Предложения о разработке Концепции антинаркотической пропаганды и рекламы, участие бизнес структур

22.08.2021

«Предложения о разработке
Концепции антинаркотической пропаганды и рекламы,
участие бизнес структур»

Научно — Практическая Конференция
«Профилактика наркопотребления и незаконного оборота наркотиков»
Прокуратура Санкт-Петербурга, 26 июня 2009 г.

Константин Игоревич Ксынкин
Заместитель директора, 
руководитель Департамента сетевого анализа
и комплексного рекламного обслуживания
рекламного предприятия полного профиля «Неонбалтик»

    На сегодняшний день, уже практически всем стало очевидно, что одними административными методами, концентрацией усилий на безусловно очень важных, но исключительно силовых методах борьбы с наркопреступностью, невозможно решить проблему в целом. Без целенаправленных разъяснительных, информационных и агитационных мероприятий, направленных на формирование у населения социально-полезных и социально-перспективных моделей поведения, основанных на свободе выбора и понимании социальной значимости своих поступков, работа правоохранительных органов превращается в очень неблагодарный труд. Решить проблему призвана социальная антинаркотическая реклама. В этой связи уместно напомнить известное высказывание Рафа Вудена, Президента Рекламного совета США, который утверждал «Трудно поверить, но реклама сделала для социума больше, чем для промышленной индустрии». 
    Социальная реклама уже больше 100 лет является универсальным инструментом диагностики и коррекции социальных проблем общества. 
    В США только по одной проблеме борьбы с наркоманией за период с 1993-го по 2000 год было потрачено 1,8 миллиарда долларов. По мнению заказчиков, кажущаяся огромной сумма на самом деле не так велика, если учесть, что без социальной рекламы, расшифровывающей гражданам азы поведения, государству пришлось бы потратить гораздо больше денег на компенсацию последствий их несознательности. 
    В развитых странах государство является наиболее важным игроком на поле социальной рекламы. Оно устанавливает правила — законы, регулирующие социальную рекламу от момента создания до продвижения ее в общество. Так, в США социальная реклама контролируется негосударственной организацией — Рекламным Советом, в Великобритании — Центральным офисом Информации. В Германии более 10 подразделений государственного управления внутренних дел занимаются государственным социальным маркетингом. В Италии к общегосударственным социальным компаниям всегда подключен лично премьер-министр страны. 
    Специфика государственной социальной рекламы заключается в том, что главным ее предназначением является продвижение государственных интересов. О практической роли и важности социальной рекламы говорят высказывания многих авторитетных государственных и политических деятелей. Так, еще в 1952 году Эйзенхауер утверждал: «Каждый доллар, потраченный на информационную кампанию, равен пяти, потраченных на вооружение». Уже упоминавшийся здесь Раф Вуден, Президент Рекламного совета США, высказывался о его деятельности так: «Рекламе под силу изменить что-то в этом мире… За время своего существования Рекламный совет боролся с расизмом и тоталитаризмом, защищал окружающую среду и заметно улучшал жизнь людей». 
    Таким образом, зарубежный опыт однозначно говорит о высокой роли и эффективности социальной рекламы. То же самое подтверждает опыт накопленный в нашей стране в середине прошлого столетия. Созданные в 40-х 50-х годов плакаты, слоганы., фильмы и др. произведения социальной рекламы, по праву считаются лучшими образцами. Пропагандируемые социальной рекламой того периода принципы и модели поведения во многом определили победу нашей страны в Великой Отечественной войне и, последовавшим за ней, восстановлении экономики. Многие аналитики считают социальную рекламу главным инструментом в системе профилактики асоциального и противоправного поведения. Тем не менне, в настоящее время в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности, именно в этом качестве социальная реклама практически не используется. И причины здесь не столько в нежелании выделять на цели социальной рекламы, какие либо, средства из бюджета, который, как известно, всегда есть куда расходовать, сколько в отсутствии уверенности в том, что затраченные средства принесут реальный результат. По крайней мере в Санкт-Петербурге, до последнего времени еще не удавалось создать социальную рекламу, профилактический эффект которой, был бы оценен и практически доказан. В приложении к антинаркотической теме ситуация осложняется еще и тем, что целей антинаркотической рекламы невозможно достичь сложившимся на сегодняшний день форматом социальной рекламы — а именно форматом информационной поддержки. О невозможности применения здесь примитивных методов, говорит и зарубежный опыт, так, в 2002 году в Америке провалилась масштабная пятилетняя кампания против злоупотребления наркотиками — National Youth Anti-Drug Media campaign. Общенациональная Молодежная Антинаркотическая Кампания, финансируемая Конгрессом США. Кампания располагала бюджетом в размере $929 млн., конгресс предписал уступить под нее лучше места в СМИ. Более двухсот радио- и ТВ-роликов с участием популярных ди-джеев, хип-хоп-исполнителей и актеров, изображающих наркоманов, готовили самые известные рекламные агентства. 
    Как выяснилось в итоге, при подготовке технического задания были не учтены особенности целевой группы в возрасте 12-13 лет, реклама содержала большое количество избыточной информации о наркотиках, демонстрировались методы употребления наркотических средств, разъяснялись особенности их применения, что подстегнуло любопытство юных американцев. Дети 12 — 13 лет получили ответ на вопрос, который они еще и не думали задавать, и показатели употребления наркотиков в этой возрастной группе выросли. 
    Тем не мене, несмотря на все сказанное выше, в условиях демократического общества, социальная реклама является одним их основных инструментов воспитания населения и профилактики проивоправного поведения. В Санкт-Петербурге имеются все предпосылки для построения эффективной системы антинаркотичекой рекламы и пропаганды, необходимо только четко представить себе картину вцелом и реализовать достаточно несложные организационные меры: 
    С первой половины ХХ века по настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется элементы двухуровневого принципа построения системы антнаркотической рекламы, осуществляемой в рамках формирования здорового образа жизни, и профилактики злоупотребления наркотическими средствами:

    Уровень управления антинаркотической рекламой обеспечивается органами государственной власти и подразумевает создание и совершенствование следующих основополагающих механизмов:

  • создание идеологической базы, поддерживающей официальную позицию государственных органов и оказывающей решающее воздействие на общественное мнение;
  • совершенствование организационного механизма и технологий проведения комплексной антинаркотической рекламы в рамках полномочий и задач всех причастных организаций и ведомств;
  • совершенствование системы подготовки кадров причастных организаций и ведомств в вопросах антинаркотичекой рекламы и пропаганды.
    Первичный уровень антинаркотической рекламы обеспечивается организациями на местах и подразумевает мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни, популяризацию уклада и стиля жизни, способствующего повышению качества жизни. На первичном уровне действуют расположенные на микроучастках

  • правоохранительные органы;
  • общественные организации;
  • церкви различных конфессий. 
    а так же бюджетные и коммерческие:
  • учебные заведения;
  • учреждения здравоохранения;
  • организации физической культуры и спорта;
  • учреждениями культуры и досуга;

    Также следует отметить, что действия, относящиеся к антинаркотической рекламе, совершаются отдельными социально активными гражданами, неформальными группами граждан, а также гражданами в отношении своих детей, родственников и друзей. 
    На первичном уровне антинаркотическая реклама подразумевает создание системы мотивирования руководителей и сотрудников учреждений, расположенных на территориях, к активному участию в работе по профилактике и пресечению злоупотребления наркотическими средствами.

    Санкт-Петербург располагает развитой социальной инфраструктурой, превосходящей не только большинство городов России, но и даже некоторые развитые европейские страны. 
    В настоящее время на территории города расположено около 1500 школ, более 160 профессиональных учебных заведений, более 500 ВУЗов, более 400 поликлиник, около 100 больниц, более 900 медицинских центров, более 400 объектов физической культуры и спорта, более 600 объектов досуга и развлечений. В социальной жизни города принимают участие более 200 общественных организаций. В Санкт-Петербурге зарегистрировано 162 прихода Русской православной церкви, действуют приходы церквей других конфессий. Санкт-Петербург занимает второе место в России по количеству рекламных агентств и предприятий рекламы, в настоящее время в городе дейтсвует более 500 агентств комплексного рекламного обслуживания, на улицах и сооружениях города расположено более 2000 рекламоносителей различных форматов. В Санкт-Петербурге насчитывается около 120 студий эфирного и кабельного телевидения, более 35 радиостанций, более 700 печатных изданий. 
    Общая численность сотрудников государственных организаций, педагогов, врачей, сотрудников правоохранительных органов и др., а также членов различных религиозных и общественных организаций в г. Санкт-Петербурге составляет более 526 тысяч человек. Количество сотрудников предприятий рекламы по различным оценкам составляет более 30 тысяч человек. 
    Правительство Санкт-Петербурга, государственные и общественные организации города в течении 2006-2008 годов усилили свое внимание к антинаркотической пропаганде. Вопросы, связанные с организацией и разработкой антинаркотической рекламы, обсуждались на заседаниях комитетов правительства, рассматривались на уровне руководства учреждений и ведомств, неоднократно становились предметом обсуждения на различных научно-практических конференциях. 16 января 2009 года принят закон «О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио и видео продукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет», который определяет основные требования к информации, распространяемой по рекламно-информационным каналам и меру ответственности за пропаганду девиантного поведения. 
    Вместе с тем, осуществляемые на сегодняшний день меры не приводят к существенным результатам: до сих пор не создана общая система и подходы к организации и проведению антинаркотической рекламы. На местах зачастую отсутствует понимание своей роли, своих задач и целей в общей системе первичной профилактики наркопотребления, и как следствие, не могут быть предъявлены требования к антинаркотической рекламе. Нет четкой научно обоснованной идеологической и философской базы, укрепляющей позицию государственных органов по данному вопросу, сотрудники на местах не владеют аргументами и не располагают рекламными материалами, а также рекламными технологиями для ведения антинаркотической пропаганды.

    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. В Санкт-Петербурге имеются все необходимые системообразующие факторы для построения системы эффективной антинаркотической рекламы и пропаганды:
    • организационная система, позволяющая обеспечить формирование здорового образа жизни, осуществление качественной профилактики злоупотребления наркотическими средствами и воспитание у населения потребности к повышению качества жизни;
    • наличие теоретической, методической и научно-практической базы которая может быть использована для создания антинаркотической рекламы;
    • наличие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, которая может быть использована и используется для создания антинаркотической рекламы, включающая соответствующее финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов, учреждений физической культуры и спорта и других причастных организаций, а также возможности для привлечения в рамках действующего законодательства инфраструктуры и ресурсов СМИ и предприятий рекламы г. Санкт-Петербурга;
    • наличие достаточного количества кадров в причастных организациях и ведомствах, способных решать задачи антинаркотической рекламы и пропаганды.
  2. На сегодняшний день, имеющиеся ресурсы используются бессистемно и крайне неэффективно.
  3. Для формирования системы необходима разработка и принятие концептуального документа, что позволит скоординировать усилия всех причастных организаций, задать общий вектор совместным действиям, охватить проблему в целом, создать обратные связи и таким образом придать системе саморегулирующий характер.

    На сегодняшний день протопип такого документа создан. В 2007 году по инициативе специалистов в области рекламы г. Санкт-Петербурга, сотрудников ФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а так же сотрудников правительства Санкт-Петербурга, была образованна общественная неформальная группа из числа ведущих специалистов в области рекламы, а так же специалистов по социологии, информатике и управлению, которая приступила к разработке проекта «Концепции антинаркотической рекламы г. Санкт-Петербурга до 2020 года. В 2008-2009 года», после публикации отдельных материалов и промежуточных результатов работы группы, к разработке и экспертной оценке документа подключились представители общественных организаций, причастных силовых ведомств и специалисты органов государственного управления. На сегодняшний день проект Концепции направлен для рассмотрения в соответствующие отделы аппарата правительства Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области.

Концепция предусматривает достижение следующих целей и задач:

Цели:

  • снижение к 2016 году количества лиц, с той или иной частотой потребляющих наркотические средства до 2% от общего числа населения Санкт-Петербурга в возрасте 11-24 года;
  • снижение давления наркосреды, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения, снижение потребления энергетических напитков и других напитков с повышенным содержанием психотропных веществ на 25%;
  • повышение эффективности антинаркотической рекламы.

Задачи:

  • мотивации населения Санкт-Петербурга к повышению качества жизни;
  • переход на эффективную систему организации антинаркотической рекламы;
  • создание действенной модели управления финансовыми ресурсами при осуществлении антинаркотической рекламы;
  • улучшение обеспечения антинаркотической рекламой;
  • повышение квалификации работников заинтересованных ведомств и организаций, создание системы их мотивации к качественному труду;
  • развитие рекламной науки и инноваций в антинаркотической рекламе;
  • информатизация антинаркотической рекламы, в том числе создание эффективной системы мониторинга наркоситуации.

    Одной из важных составляющих Концепции является выработка механизмов вовлечения в профилактику наркомании различных бизнес структур. Решение этой задачи является одной из ключевых. Как уже говорилось ранее, к проблеме причастны значительные сегменты коммерческого сектора экономики и сферы услуг. Превращение принятия решения о намерении совершить покупку в зависимость от продаваемого товара или услуг — является заветной мечтой многих продавцов. Разработаны целые рекламные технологии для достижения соответствующего результата. В ход идут все способы, от пропаганды девиантного образа жизни, до создания наркосодержащих продуктов питания и психотропной музыки. Некоторые предприниматели, особенно в сфере развлечений и шоу-бизнеса, ставят финансовый успех своего дела в прямую зависимость от состояния наркотического и иного опьянения своей аудитории. Приходится признать, что, к сожалению, значительный вклад в повышение давления наркосреды вносит именно бизнес. Недооценка этого факта со стороны органов государственной власти и управления, отсутствие реально работающих на профилактику механизмов контроля за достоверностью рекламной информации и анализа социального эффекта популярных программ и массовых мероприятий приводит к постоянному отставанию от ситуации, невозможности работать на упреждение. Вместе с тем опасность заключается в самой сути предпринимательства, — в стремлении к достижению прибыли любыми доступными методами. Ограничителями в этом процессе являются риски на получение прибыли, осознание социальной ответственности за свои действия и общественная мораль. На укрепление сдерживающих факторов должны быть направлены основные усилия. Деятельность пропагандирующая девиантное поведение и пронаркотический образ жизни, должны стать экономически невыгодной, в условиях отсутствия соответствующего законодательства, для подобной деятельности должны быть предусмотрены особые тарифы и расценки, часть средств должна направляться на исправление того социального вреда, который они могут принести. В свою очередь реклама и мероприятия имеющие в своем составе информацию направленную на профилактику наркопотребелния должна обходится рекламодателю значительно дешевле чем обычная коммерческая реклама. Должен реально заработать механизм ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств. Для этого предстоит усовершенствовать процедурные вопросы и решить проблему с экспертами в этой области. Сама система взимания штрафов должна быть перенастроена на более четкое решение задачи профилактики, а именно средства от штрафов за нарушение антинаркотичекского законодательства должны целенаправленно расходоваться на борьбу с наркоманией в целом и антинаркотическую рекламу в частности. Необходимо добиться такого положения вещей, когда каждый сотрудник правоохранительных органов взимающий штраф с нарушителя, должен точно знать, что средства пойдут на то, чтобы облегчить его служебную задачу. 
    Необходимо понимать, что отдельные рекламные акции, программы и массовые мероприятия, на языке рекламистов, являются так называемыми «местами водопоя», т.е. массового скопления приоритетной целевой аудитории, а это означает, что работающий здесь персонал и его руководство, должны быть охвачены повышенным вниманием специалистов в области профилактики наркопотребления. Необходимо, кроме того, учитывать, что люди работающие в нарко-среде сами в первую очередь попадают под ее влияние. Многие пострадавшие от наркомании звезды шоу-бизнеса и бизнесмены, неоднократно высказывались на эту тему как о серьезной проблеме и предлагали свое участие в антинаркотических мероприятиях, автор известного пивного слогана «Кто пойдет за Клинским», например, запрещает двум своим дочерям смотреть телевизор, руководители многих учреждений в сфере досуга, по собственной инициативе, настойчиво пытаются выработать собственные методики для устранения «наркотического» фактора в своей деятельности. 
    Необходимо научиться строить свои отношения с бизнесом и в других областях профилактики наркопотребелния. Для этого так же имеются аргументы и резоны. Уже сегодня средний возраст персонала в многих успешных производственных предприятиях приближается или превышает 40 лет. И дело здесь отнюдь не в нежелании принимать на работу молодежь. Отказ в трудоустройстве молодежи в связи с возможным неадекватным поведением становится почти такой же популярной причиной, как и сомнения в качестве профессионального образования. Вряд ли это прибавляет оптимизма владельцам бизнеса. Следует так же напомнить тезис о том, что свободное время наемного персонала должно находиться в постоянном поле зрения работодателя, — этот тезис известен еще с XIX века. Невыход на работу персонала после праздничных дней, после массовых мероприятий, употребление спиртных напитков и наркотиков в обеденное и личное время в течении рабочего дня, крайне отрицательно сказывается на прибылях предпринимателя и репутации предприятия. Аттестация предприятия как проводящего успешную внутреннюю политику трезвости может стать в России серьезным конкурентным преимуществом. На западе эта инициатива распространена достаточно широко и приносит ощутимые результаты. В то же время на сегодняшний день нам мало, что можно предложить в этом смысле владельцам бизнеса. 
    В заключение еще раз хочу обратить внимание присутствующих на важность антинаркотической рекламы и пропаганды как средства профилактики накропотребления и необходимость быстрейшего принятии Концепции.