить у студентов навыки противостояния наркотикам, формирования устойчиво-негативного личностного отношения к ним;
    • Обобщить накопленный в высших учебных заведениях, в т.ч. в иных субъектах федерации и иностранных государств, положительный опыт профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в студенческой среде, как то: внесение соответствующих изменений в Уставы ВУЗов, в договоры с абитуриентами; деятельность служб безопасности по пресечению на территории учебного заведения и в местах проживания студентов фактов незаконного оборота наркотиков; работа студенческих отрядов правопорядка — «патрулей»; внедрение здоровье сберегающих технологий; разработка и включение в учебные программы специализированного курса и т.д., и обеспечить его внедрение в высшей школе на территории Санкт-Петербурга.
  4. Органам управления здравоохранения и учреждениям здравоохранения Санкт-Петербурга:
    • Повысить эффективность и доступность социально-медицинской и психологической реабилитации, принять меры к дальнейшему развитию сети реабилитационных учреждений, обеспечив единый и контролируемый цикл лечения и долгосрочной реабилитации для каждого пациента;
    • Совместно с прокуратурой города, общественными и иными организациями разработать единую и прозрачную для компетентных органов систему реабилитации наркозависимых лиц;
    • Обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации с инициативой о пересмотре порядка оказания анонимной наркологической помощи, в первую очередь несовершеннолетним, о включении наркомании в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также об изменении существующей системы наркоучета — с введением обязательного тестирования в государственных наркологических учреждениях лиц при их устройстве на работу на определенные должности и по определенным специальностям.
  5. Общественным, религиозным и иным организациям, действующим в сфере профилактики и реабилитации наркозависимости:
    • Объединиться в Ассоциации и представлять органам власти общественную оценку принимаемым в сфере борьбы с профилактики НОН мерам и их результатам, обращать внимание на существующие актуальные проблемы и предлагать свое видение путей их решения, принимать активное участие в работе антинаркотических комиссий при администрации районов города и Межведомственной рабочей группы при прокуратуре Санкт-Петербурга;
    • Оказывать всемерное содействие правоохранительным и контролирующим органам в выявлении фактов рекламы и пропаганды наркотических средств, контролируя результаты проводимых проверок.
  6. Средствам массовой информации:
    • Соблюдать морально-этические нормы при освещении проблем профилактики наркомании и противодействия наркоугрозе, не допускать материалы, содержащие явную или скрытую рекламу и пропаганду наркотиков, распространение и разъяснение знаний, взглядов, аморальных и неэтичных принципов, направленных на формирование наркотического образа жизни и позитивного отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также на легализацию наркотиков, то есть наркотической пропаганды во всем информационном пространстве.
  7. Антинаркотическим комиссиям города и районов, прокуратуре Санкт-Петербурга и районным прокурорам:
    • Обеспечить подробную разработку и реализацию принятых Конференцией рекомендаций в рамках работы Комиссий и Межведомственной рабочей группы соответственно.
Участники Конференции