Введение к сборнику по материалам парламенских слушаний «НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ — УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ»

02.05.2021

«НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ —
УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ»
Вместо предисловия

    Уважаемый читатель этой книги! Поверьте, из настоящего парламентского издания Вы узнаете много интересного, полезного, а порой и откровенно скандального из области проблемы наркотиков в России и за рубежом. Да и представляемые странички текста, которые Вы сейчас пробегаете взглядом, были написаны мною под большим впечатлением, полученным от парламентских слушаний «Незаконный оборот наркотиков — угроза национальной безопасности и целостности России». 
    Каковы же эти впечатления? Скажу прямо — довольно сложные, приятные и вызывающие недоумение одновременно. 
    С одной стороны, испытываю добрые чувства от того духовного подъема, высокого патриотизма, если хотите, которым была охвачена аудитория парламентских слушаний. Абсолютное большинство присутствующих, особенно молодежь, и это было видно невооруженным глазом, искренне, сердцем переживало те беды, которые несут нашему обществу проблемы наркомании и наркобизнеса. Выступающие, не стесняясь, резали правду-матку, формулировали дельные рекомендации. 
    С другой стороны, во мне клокотало возмущение от того наплевательского отношения, которое проявили к проводимым парламентским слушаниям власти предержащие. 
    Ведь сколько шуму производит тема наркотиков в российском истеблишменте! Какие огромные политические дивиденды зарабатывают иные крикуны на «искренней» озабоченности будущим нации, попавшей под прицел иглы с героином! Сколько зарубежных командировок было ими предпринято под эту сурдинку! И что же? В Государственную Думу направляются государственные служащие средней руки: от МВД России — заместитель начальника главка, от ФСБ России — старший консультант и так далее, а некоторые и вообще не пришли. Относится то же и к депутатам. 
    Теперь о целях и задачах, поставленных нами при организации парламентских слушаний. Не буду останавливаться на данном вопросе подробно, так как об этом Вы узнаете из раздела «Введение», следующего сразу же за моим вступительным словом. Упомяну лишь о двух моментах. Во-первых, благодаря парламентским слушаниям удалось составить объемную панораму наркоситуации в России, выделить актуальные характеристики проблемы наркотиков. Во-вторых, высокая профессиональная подготовка большинства участников этого межведомственного и общегражданского мероприятия позволила произвести обширный обмен мнениями, что значительно продвинуло правовую, организационную и другие важные составляющие противодействия наркобизнесу и наркомании. В итоге были сформулированы квалифицированные рекомендации всем ветвям власти, нацелившие подведомственные им учреждения на эффективное решение конкретных задач, связанных с предупреждением наркомании и пресечением незаконного оборота наркотиков в нашей стране. 
    Пользуясь предоставленной мне возможностью, хочу уделить побольше места для слов признательности всем сотрудникам аппарата Комитета Государственной Думы по безопасности, другим людям, кто принимал участие в организации и проведении парламентских слушаний, подготовке настоящего издания: в первую очередь моему помощнику, заслуженному сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации кандидату юридических наук Б. Ф. Калачёву, советнику аппарата Комитета по безопасности С. 3. Айвазяну и его начальникам — руководителю аппарата Комитета по безопасности заслуженному юристу Российской Федерации профессору Р. А. Журавлёву, заместителю руководителя аппарата кандидату психологических наук Г. С. Дунину, а также начальнику Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы профессору Н. А. Васецкому и советнику этого управления доктору технических наук Т. М. Виноградской. 
    Не могу обойти стороной насыщенные дельной информацией и конкретными предложениями выступления участников парламентских слушаний. Таковых было предостаточно, поэтому остановлюсь лишь на некоторых из них. К их числу относится основной доклад депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета по безопасности, председателя Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией экс-директора ФСБ России генерала армии Н. Д. Ковалёва. В своем выступлении он подробно осветил новые, перспективные направления борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России и за рубежом, законодательные проблемы, обозначил экономическую цену вопроса, затронул иные принципиальные антинаркотические аспекты стратегического значения. 
    Начальник одного из ключевых управлений Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал А. И. Савицкий четко проанализировал проблему контрабанды наркотиков, значение и влияние афганского канала наркобизнеса на состояние наркоситуации в России. Не менее интересным выступлением надо признать речь руководителя Четвертой службы Главного управления по борьбе с контрабандой Государственного таможенного комитета Российской Федерации В. Б. Мареева, но уже с позиций его ведомства. 
    Искреннее уважение вызвали небольшие по времени, но емкие по содержанию доклады представителей неправительственных организаций, ученых. Буквально за душу брали слова иерея Михаила (Махова), который увязал противодействие наркомании с праздником Иверской иконы Божьей Матери, пришедшимся как раз на день проведения парламентских слушаний. 
    Лидеру общественной организации «Союз социальной защиты детей» Н. Я. Ларионовой удалось разъяснить аудитории пафос комплексных программ, посвященных ранней и общей профилактике наркомании среди детей и подростков. 
    Доктор юридических наук Т. А. Боголюбова (НИИ Генпрокуратуры) внесла в проект рекомендаций парламентских слушаний ряд ценных предложений. 
    Не меньший интерес, повторюсь, вызвали доклады заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, председателя Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании среди несовершеннолетних и молодежи В. А. Лекаревой, председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Н. Ф. Герасименко. Как всегда, искренние аплодисменты публики вызвала эмоциональная речь заместителя Председателя Государственной Думы В. В. Жириновского. 
    Перечисленные выше и другие, не менее интересные доклады включены в представляемые материалы парламентских слушаний, причем все тексты приводятся без каких-либо купюр. Тем самым Комитет по безопасности выполняет обещание о непременном опубликовании выступлений участников проведенного мероприятия. 
    И последнее. Особая моя благодарность единственному высшему должностному лицу — Евгению Дмитриевичу Дедкову, статс-секретарю — заместителю министра здравоохранения Российской Федерации, который проявил желание и нашел время обсудить проблему наркотиков в Государственной Думе.

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
А. И. ГУРОВ

В В Е Д Е Н И Е

    Вряд ли сегодня надо убеждать кого-либо в актуальности темы наркомании и наркобизнеса. Эта проблема стала очевидной не только для Российской Федерации, но практически для всего мирового сообщества. К сожалению, несмотря на колоссальные усилия, предпринимаемые многими странами в области противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту, достигнутые властями и обществом успехи скромнее натиска самой проблемы наркотиков. Год от года растет число потребителей дурмана, а соответственно, доходы торговцев наркотиками. Следом за наркоманией неотступно шествуют СПИД, гепатит, туберкулез, иные тяжкие недуги. Снижается возраст потребителей разнообразной одурманивающей отравы. Вот уже совсем маленькие дети стремительно вовлекаются в бездонную воронку наркомании, явственно обозначается наркозависимость у молодых женщин и людей пожилого возраста… 
    Может быть, наркотики — это наказание человечеству за совершенные им грехи: нарушенную экологию, нищету и роскошь, войны, продажность и многое, многое другое? Стоит ли в таком случае сопротивляться неизбежному злу? Может быть, обществу в одночасье перестать бороться с этой чумой, правоохранительным органам опустить руки перед наркобаронами, открыто допустить матерых уголовников во власть, предварительно освободив из мест лишения свободы? 
    Конечно же, любой здравомыслящий человек воспротивится подобному решению поставленного вопроса. Не будь той стены сопротивления наркотикам, которая образовалась в мире к настоящему времени, — и тогда уж совершенно точно цивилизация превратилась бы в толпу деградировавших homo sapiens. Вал наркомании и наркобизнеса потому и не захлестнул еще всех нас, что многомерная и масштабная борьба с этими бедами не прекращается ни на минуту. Свою заметную роль играет в рассматриваемом вопросе законодательное обеспечение противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, ибо сначала должно быть право, а затем только — правоприменение. 
    Следуя этой логике, 26 октября 2001 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания «Незаконный оборот наркотиков» — угроза национальной безопасности и целостности России». Мероприятия по данной проблеме организовывались в Государственной Думе и прежде, но в указанном аспекте — впервые. Эти парламентские слушания проводились по инициативе Комитета по безопасности, Комитета по охране здоровья и спорту, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи. 
    В работе парламентских слушаний приняли участие эксперты более чем из ста общественных, религиозных, политических, государственных организаций федерального и местного уровней, представители делового мира, зарубежные гости, частные лица. 
    На парламентских слушаниях были озвучены, обсуждены и одобрены доклады ведущих специалистов страны по взятой за основу теме. Особое внимание уделялось неуклонному наращиванию темпов наркобизнеса и наркомании как реальной угрозе безопасности личности, общества и государства, целостности России. По данному вопросу приняты рекомендации, текст которых в настоящем сборнике публикуется. 
    В ходе парламентских слушаний среди присутствующих сам по себе возник общий психологический настрой: напряженность текущей наркоситуации переступила порог вызова национальной безопасности России, стала реальной угрозой личности, обществу и государству. Иными словами, незаконный оборот наркотиков, злоупотребление наркотиками уже вышли за рамки индивидуального, семейного, общественного, коммерческого и государственного контроля. Такая констатация действительности превращает наркоманию и наркобизнес в фактор реальной угрозы целостности России, что грубейшим образом попирает права и свободы гражданина и человека, внутренние и внешние национальные интересы Российского государства. 
    На 4юне сентябрьских событий в Нью-Йорке и Вашингтоне понятное внимание вызвали доклады о давней и тесной смычке транснационального наркобизнеса с международным терроризмом в пределах России. 
    Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что комплекс мер, осуществленных в течение последних десяти лет в целях снижения остроты проблемы наркотиков в обществе, не принес ожидаемых высоких результатов. Повторимся, как и во всем мире, в России налицо увеличение масштабов незаконного оборота наркотиков, продолжается расширение среды их потребителей, финансовые и политические позиции олигархов наркобизнеса по-прежнему укрепляются. 
    Материальный ущерб, наносимый наркоманией гражданскому обществу и правовому государству, выражается в десятках миллиардов долларов. В сравнении с ним изъятия и конфискации криминального состояния российских наркобояр правоохранительными органами и судами не выдерживают критики, смехотворны. Это открытый, наглый вызов народу и властям. Моральные и экономические потери на этом важнейшем социальном фронте влекут появление молодого поколения без будущего. 
    В сложившихся сегодня условиях, когда национальное противостояние незаконному обороту наркотиков должно иметь принципиальный, жесткий характер, участники парламентских слушаний высказали ряд принципиальных идей. Выводы ораторов строились, как правило, на основе результатов предыдущих антинаркотических мероприятий, проводимых в российском парламенте, аналогичных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации, другими ветвями власти, а также на основе решений Совета Безопасности Российской Федерации. В своих докладах выступающие принимали во внимание рекомендации многочисленных научно-практических конференций, обращения общественных организаций, призывы религиозных организаций, заявления политических партий и движений, жалобы и заявления граждан, зарубежный и международный опыт. То есть на парламентские слушания пришла публика вполне подготовленная. 
    Обобщая многочисленные идеи и конкретные предложения, можно констатировать признание борьбы с наркобизнесом и профилактики наркомании одним из приоритетов внутренней и внешней политики государства. В качестве исполнителей антинаркотической линии докладчики называли: население, деловой мир, общественные, религиозные, политические и государственные организации. 
    К сожалению, в обращение вошли далеко не все рекомендации, прозвучавшие из уст выступавших, которые настаивали на исполнении конкретных и незамедлительных действий в сфере наркоугрозы. В целях восполнения этого пробела сконцентрируем внимание читателей на всех тех предложениях, которые звучали в зале и в кулуарах парламентских слушаний и отчасти вошли в текст настоящего сборника.

  • Весьма интенсивно и по самым разным вопросам ораторы взывали к Президенту Российской Федерации. Так, ввиду фактического исполнения и моральной устарелости Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (1993 год) рекомендовалось разработать и утвердить по согласованию с Государственной Думой новую концепцию (национальную доктрину) контроля над наркотиками в Российской Федерации на 2002-2006 годы, саму же государственную антинаркотическую политику осуществлять по четырем генеральным направлениям: профилактика, силовое противодействие, лишение финансовой основы, реабилитация. 
        Были призывы поддержать успешно апробированную за рубежом, а отчасти и в России идею о создании федерального межведомственного самодостаточного органа, наделенного правоохранительными, разведывательными и контрразведывательными функциями в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, с приданием руководителю этой структуры статуса министра, с введением его в состав Правительства и в Совет Безопасности . 
        Наконец, Президенту рекомендовалось поддержать успешно апробированную за рубежом и в России идею о налаживании постоянно действующего мониторинга национально-международной ситуации, осуществляемого всеми ветвями власти на взаимосогласованной основе. Реализацию этого важного проекта предлагалось возложить на вновь созданный федеральный межведомственный научный центр соответствующего звучания при Администрации Президента Российской Федерации (Совете Безопасности). 

  • Выступающие не обошли вниманием Федеральное Собрание Российской Федерации. Этой ветви власти настоятельно советовали ускорить рассмотрение законопроектов антинаркотической направленности, находящихся в Государственной Думе, прежде всего проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, содержащего статьи в развитие положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». 
        Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи рекомендовалось доработать в рамках межведомственной группы и внести на рассмотрение Государственной Думы законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (по вопросам дифференциации и усиления ответственности за наркопреступления, уточнения порядка назначения условных наказаний за их совершение, а также условий освобождения от ответственности) и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (об альтернативном уголовному наказанию лечении наркомании). 
        Говорили о вынесении на рассмотрение депутатов Государственной Думы вопроса о необходимости создания из представителей заинтересованных комитетов и комиссий совещательного органа, по функциям аналогичного Совету по законодательному обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков в России при Совете Федерации. 
        Депутатам Государственной Думы советовали более активно участвовать в работе по вопросам антинаркотического нормотворчества в тех регионах, где они избирались. 
        Обращалось внимание на необходимость усиления ответственности за контрабанду прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. 
        В целях совершенствования антинаркотического законодательства предлагалось обсудить вопрос о внесении дополнений в Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» в части обязательного сообщения медицинских сведений о призывниках по запросам военных комиссариатов. 
        Отстаивалась идея организовать на базе одного из комитетов Государственной Думы семинар для представителей региональных органов законодательной власти, отвечающих за правовое обеспечение противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, с целью активизации нормотворческой работы в этой сфере в субъектах Российской Федерации. 
        Особенно настойчиво рекомендовали депутатам Государственной Думы поддерживать решения Правительства Российской Федерации об утверждении и финансировании федеральных целевых программ, связанных с противодействием злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. 
        Здесь же рассуждали о потребности наладить через региональные средства массовой информации разъяснительную работу антинаркотического содержания среди местного населения. Упоминалась необходимость организации привлечения средств во внебюджетные фонды, предназначенные для дополнительного финансирования мероприятий по пресечению и профилактике наркопреступности, профилактике наркомании, социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией, а также для укрепления материально-технической базы правоохранительных и иных органов, осуществляющих такую деятельность. 

  • Правительству Российской Федерации рекомендовалось поддерживать на достаточном уровне информирование отечественных и зарубежных масс-медиа об успехах и проблемах противодействия незаконному обороту наркотиков правоохранительными и силовыми структурами России, пропагандировать при помощи СМИ позитивный международный опыт. 
        Указывалось на необходимость тщательного отслеживания изменений в демографической ситуации как за рубежом, так и в России по вопросу рождения детей матерями-наркоманками. 
        Гуманитарный аспект учитывался и в предложениях о реализации антинаркотических акций в области неукоснительного сохранения региональных экологических систем. Речь велась об ареалах дикорастущей конопли, которая выполняет важные природные функции. 
        Представители Вооруженных Сил настаивали на пристальном внимании к профилактике наркомании и пресечению незаконного оборота наркотиков среди военнослужащих. 
        Работники социальных служб требовали от Правительства не менее чем втрое расширить действующую ныне систему спортивных школ, детских дворовых команд, спортивных площадок, участить проведение детских, юношеских и молодежных спортивных соревнований, организовывать вновь создаваемые спортивные и иные досуговые клубы по интересам вблизи места жительства их пользователей. При этом выяснилась актуальность формирования сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в строгом соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Сюда же отнесли организацию дифференцированной сети учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Акцентировали особое внимание на развитии системы учреждений для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении, социальной адаптации, нуждающихся в помощи государства (лечебно-оздоровительных и реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации). 
        Не забыли предложить ускорить процесс создания на постоянной основе секретариата правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту с функциями межведомственного координатора антинаркотической деятельности. 
        Много внимания уделялось острой необходимости укрепления наркологической службы в субъектах Российской Федерации, создания реабилитационных центров для больных наркоманией, решения вопроса о выделении денежных средств регионам из федерального бюджета для выполнения поставленных задач.

  • По-видимому, впервые в практике проведения парламентских слушаний на данную тему Конституционный Суд Российской Федерации просили предоставить разъяснение по вопросам: 
        соответствии действующих списков наркопрепаратов (наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, одурманивающие вещества) пункту «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации; 
        применении правовых мер ответственности в отношении физических и юридических лиц, допустивших нарушение статей 40 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», части третьей статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». 

  • Имелись предложения к Верховному Суду Российской Федерации
         последовательном сокращении практики привлечения к уголовной ответственности в виде лишения свободы лиц, зависимых от наркотиков. Большее внимание в этих случаях рекомендовалось уделять добровольной и недобровольной формам медицинского избавления осужденных наркоманов от патологии; 
         об акцентировании внимания судей на вынесение обоснованных, более смелых приговоров, связанных с лишением свободы, в отношении производителей и торговцев наркотиками, организаторов их незаконного оборота; 
         об исключительной озабоченности судов по вопросу конфискации незаконно нажитого имущества дельцов наркобизнеса, в отношении которых нередко ведется вызывающая недоумение щадящая политика. 

  • Целый ряд соображений был адресован Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В их список вошли следующие предложения: 
         при наличии достоверно установленных отягчающих обстоятельств более настойчиво требовать привлечения подсудимых к уголовной ответственности, связанной с лишением свободы; 
         так же действовать в случаях необходимости опротестования незаконных и необоснованных приговоров и определений судов; 
         систематически и тщательно проводить прокурорский надзор в области соблюдения антинаркотического законодательства. Особое внимание уделять предупреждению и пресечению фактов необоснованного заведения административных и возбуждения уголовных дел в целях искусственного повышения (понижения) наркостатистики. 

  • Обнаружился вопрос к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а именно: в целях предупреждения и пресечения проникновения представителей криминальной среды, наркоманов в органы власти необходимо внести дополнения и изменения в действующее избирательное законодательство. 

  • Приличный пакет предложений был адресован органам власти субъектов Российской Федерации. Остановимся на некоторых из них. 
        Рекомендовалось осуществлять жесткий контроль над выдачей лицензий на оказание медицинской помощи больным наркоманией в целях предупреждения развития тенденции так называемого лечебного бизнеса. 
        Категорически требовалось не допустить подмены (особенно первичной) профилактики наркомании социально-экономическими мерами доктриной снижения вреда от приема незаконных наркотиков. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей предлагалось осуществлять с участием Минтруда России в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и потребностями регионов. 
        Указывалось на актуальность введения регулярного, не реже одного раза в полугодие, медицинского освидетельствования работников органов местного самоуправления, государственных органов на предмет злоупотребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами. 
        Были замечания о необходимости внимательного отношения к создаваемым и регистрируемым общественным организациям и политическим партиям (движениям), которые берут за основу своей деятельности профилактику наркомании и тому подобное. Здесь советовали не допускать регистрации такого рода организаций с аббревиатурами КГБ, ФСБ, МВД и тому подобными, а также не допускать в уставах и положениях выражений типа «искоренение наркобизнеса», «уничтожение наркомании» и так далее. 
        Самым тщательным образом рекомендовалось сверять вновь принимаемые нормативные правовые акты по вопросам регулирования наркоситуации на местах с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. 
        Выступающие настаивали на обеспечении постоянного, жесткого и реального. контроля на местах над исполнением действующего законодательства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, их немедицинским потреблением. 
        В таком же контексте звучали требования обеспечить выполнение региональных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, поддержать деятельность региональных внебюджетных фондов по противодействию незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. 

  • Общественные организации и политические партии виделись в глазах участников парламентских слушаний крайне важными инструментами в деле профилактики наркомании и пресечения торговли наркотиками. По мнению ораторов, эти социальные институты вполне способны настраивать население на жизнь по формуле «нет наркотикам». С помощью этого действенного инструмента можно было бы разоблачать дельцов наркобизнеса, во взаимодействии с органами правопорядка очистить улицы от торговцев наркотиками и содержателей наркопритонов. 

  • Большие надежды участники парламентских слушаний возлагали на религиозные организации. Священнослужителям рекомендовалось: 
         обращать внимание паствы на опасность распространения наркотиков и наркомании среди верующих и их окружения; 
         воспитывать в прихожанах не только чувство религиозности, но и приверженность общенациональным традициям и культуре того общества, где они обитают, уважение к государственному языку, патриотизм; 
         иметь в храмах максимально возможную информацию о государственных наркологических учреждениях на своей территории, с тем чтобы рекомендовать больным наркоманией сначала пройти медицинскую программу, а затем, начиная с периода реабилитации, регулярно посещать храм для духовного исцеления; 
         в соответствии с действующим законодательством издавать и распространять листовки, буклеты, брошюры, разъясняющие критические позиции конфессии в отношении употребления алкоголя, наркотиков, иных веществ, одурманивающих сознание; 
         при храмах формировать религиозные антинаркотические библиотечки, приглашать в соответствии с конфессиональными правилами квалифицированных лекторов для проведения бесед с верующими о профилактике наркомании. 

  • Деловые круги призывались: 
         строго соблюдать действующее законодательство о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотиков; 
         оказывать посильную спонсорскую помощь соответствующим антинаркотическим фондам, общественным, религиозным, политическим и государственным инстанциям, участвующим в профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков; 
         максимально контролировать нанимаемых работников на предмет злоупотребления наркотиками. 

  • Международному сообществу: 
         проводить последовательную линию на создание при Совете Безопасности ООН международного стратегического центра по противодействию наркобизнесу и терроризму; 
         как метод профилактики наркомании проводить неуклонную политику сокращения назначений психотропных веществ при лечении бессонницы, беспокойств, ожирения, детской гиперактивности и тому подобного; 
         ужесточать контроль над ключевыми химическими веществами (прекурсорами), используемыми для изготовления наркопрепаратов, особенно героина, кокаина, амфетаминов и галлюциногенов; 
         предпринимать полноценные правовые действия, направленные на предотвращение злоупотребления Интернетом как электронной средой незаконной торговли контролируемыми медикаментозными препаратами, тиражирования философии наркомании, консультирования по вопросам незаконного оборота наркотиков и пре-курсоров; 
        ООН принять на себя инициативу и разработать международные стандарты сертификации государств мира, которые являются источниками наркоугрозы для мирового сообщества, с последующим принятием к таким государствам мер дипломатического, политического, экономического и иного воздействия.

Вот, собственно, так и выглядели основные предложения участников парламентских слушаний. С момента проведения этого мероприятия до выхода представляемого сборника в свет прошло более года. Изменились ли кардинально наркоситуация в России и меры, принимаемые по стабилизации проблемы наркотиков в нашей стране? Ответ оставляем на суд читателей данного сборника.