О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ КАК ОБ УГРОЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ
КАК ОБ УГРОЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Николай Дмитриевич Ковалев
Заместитель Председателя
комитета ГОСДУМЫ РФ
по безопасности
Председатель комиссии
по борьбе с коррупцией

     
    Мне представляется, что нет необходимости доказывать актуальность проблемы незаконного оборота наркотиков иллюстрацией количества совершенных преступлений, связанных с наркотиками. Простой количественный подход, на мой взгляд, во многом себя изжил… 
    Но если традиционный подход в оценке незаконного оборота наркотиков по наркопреступности видится устаревшим, то на какие же составляющие наркобизнеса обращают внимание наши ведущие зарубежные коллеги? 
    В настоящее время лидирующими показателями противостояния незаконному обороту наркотиков стали
      - объемы судебных конфискаций преступно нажитого имущества (денег, сокровищ, недвижимости); 
      - выявление фактов коррупции и отмывания финансов в банках; 
      - изъятие у криминальных синдикатов наркотиков, оружия, различной техники (средств передвижения, электронного оборудования). 
    У нас же по-прежнему в оперативных сводках и отчетах о борьбе с незаконным оборотом наркотиков в России на первое место традиционно выпячиваются количественные показатели наркопреступности, а качественные, к примеру, конфискации, коррупция, - остаются в тени. 

    Я затрону следующие важные, как мне представляется, моменты незаконного оборота наркотиков - это его финансовая база, связь с терроризмом и коррупцией, законодательное обеспечение. 
    Упоминая о финансовой основе наркобизнеса в России, нельзя не отметить, что картина с изъятием и конфискацией преступно нажитого имущества у доморощенных наркобояр куда как неприглядная. Согласно расчетам, на изобличение и осуждение одного сбытчика наркотиков мелкого пошиба государственный бюджет через соответствующие ведомства затрачивает около 30 000 руб. (1 000 долл. США). 
    По данным правоохранительной статистики, в среднем на одно уголовное дело приходится 2$ долл. США изъятых материальных ценностей и средств. Судами же конфискуется и того меньше… 
    Но есть у данного критерия и другая сторона медали. Судьи сетуют, что конфисковывать нечего, поскольку к уголовной ответственности привлекаются главным образом потребители наркотиков, наркоманы. Кроме того, как следует из данных судов Астраханской, Новосибирской, Саратовской областей, Ставропольского края, других мест, известны немало ситуаций, когда подозреваемый (обвиняемый) называл конкретные места приобретения наркотиков, что не влекло за собой реакции правоохранения. То есть сбытчики этого дорогостоящего яда и их неправедно нажитое имущество оставались вне зоны внимания государства. 

    В наши дни наркотерроризм в России приобрел большую масштабность и социальную опасность, трансформируясь в серьезную национальную угрозу. Повторюсь, это, в частности, ярко видно на чеченском примере. Как свидетельствуют различные оперативные источники, чеченские боевики вступили во взаимовыгодный альянс с транснациональной наркопреступностью, включая талибов, и приняли участие в глобальном распространении героина и кокаина. На вырученные от наркобизнеса деньги осуществлялись закупка боевого вооружения, военной техники, продовольствия, оплата наемников и др. 
    Однако международный терроризм и транснациональный наркобизнес были бы ничтожны без скрепляющего их мощь третьего явления - коррупции. 
    Проведенные в России исследования показывают, что основной социальной причиной взрывоопасной связки из коррупции, наркобизнеса и терроризма является жажда обогащения. Колоссальные деньги, вырученные от незаконного оборота наркотиков, организованная транснациональная преступность и международные террористы в союзе с российскими криминальными сообществами и террористами успешно действуют в национальной государственной и политической сфере. Постепенно эта методика охватывает все большие круги населения. 

    Российская правовая система контроля над оборотом и потреблением наркотиков -распространением наркотиков - складывалась в течение нескольких веков. Апогея эффективности, отвечающего общественно-политическому моменту времени, она достигла на закате существования советской России, в преддверии перестройки. 
    В настоящее время в Российской Федерации действует более 60 федеральных законов (включая кодексы), свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 180 указов Президента и постановлений Правительства, где затрагивается принятая к анализу тема. 
    ...Принимая во внимание обилие рассматриваемых документов, целесообразно остановиться на ключевой проблеме, которая образовалась в области законодательного контроля над наркотиками. Это противоречия, накопившиеся в действующей системе российского права

Некоторые предложения

    На сегодня угроза безопасности личности, обществу и государству от незаконного оборота наркотиков столь очевидна, что вызывает необходимость незамедлительного принятия к ним комплекса крупных мер. Вплоть до радикальных, заведомо непопулярных в определенных кругах отечественной и зарубежной общественности. 
    1. Меры правового характера заключаются в приведении российских норм различных отраслей права (гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и др.), регулирующих те или иные аспекты противодействия наркомании и наркобизнесу, в соответствие друг другу: между Конституцией и международными договорами; федеральными законами и Конституцией; федеральными законами и международными договорами; федеральными законами между собой; законами субъектов Российской Федерации н федеральными законами, Конституцией. 
    2. Меры управленческого характера. Назовем наиболее приоритетную из них. Это перевод антинаркотической политики государства из-под правительственной опеки в ведение Администрации Президента Российской Федерации. 
    3. Меры материально-технического характера. В данном случае имеются в виду штатная численность правоохранительных органов (спецслужб), занятых борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также их материально-техническая оснащенность. Кадровые ресурсы противостояния наркобизнесу, приобретшему устойчивые характеристики внешней угрозы, исчерпаны в сугубо количественном подходе к этой теме. 

    Надеюсь, что прочтение настоящей статьи расширит представления заинтересованного читателя в уяснении степени угрозы национальной безопасности и целостности России от незаконного оборота наркотиков.