О деятельности общественных структур в сфере социального контроля наркотиков в России (федеральный уровень)

О деятельности общественных структур 
в сфере социального контроля наркотиков в России 
(федеральный уровень) 
Тезисы доклада Г.В.Зазулина

Сотрудничество – это открытая поддержка. О плодотворном сотрудничестве, способствующем эффективной работе, мечтают все и всегда. Но перед возможными партнерами стоят сложные, хотя и различные по сути задачи. Органам власти необходимо выбрать, кого и как поддерживать, чтобы эффект для государства и общества был максимальный. Перед общественными организациями проблема иная – как обратить на себя внимание. Как необходимо действовать, чтобы получить грант, на какой уровень власти обратиться за поддержкой. Успешное сотрудничество, таким образом, тормозится за недостатком практического опыта у той и другой стороны, а также из-за недостатка информации. В то же время, различные федеральные структуры могли бы сотрудничать с НГО в рамках своей области; например Минздрав – в лечебной и реабилитационной помощи наркоманам, Минпечати – в проведении антинаркотической пропаганды, Госкоммолодежь – организация волонтерских движений, акций. Госнаркоконтроль, в частности, берет на себя сферу антинаркотической политики, подготовку кадров по антинаркотической деятельности.

Понятие сотрудничества должно выкристаллизоваться. А это подразумевает необходимость аналитической работы, освоение уже имеющейся разрозненной информации о деятельности различных организаций во всех регионах страны.

Дело это очень трудоемкое, но это огромная возможность для власти, если нам научиться сотрудничать во имя очищения общества от наркотиков. Сотрудничать, не пытаясь указывать: что делать, а что не делать. Сотрудничать, а не стремиться использовать другого, например, для сбора информации. Открыто поддерживать те организации, которые эффективно участвуют в реализации государственной антинаркотической политики. Причем делать это максимально гласно, информируя общество о том, какие организации, почему и в чем поддержали. Такие действия повысят престиж этих организаций и подчеркнут направленность государственной политики в вопросах профилактики наркопотребления.

В сфере информации необходимо фиксировать и выкладывать в свободном доступе, например на сайте Госнаркоконтроля, информацию о существующих на сегодня формах и методах поддержки властью общественных структур, о возможных льготах, о том, под какие результаты возможно целевое финансирование; информацию о грантах, о требованиях, выдвигаемых для получения гранта; необходим справочный материал, содержащий перечень общественных организаций и краткие сведения о проводимой ими деятельности.

Нельзя не сказать о том, что эффективность профилактической работы в области наркопотребления напрямую зависит от недоступности наркотика. Доступность наркотика просто губит профилактику. Большинству потенциальных наркопотребителей просто лень было бы предпринимать серьезные усилия ради получения наркотика. Четыре года назад атаман Государственного войска донского подписал приказ об участии казаков в борьбе с наркоторговлей совместно с милицией. Благородное начинание не получило развития. С тех пор ни одной информации об этом не встретилось. Последствия подобного поведения власти общеизвестны – страна переживала героиновую наркоэпидемию, и как следствие, мы имеем несколько миллионов человек, причастных к незаконному обороту наркотиков.

Резонно задать вопрос, как государственные структуры на сегодняшний момент работают с общественными организациями, по какому принципу? Похоже, положение аналогично положению со СМИ: есть «свои» издания, которые открыто пиарят администрацию, их и поддерживают. А те издания, которые пишут о происходящих событиях правдиво, информируют население и о негативе, критикуют власти, тем на поддержку рассчитывать не приходится.

Так и общественные структуры. Есть у чиновника комитета областной администрации, участвующего в антинаркотической работе, одна «любимая» общественная организация, и все остальные, занимающиеся такой же работой, ему неинтересны.

В результате страдает дело. Вот характерный пример: конференция «Студенты против наркотиков». Не конференция, а стыд. Руководитель отдела, отвечающего за координацию антинаркотической работы в городе, о ней узнал за два дня до даты проведения. Представителя Комитета по науке и высшей школе, отвечающего за это направление, на конференции не было. Более того, когда было предложено этому комитету сотрудничать с созданным в университете Международным центром антинаркотической политики, то в ответ мы услышали, что по вопросам наркомании комитет ни с кем сотрудничать не будет, кроме Национального института здоровья. Через год выяснилось, что КНВШ выделил большие средства этому институту на проведение крайне «необходимого» городу научного социологического исследования о роли питания учащихся в профилактике наркомании. Выводы научной работы примерно такие – школьники пьют не молоко, а «Спрайт» и кока-колу, и это способствует потреблению наркотиков... Пора расставить приоритеты в использовании бюджетных средств.

Необходимо сказать и об участии в антинаркотической работе законодательной власти. В стране активно действует отделение международной политической партии, которая ставит своей целью легализацию наркотиков, конкретно производных конопли. Шагом на этом пути, на наш взгляд, является увеличение средних доз, которые разрешено хранить без привлечения к уголовной ответственности. (Этот тезис Георгия Васильевича вызвал гневные реплики со стороны представительниц общества матерей наркозависимых «Азария»: «А вы знаете, за какие крохи наши дети сидели?»)

Причем это решение прямо противоречит призыву президента РФ В.В.Путина, прозвучавшему 26 мая 2004 года в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ: «Необходимо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании».

К чести нашего Законодательного собрания, его позиция по отношению к наркотикам более жесткая, подготовлено официальное обращение к М.Фрадкову с просьбой пересмотреть принятое решение в сторону ужесточения.

Перейдя к обзору общественных организаций антинаркотической и подобной направленности, Г.Зазулин отметил, что на федеральном уровне и через своих представителей в регионах более 10 лет действуют две крупные общественные организации: «Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом» (МАБН) и фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН). Обе организации имеют веб-сайты, на них есть информация, но личного опыта работы с ними у нас нет. Председатель фонда НАН Олег Зыков – один из основных, приложивших руку к продавливанию положения об увеличении средней дозы наркотика, с которой начинается уголовная ответственность. На мой взгляд, подобный шаг преждевременен, ибо не учитывает сложившуюся в милиции ситуацию, когда при попустительстве общего прокурорского надзора массово игнорируется применение норм Административного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за незаконное потребление наркотических веществ. Да и нынешнее умонастроение общества, когда главной национальной идеей становится НАЖИВА, общая нацеленность каждого на достижение достатка любым путем не улучшает общее положение.

Существуют непрофильные общественные организации, которые пытаются участвовать в контроле наркопотребления. Можно упомянуть действующий в Петербурге Всемирный духовный университет Брахма Кумарис или различные сайентологические организации. Общения с сайентологами мы просто избегаем, так как их течение признано в мире деструктивной сектой, Министерство здравоохранения официально заявляет об опасности сайентологии, разрушающей, меняющей человеческую личность.

Университет Брахма Кумарис первым в нашем городе издал рассчитанную на массового читателя книжку «Скажи наркотикам нет», которая и послужила нам поводом для знакомства. Однакко лично я до сих пор некомфортно чувствую себя среди русских людей, забывших свою культуру и воспринявших чужую.

На федеральном уровне с общественными организациями России готовы сотрудничать многие международные организации. Конечно, в первую очередь назовем некоммерческую организацию «Европейские города против наркотиков». Сегодня в ее состав входят около 250 городов. В Санкт-Петербурге с 1999 года, в Риге с 2002 действуют региональные офисы ECAD, планируется открытие офиса в Вильнюсе. Сегодня уже 40 российских городов и МО образуют российскую ветвь ECAD. На повестке дня вопрос о более активной работе регионов в рамках ECAD. Так как размер членских взносов для российских городов уменьшен в 10 раз, это не может служить серьезным препятствием для вступления при наличии у городских властей желания работать в ECAD. Основная идея – противостоять легализации наркотиков и на основе обмена опытом и сотрудничества экспертов-практиков с учеными осуществлять подготовку в высшей школе специалистов по антинаркотической политике и управлению. Второй год кафедра конфликтологии философского факультета СПбГУ проводит эксперимент по подготовке магистров по программе «наркоконфликтология». Мы надеемся перейти к целевой контрактной подготовке наркоконфликтологов под конкретные рабочие места в администрациях различных уровней.

Только что прозвучал доклад Пера Юханссона, секретаря «Всешведского союза за общество без наркотиков». Все могут сами сделать выводы о деятельности этой организации. С января 2002 года RNS постоянно работает в России, а также Белоруссии и Молдавии.

В 2003-2004 годах Санкт-Петербургским центром развития некоммерческих организаций было проведено исследование деятельности НКО города и сделаны интересные выводы. По материалам исследования были выпущены две брошюры под рубрикой «Материалы для общественных дискуссий». Это, во-первых, «НКО в системе наркологической помощи населению Санкт-Петербурга: потенциал взаимодействия», в которой рассмотрены общие вопросы профилактической и лечебно-реабилитационной деятельности, дан список НКО города, принимавших участие в исследовании, и опубликованы выдержки из аналитического доклада «Прикладной бюджетный анализ целевых социальных программ Санкт-Петербурга с учетом выделения разделов, возможных для исполнения НКО» начальника аналитического отдела ЗС СПб А.А.Вейхера. И во-вторых, «Профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни в Санкт-Петербурге» – попытка проанализировать профилактическую работу в Санкт-Петербурге и оценить существующее положение с институциональных позиций, выявить проблемные области и сформулировать предложения по изменению положения.

Не умаляя важности и своевременности исследования, хочу обратить внимание на обойденный исследователями вопрос о неравномерности распределения общественных организаций. Если наркоугрозу представить как совокупность четырех областей: молодежного наркотизма, наркомании, наркокультуры и наркопреступности, то сразу станет очевидно, что где-то с НКО у нас густо, а где-то пусто. Сегодня уже никто не спорит, что одновременно необходима одинаково активная работа на двух направлениях: борьба со спросом и борьба с предложением. Но это день вчерашний. Сегодня необходима активная работа на четырех указанных выше направлениях, активно поддерживающих и подпитывающих друг друга. Такая задача по силам только Госнаркоконтролю. Мы думаем, что технологиями финансового антинаркотического менеджмента она решается. Главное – решать.

Из вопросов к докладу

Вопрос был по большому счету один, зато коварный. Гостья из Казани обратила внимание Г.В.Зазулина на расположенный прямо рядом с Московским вокзалом магазин, в котором открыто продаются предметы с наркосимволами и вообще все, связанное с наркокультурой: цепочки с металлическими кулончиками в форме листьев конопли, кепочки и футболки с надписью «Коси и забивай» и тому подобное. Вопрос подразумевался – как это можно терпеть и доколе?

Тему подхватил С.В.Ширшов, который уже имел опыт борьбы с подобными явлениями. Он рассказал, что на высказываемую в адрес подобных торговцев критику они отвечают, что никакой пропаганды наркотиков здесь нет, на футболке нарисован лист технической культуры – конопли, «коси и забивай» — это союз сельского хозяйства и промышленного производства, а ежели подходить предвзято, то и все народные мотивы вышивок и росписей с использованием изображения цветков мака – не что иное как пропаганда опийных препаратов. И все – нет никаких строгих юридических возможностей сделать что-либо с такими «предпринимателями». Требуется серьезная работа в этом направлении законодательной власти.



© ECAD Россиия 2000-2004