В регионах видят оптимизацию механизма повышения эффективности работы антинаркотической комиссии в ее влиянии на субъекты федерации

03.11.2021

Георгий Зазулин
представитель ECAD в России
член окружной антинаркотической комиссии СЗФО
В регионах видят оптимизацию механизма повышения эффективности работы антинаркотической комиссии в ее влиянии на субъекты федерации
Комментарий к прошедшему в Санкт-Петербурге 7 мая 2003 года заседанию Окружной Антинаркотической Комиссии при полномочном представителе президента России в Северо-западном федеральном округе.


     Когда Совет Безопасности поручил округам заниматься этой проблемой, за неё взялись специалисты. Но кто из них глубоко знает проблему социального контроля наркотиков, если оценивать с междисциплинарных позиций? Одновременно как юрист, как педагог, как врач-нарколог, как человек с религиозным мировоззрением ведь именно такие люди нужны. Вот поэтому так мало достигнуто, так как не было людей, которые были бы подготовлены профессионально осуществлять управление антинаркотической деятельностью в округе. Притом, что это люди очень достойные, имеющие большой опыт в смежных областях правоприменительной сферы. Но междисциплинарного мышления им явно не доставало. Кроме того, эта обязанность была дополнительной нагрузкой, то есть, человек даже не был освобожденным. 

     Чтобы эта комиссия работала продуктивно, человек, должен быть экспертом международного уровня, или хотя бы был способен подходить к этой проблеме с различных точек зрения. Самая благоприятная для дела позиция — позиция журналиста, политика, родителя, тогда исключается узкий взгляд. Отсутствие освобожденных людей, которые всю душу могли отдать этой проблеме, не позволило этим комиссиям за прошедший год сделать больше, нежели они сделали. В нашем округе ответственный секретарь, занимающийся этим вопросом, совмещает и другие функции, соответственно работа выполняется постольку поскольку. Очевидно, штатная численность не позволила им так решить эту проблему. Невнятны должностные инструкции, неясны критерии оценки деятельности, как ответственного секретаря. 

     Влияния на субъекты федерации не было достигнуто. Отчасти это произошло в связи с тем, что Совет безопасности поручил семи округам создать такие комиссии и заниматься антинаркотической деятельностью, но при этом положение об этих комиссиях не было утверждено Президентом. Если бы учитывался институт полпредов, учитывалось существование государственных федеральных инспекторов в субъектах федерации, было бы определено взаимоотношение округа и субъектов федерации, которые туда входят, и если бы положение было подписано Президентом, то тогда бы комиссия имела силу. 

     По итогам года изменили состав комиссии, ввели тех людей, кто отвечает за работу комиссии в субъектах федерации. Это позволило связать комиссии в субъектах федерации и окружную комиссию. Например, теперь председатель комиссии Мурманской области, или ответственный секретарь — он же и член окружной комиссии. Скоро пройдет первое заседание в новом составе. Иными словами снизу идет поиск оптимального механизма повышения эффективности работы этой комиссии, с точки зрения влияния на субъекты федерации. Сверху понятно, в чем проваливаются субъекты федерации, но как поправить, если можно только рекомендовать? Надежда на улучшение работы есть, поскольку изменили состав комиссии и, на мой взгляд, удачно, в нужном направлении. Но крайне необходимо ввести освобожденную должность для организации антинаркотической политики, чтобы человек полностью мог себя посвятить этому делу. 

     Главный ресурс — это живые люди. Антинаркотический менеджмент говорит: ресурс — это те структуры и люди, в предмет ведения которых входит эта задача. Но для этого нужен координатор, дирижер, вот этих дирижеров нет в субъектах федерации. Все есть, музыкальные инструменты, а партитуры и дирижера нет. По части партитуры есть программа по наркоконфликтологии, но опять-таки, это будут студенты без большого жизненного опыта. А тут необходимы люди с двумя высшими образованиями. Хорошо бы, если бы их готовили в рамках проекта от правительства каждого субъекта федерации, чтобы потом деньги, затраченные на их образование, они отрабатывали, вот тогда бы на региональном уровне гораздо быстрее пошел бы процесс очищения от наркотиков. Сверху можно только создать условия для решения этой проблемы, а решать ее надо на местах. И без подготовки кадров, без дирижеров, у которых есть исполнительная власть координировать эти структуры, осуществить это невозможно.