Заявка на финансирование проекта «Антинаркотический менеджмент» в Санкт-Петербурге, РФ

03.03.2022

Заявка на финансирование проекта
«Антинаркотический менеджмент» в Санкт-Петербурге, РФ

1.  Обоснование

  1.1. Резюме 
  •   Заявка подается на период 2005-2007 гг. и включает продолжение и развитие деятельности в РФ, начатой в 1997 году. ECAD и CAD приняли совместное решение о продолжении сотрудничества, которое в течение последних двух лет формировалось вокруг подпроекта в Санкт-Петербургском государственном университете и администрировалось RNS. 
  •   Идея проекта базируется на общей потребности в образовании по вопросам наркотиков в России, на необходимости в развитии лучших методов борьбы с серьезным злоупотреблением наркотиков в стране. 
  •   Данный проект ставит своей целью ограничение распространения наркотиков среди молодежи и взрослых в РФ.

  1.2 
ECAD участвовал в разработке проекта по профилактике, который с начала проекта в 1997 году стал называться «Drugbox». Проект, который начинался как образовательный пакет для учителей, развился в образование на уровне магистров для координаторов по вопросам наркотиков при Санкт-Петербургском госуниверситете. На первой фазе проекта ECAD отвечал за проект «Drugbox», но в течение последних лет осуществлял его в сотрудничестве с Ассоциацией «За общество без наркотиков», RNS, которая и приняла на себя основную ответственность. Сотрудничество строилось на идее о том, что российские стороны, «Города против наркотиков», CAD, и Кронштадт должны были совместно углублять связи между теоретическим образованием и практической реализацией. Однако удовлетворительную работу наладить не удалось. Поэтому ECAD и RNS подают отдельные заявки на поддержку своих проектов. Обе стороны все же будут стремиться развивать сотрудничество между Кронштадтом и CAD в будущих проектах. 
Основные результаты для части А проекта по наркопрофилактике в Санкт-Петербурге 
  •  Проведено 12 образовательных семинаров, в общей сложности, для 600 участников. 
  •  Каждый семинар документировался в специальных выпусках журнала, который печатался и распространялся в 500 экземплярах. 
  •  Была построена страница в интернете, содержащая информацию высокого международного класса. 
  •  Была образована сеть, включающая около 30 городов, которые сотрудничают и обмениваются опытом борьбы против наркотиков.

  1.3. Наркопроблема в РФ 
Наркополитика РФ характеризуется неустойчивостью. За срок менее чем 15 лет в стране успели легализовать потребление наркотиков, запретить любое употребление и плюс к тому запретить любую пропаганду наркотиков, и вернуться к де-факто легализации владения наркотиками для собственного потребления. Сегодня разрешено иметь при себе до10 доз героина без права милиции вмешаться. 
Президент Путин заявил, что наркопроблема вместе с терроризмом являются наиболее серьезными общественными проблемами. Поэтому несколько лет назад он принял решение о том, чтобы вся налоговая полиция, 40 000 человек, упразднилась, и ресурсы были перенаправлены на борьбу с наркотиками. 
Велика необходимость в образовании по вопросам наркотиков. Не только для нового ведомства по борьбе с наркотиками, но и для других отделений милиции, учителей, врачей, работников системы исполнения наказаний, социальных работников, администраторов, общественных организаций и чиновников, ответственных за нарковопросы. 
Распространение наркотиков в РФ — от катастрофического до очень серьезного. В некоторых регионах есть школы, в которых половина учащихся — наркоманы. Официальные данные говорят, что в прошлом году около 70 000 человек умерли по причинам, связанным с наркотиками. По следам злоупотребления наркотиков идет также распространение ВИЧ. В отличие от западных стран, наибольшую ВИЧ-позитивную группу составляют наркоманы, принимающие наркотики внутривенно. 
Наиболее распространенным наркотиком является каннабис, но в некоторых городах преобладает героин. Наибольший объем героина, провозимый контрабандным путем в РФ, поступает из Таджикистана. Многие наркоторговцы являются выходцами из стран Кавказского региона, что также приводит к росту напряжения в отношениях между различными национальностями в РФ. 
Существует большая нехватка центров реабилитации. Появляется все больше лиц, желающих работать с нарковопросами, но многие из них несерьезны. Все больше частных клиник предлагают наркоманам «чудодейственное лечение», родители которых обладают достаточными средствами. Государственное лечение должно, в принципе, быть бесплатным, но в реальности дорого обходится пациентам. В этом случае необходимость в местах лечения во много раз больше, чем наличных мест. 
Местные власти во многих регионах поняли необходимость профилактической работы в борьбе против наркотиков. Знания о том, что такое профилактика и какие методы хорошо себя зарекомендовали, очень неровные. В некоторых городах и городских районах есть проработанные программы, которые предвещают успех. Однако нелегко побудить все ведомства стремиться к одной и той же цели. 
Низкая зарплата персонала в общественном секторе усложняет поддержание высокой мотивации для проведения запланированных профилактических мероприятий в рамках школ, ведомства образования и других важных областях. 
Большое количество наркоманов, в одном Санкт-Петербурге насчитывается около 150 000 вводящих наркотики внутривенно, приводит к обратной реакции по многим направлениям. Наркоманы-женщины видят единственную возможность для поддержания существования в проституции. Преступность растет во всех областях. Наркооборот подпитывает преступные группировки, представляющие собой угрозу демократии. Наркотики являются также основным средством к существованию террористических группировок, которые были названы второй по значению угрозой российскому обществу.

2.  Анализ проблемы

  Многие жители России страдают от постсоветского стресса. От прежнего чувства безопасности в системе и предсказуемости для индивидуальных действий, касательно учебы и профессиональной карьеры, большинство столкнулось с требованием решать все проблемы самостоятельно. Люди среднего возраста с высшим образованием часто вспоминают время, когда рубль был стабильным, и когда можно было рассчитать, сколько лет следует копить, чтобы купить собственный автомобиль, когда можно было прокормить семью на зарплату доктора. Они мечтают о прошлой жизни, когда университетское образование было гарантом хорошо организованной жизни. В современной России преподаватель университета не может прокормить семью на свою официальную зарплату. 
Эти отношения существуют уже более 10 лет. Людям приходится искать другие пути для дополнительного заработка. Речь может идти о чем угодно — от частных уроков, которые преподаватель дает студентам, до того, что милиционер действует как «покровитель» проститутки. С полным правом можно сказать, что все российское общество пронизано культурой, где практически каждый работник общественного сектора имеет дополнительный заработок, который полностью или частично незаконен. 
Чтобы какой-либо сервис был осуществлен, часто необходима взятка служащему, который должен осуществить работу. 
У многих молодых людей нет веры в будущее или надежды получить работу, которая могла бы их прокормить. Это все происходит на фоне все уменьшающегося доверия властям, школе и родителям, что привело к появлению глубокого раскола в обществе. Молодежь в России имеет тенденцию не доверять информации, поступающей от властей. 
Изменения законодательства по наркотикам, происходившие с промежутками примерно в 5 лет, также дали противоречивые сигналы. От либерализации в связи с развалом СССР и полного запрета в середине 90-х до сегодняшней де-факто легализации владения наркотиками способствовало тому, что молодежь не видела какой-либо ясной линии в вопросе наркотиков. Правоохранительные органы постоянно переориентировали распределение ресурсов, что привело к нехватке сильно правового аппарата в борьбе с наркоэпидемией. 
Злоупотребление наркотиками распространяется эпидемическим путем. Россия является примером этого. Для борьбы с эпидемией необходимо изолировать ее распространителей. В России знания тех, кто отвечал за эти вопросы, когда разразилась эпидемия, были сильно ограничены. Приоритет отдавался грубым наркопреступлениям. Молодые наркоманы оставались безнаказанными и могли продолжать злоупотребление без вмешательства властей. 
У властей нет целостного понимания того, как работать с наркопроблематикой. Есть узкие специалисты в своих областях, однако очень немногие могут ухватить необходимость комплексного плана борьбы с наркотиками. 
Объяснение распространения наркотизма в стране ее экономическим положением невозможно. Существуют богатые страны с широко распространенными наркопроблемами, также как и бедные страны с малыми наркопроблемами. Решающее значение имеет отношение населения и действия властей относительно этого. Когда диктатура постепенно переходит к демократии, история показала, что сильный рост злоупотребления не редко является сопутствующим феноменом. Это в большой степени относится и к России. Как известно, широко распространено не только злоупотребление наркотиками, но и алкоголем и табаком. Вместе с этим все больше распространяется игровая зависимость. 
Анализ охвата наркопроблемы официальной Россией ясен. То, чего не хватает, — это лидеров на разных уровнях, которые могли бы руководить эффективной деятельностью в правильном направлении. 
Для успеха в любой деятельности требуется знание, стратегия, координация и руководство. Цель нашей заявки в том, чтобы передать то знание в области борьбы с наркотиками, которое необходимо. Посредством обмена опытом показать наиболее эффективные стратегии. Способствовать тому, чтобы действующие лица на местном уровне поддерживали связь друг с другом для лучшей координации и посредством вложений в образование обучить тех руководителей, которые должны будут отвечать за координацию наркоработы в городах или районах.

  Вопросы гендерного равенства 
Из опыта прошлых проектов мы знаем, что среди работающих с нарковопросами достаточно равное распределение между мужчинами и женщинами. Это относится и к участникам семинаров, и к студентам наркопрограммы в университете. Если мы попытаемся выделить тенденции, кто проявляет большую активность в дискуссиях на различных семинарах, то заметим преобладание женщин. Это совершенно не свидельствует о равенстве положения между мужчинами и женщинами в России. Гендерное неравенство инкорпорировано в большинстве структур. Необычной является ситуация, когда мнение женщин имело бы решающее значение для принятия важных решений. В некоторых профессиональных группах занята значительно большая часть женщин, чем в Швеции. Речь идет, например, о таких рабочих профессиях, как маляры и каменщики. Однако это не означает, что мужья этих женщин несут большую ответственность за семью и детей, чем обычно. В России существуют большие препятствия как для мужчин, так и для женщин, чтобы изменять традиционные гендерные роли и стремиться к равной отвественности за важные вопросы общественного развития. 
Есть тенденция рассматривать наркопроблему как проблему «мужскую» и поэтому направлять усилия на мальчиков. Этот аспект следует принимать во внимание при планировании всех образовательных программ. В ходе проекта мы на каждом семинаре будет поднимать вопрос равенства в качестве одного из дискуссионных моментов. Все лекторы будут оказывать особенное внимание этому вопросу в своих выступлениях. Лекторы будут выбираться с расчетом продемонстрировать на практике проблематику равенства.

  Общая целевая группа 
Представляет собой все российское общество. Уменьшение злоупотребления наркотиками окажет эффект на всех граждан. Это также повлияет на соседние страны в виде сокращения преступного туризма и контрабанды.

  Целевая группа проекта 
В первую очередь, специалисты в своих областях — врачи (наркологи), социальные работники, медперсонал, учителя среднеобразовательных школ города, журналисты юридического профиля университета, милиционеры и работники госнаркоконтроля, а также члены общественных организаций, которые будут приглашаться на семинары и тренинги. Учащиеся двухлетней программы наркоконфликтологии, которые получат степень магистра. Местные специалисты и политики, которые приглашаются на образовательные конференции в различных городах РФ. Учителя школ Санкт-Петербурга, прочие заинтересованные группы через распространение информации на странице в интернете. 
Всем этим группам наша деятельность будет на пользу, однако важнейшие целевые группы — это студенты Санкт-Петербургского университета и те, кто получают образование в рамках региональных образовательных центров госнаркоконтроля. Последняя группа будет также способствовать распространению информации о нашей деятельности, так как учащиеся этих спецкурсов представляют различные регионы РФ. 
Третьей важной целевой группой являются наркокоординаторы, которые входят в контакную сеть ECAD в РФ. Благодаря направлению информации об эффективных методах борьбы с наркотиками на эту группу проект получит широкое распространение в европейской части России.

3.  Партнерские организации

Со стороны России 
РОО ГПН — Санкт-Петербургская Региональная общественная организация «Город против наркотиков», CAD 
ИНН 7801209279, КПП 780101001 
Россия, 199178 г. СПб, В. О. Малый пр. д.30/32 
тел (+7-812) 328-94-24, 328-96-65 
факс(+7-812) 328 96 65 
zazulin@ecad.ru 
координатор проекта в России — Георгий Зазулин, председатель совета

 

Со стороны Швеции 
ECAD — Международная общественная организация «Европейские города против наркотиков» 
City Hall S-105 35  Stockholm Sweden 
Tel +46 8 50829 93 62 
Fax +46 8 5082 94 66 
Ecad@ecad.net, www.ecad.net 
Руководитель проекта — Томас Халлберг, директор ECAD

4.  Долгосрочные цели

  В первую очередь: Россия без наркотиков 
Во вторую очередь: Злоупотребление наркотиками становится маргинальной общественной проблемой

  4.1. Цели проекта 
Способствовать лучшей готовности местных властей и организаций к эффективной борьбе против все более тревожной наркоситуации среди молодежи

  4.2 Ожидаемые результаты 
  1.  Создание работающей сети образованных наркокоординаторов в Санкт-Петербурге 
и в других участвующих регионах посредством сети CAD. Увеличение числа членов CAD до 100 городов в течение 3 лет. 
Оценка: отчет о количестве прошедших обучение и их оценка полезности, а также список городов-членов. 
  2.  Принимать экзамен на степень магистра в области координации нарковопросов у минимум 25 студентов ежегодно. 
Оценка: отчет о количестве сдавших экзамен, а также оценка их знаний шведским экспертом. 
  3.  Развить страницу в интернете образовательной информацией таким образом, чтобы она стала одной из трех наиболее посещаемых страниц в области наркотиков. 
Отчет: Учет посещений страницы и опрос постоянных посетителей 
  4.  Создать библиотеку с образовательными материалами по теме. 
Отчет: документируется наличными материалами и переводными материалами. 
  5.  Распространять переводной материал и «Drugbox» на конференциях и семинарах. 
Отчет: CAD создает список подразделений и городов, получивших материалы. Не менее 500 пакетов «Drugbox» должны быть распространены за время проекта. 
  6.  Распространить образование для наркокоординаторов в других городах России и за рубежом. 
Отчет: подсчет институтов, перенявших модель у Санкт-Петербургского университета.

  4.3. Описание деятельности Общие замечания В дискуссиях с СИДА было определено, что некоторые из нижеописанных мероприятий лучше соответствуют области ответственности и могут успешней администрироваться через Форум Сюд. Ввиду того, что большинство из этих мероприятий уже находятся в стадии реализации, и что проект в рамках Форума Сюд может начаться только в 2006 году, мы просим оставить эти мероприятия в рамках данного проекта. ECAD будет продолжать начатую дискуссию с Форумом Сюд о постепенном усилении нашего сотрудничества с НПО. 

ECAD начал переговоры о сотрудничестве с международным отделом Управления полиции Швеции, Ульфом Бейрумом, и вице-директором министерства социальных дел Шерстин Одман. Оба этих партнера находятся на стадии планирования, на какие проекты и мероприятия они хотели бы получить гранты в ближайшие годы. Однако оба позитивно относятся к возможности использовать контактную сеть ECAD в собственных проектах. Эти мероприятия будут проводиться только в рамках совместного решения управления полиции и министерства социальных дел. 

В общем, работа будет состоять в передаче знаний о лучших шведских моделях, и, в некоторых случаях, опыта других стран, в области борьбы с наркотиками, в Россию. Это будет осуществляться приглашением общепризнанных экспертов к участию в образовательных конференциях/семинарах. Ключевые персоны из РФ будут приглашаться на ознакомительные визиты в Швецию для изучения специальных направлений работы. Важная, специально отобранная литература, которой не хватает в России, будет переводиться, печататься и распространяться.

  Блок 1. 
Образование наркоординаторов в Санкт-Петербургском госуниверситете 
В сотрудничестве между CAD и философским факультетом университета проводится двухгодичная магистерская программа обучения наркокоординаторов. После окончания обучения эти студенты должны быть подготовлены к работе в качестве ответственных за борьбу против наркотиков в городских районах, городах и других органах власти. Образование затрагивает все области наркопроблематики. У студентов должны быть глубокие знания по широкому спектру вопросов о том, как милиция может работать наилучшим образом до наиболее эффективных методов лечения. Они должны разбираться в международном опыте, знать такие темы, как юриспруденция, наркополитика, знания о препаратах, зависимости, конфликтология, психология и прочие. 
Часть обучения включает специальные курсы, читаемые шведскими лекторами. Студенты в течение двухлетнего обучения должны посетить Швецию с ознакомительными визитами к шведским специалистам по специальной программе. Эти посещения должны документироваться, чтобы затем использоваться в библиотеке, а также помещаться на страницу в интернете. Кроме того, студенты должны преподавать для учителей в школах или на других факультетах не менее одного раза в месяц. Они также должны распространять «Drugbox» и учить пользоваться его материалами. 

В начале осени 2005 года ECAD совместно со специалистами СИДА организует семинар о дискуссиях по LFA (logical framework approach). На эту встречу приглашаются важнейшие представители описанных выше целевых групп.

  Блок 2. 
Образовательные семинары 
Ежегодно центром антинаркотической политики CAD при университете должно проводиться 4 образовательных семинара. Следует использовать тот же успешный метод, которых зарекомендовал себя с 2002 года. CAD приглашает специалистов из Санкт-Петербурга и сети городов по всей РФ. Образование соединяет местных и шведских специалистов, и все выступления документируются в отчетах в виде журнала. Эти отчеты затем распространяются среди участников и других заинтересованных. 
Количество участников рассчитывается между 50 и 100, в зависимости от интереса к различным темам.

  Блок 3. 
Местные конференции — поддержка сети против наркотиков 
На сегодняшний день CAD включает 30 городов от Урала до Калининграда. Около половины этих городов участвовали в каком-либо из 12 проведенных в Санкт-Петербурге семинаров. Чтобы поддержать энтузиазм на местах и вовлечь еще больше членов в сеть, 2 местные конференции планируются к проведению в течение каждого проектного года. Темы конференций будут выбираться в сотрудничестве с городами-организаторами. Конференции будут документироваться таким же образом, что и семинары. В ходе конференций и семинаров будет распространяться пакет «Drugbox». Эти пакеты тяжелые и громоздкие, поэтому обращение с ними занимает определенное время. За время проекта планируется распределить 500 пакетов.

  Блок 4. 
Печать и распространение материалов и информации 
В России ощущается большая нехватка хорошего материала о международных исследованиях в области наркотиков. В ходе проекта не менее 3 книг будут переведены, напечатаны и распространены. Как и переводы, все материалы семинаров и конференций появятся в интернете на странице CAD. Наиболее важные для перевода книги будут определяться ответственными за проект. 
Создается список получивших материалы лиц и организаций. Этот список регулярно обновляется центром CAD. Стоимость распространения входит в расходы по проекту. Секретарь CAD будет рассматривать работу по распространению как приоритетную задачу.

  Блок 5. 
Ознакомительные визиты 
Чтобы составить более глубокое понимание того, как работают зарубежные органы власти и организации с вопросами наркотиков, будут проводиться 2 ознакомительных визита / образовательных семинара каждый год. Одной из групп будут студенты наркопрограммы при университете, вторая будет состоять из ключевых фигур, принимающих участие в семинарах/конференциях. Визиты состоятся преимущественно в Стокгольме, однако что касается лечения наркомании, посещение крупнейшего в мире центра немедикаментозного лечения в Сан-Патриньяно может стать лучшим и более дешевым вариантом. В Сан-Патриньяно, Италия, живут около 2000 в прошлом наркоманов в рабочем коллективе. У ECAD сложились хорошие отношения с руководством Сан-Патриньяно, и такое посещение с легкостью может быть организовано.

  Блок 6. 
ECAD в течение последних 5 лет выступал организатором встреч для правоохранительных органов стран Балтийского региона. Три семинара организовывались совместно с комитетом «Мобилизация против наркотиков» в Риге и Вильнюсе. В последней встрече в феврале 2005 года приняли участие представители полиции, таможни и пограничной охраны из Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и РФ, всего 65 человек. 
На встрече участники подчеркнули важность продолжения этих встреч. Руководитель российской делегации, зам.председателя госнаркоконтроля, Александр Михайлов, предложил в качестве подходящего места встречи следующего года Калининград. 
Так как будущее проектов, финансируемых через «Мобилизацию» неясно, было бы удобным продолжить эту работу в рамках данного проекта. ECAD обладает хорошим опытом сотрудничества со шведской полицией в этих вопросах, и создал широкую контакную сеть как в России, так и в странах Балтиийского региона. 
3 семинара в течение трех лет, около 25 участников — представителей полиции/таможни/прокуратуры из Стокгольма, Хельсинки, Таллинна, Риги, Вильнюса, Москвы и Санкт-Петербурга (возможно, Калининграда). 
Темы семинаров будут, как и в предыдущих случаях, определяться участниками. ECAD администрирует практические вопросы, а именно: приглашения, визы, бронь, регистрация, перевод, гостиница, поездка и отчет.

  Блок 7. 
В сотрудничестве с министерством социальных дел провести двухдневный семинар для 50 участников сети сотрудничества между Скандинавией и РФ. ECAD отвечает за практическую организацию мероприятия, как описано в блоке 6. Участники семинара будут определяться совместно с министерством.

  Блок 8. 
Директор регионального представительства ECAD в России Георгий Зазулин будет участвовать в образовательных курсах для наркополиции, организуемых госнаркоконтролем. Раз в неделю в течение учебного года он будет преподавать по темам наркопрофилактика, межведомственная координация, наркополитика и контроль для наркополицейских со всей страны. Эта деятельность, стоимость которой попадает под статью другого блока, будет способствовать распространению материалов и знаний. Она дает возможность работать с вопросами гендерного равенства и усилит работу в сети согласно другим параграфам.

  Блок 9. 
Руководство проектом и администрация

  ECAD будет руководить и администрировать проект через свое представительство в Стокгольме. Руководитель проекта Томас Халлберг, который также будет координатором проекта, говорит по-русски и сотрудничал с Россией в течение 15 лет. 
rПланируется его посещение России не менее 3 раз в год для контроля и оценки хода проекта. 
В проекте ECAD отвечает за: 
  •  Наблюдение за деятельностью в рамках проекта в России 
  •  Приглашение специалистов и лекторов на семинары и конференции 
  •  Приглашение переводчиков и администрация печати учебной литературы 
  •  Документация деятельности 
  •  Бюджет, отчеты и финансовые отчеты

5.  Анализ рисков

  Существует риск в том, что общее экономическое положение приведет к тому, что не все желающие смогут принять участие в образовательных семинарах. Есть также риск, что студенты бросят учебу на наркокоординаторов по экономическим причинам. Студенческая жизнь постоянно дорожает.

6.  Экологические аспекты

  Проект не окажет воздействия на экологическую ситуацию

7.  Финансирование (приложение 1 бюджет)

  Общий бюджет проекта составляет 3 784 850 крон

8.  Список приложений

  Приложение 1 бюджет
Приложение 2 список тем семинаров

Темы семинаров
в рамках проекта «Антинаркотический менеджмент»

2005 год

1. Февраль — март 
Культура и наркотики. Антинаркотическое воспитание методами культуры: обобщение положительного опыта. 

апрель — конференция городов ECAD в Екатеринбурге 

2. Середина мая 
Реабилитация наркозависимых. Как увеличить численность наркоманов в устойчивой ремиссии? 

3. Середина сентября 
Наркотики и смертность (передозировки). Как иметь точные сведения в масштабах города (региона)? 

октябрь — конференция в Нижнем Новгороде (согласовать) 

4. Конец ноября Оценка наркоситуации в городе. Необходимы ли социологические исследования, чтобы ее знать или есть другой путь?

2006 год

1. Февраль — март 
Общественное мнение и наркотики. Как сформировать среди жителей города мнение, что «наркомания не личное дело индивида»? 

апрель — конференция в Казани (согласовать) 

2. Середина мая 
Религия и наркоконфликт: от предупреждения первой пробы наркотиков до реабилитационного центра. 

3. Середина сентября 
Наркопреступность. Проблемы оценки и реальные пути снижения ее городе (регионе). 

октябрь — конференция в Великом Новгороде (согласовать) 

4. Конец ноября 
Наркоконфликт в семье или какими должны быть родители и государственная семейная политика, чтобы подростки не становились наркозависимыми.

2007 год

1. Февраль — март 
Молодежная антинаркотическая политика на уровне города (субъекта федерации). Какая результативна, а какая нет? 

апрель — конференция городов ECAD в Городе 5 

2. Середина мая 
Удачные антинаркотические проекты: обмен опытом администраций городов членов ECAD. 

3. Середина сентября 
Конкурс целевых комплексных антинаркотических программ «Территория без наркотиков» субъектов федерации и городов — членов ECAD. 

октябрь — конференция городов ECAD в Городе 6 

4. Конец ноября 
Инструменты координации городских (региональных) Администраций в борьбе с наркотиками: мировоззрение, территория, административный ресурс, финансы, руководящий центр (организация), проектный менеджмент, междисциплинарная терминология (подготовка кадров) 

Мы оставляем за собой право изменения указанных тем семинаров, если этого потребует изменившаяся ситуация.