Рекомендации фонда «Город без наркотиков» по созданию общественных координационных советов в регионах

10.06.2022

1. Координационный центр создаётся для получения информации от населения, обработки её и передачи для реализации в правоохранительные органы или в прессу.

2. Обязательное создание «горячей линии» для получения информации от населения. «Горячая линия» должна постоянно упоминаться и рекламироваться в СМИ.

Например, в Екатеринбурге с 1999 года действует пейджер, куда население скидывает сообщения об известных фактах наркокоррупции и наркоторговли. На сегодняшний день на пейджере более 35000 сообщений (пейджер продублирован также в Госнаркоконтроле, имеет смысл продублировать его и в ФСБ). Это позволило создать уникальную базу данных и полностью видеть ситуацию по городу.

Предположения скептиков о том, что через пейджер соседи будут сводить счёты друг с другом, не оправдались. Огромное большинство граждан – люди честные и добросовестные, и получаемые сообщения – дельные и своевременные. Полученная информация обрабатывается, проверяется (это очень просто, потому что торговлю наркотиками скрыть невозможно – она всегда на виду) и от имени общественной организации передаётся в правоохранительные органы (обязательно фиксируется исходящий номер). Правоохранительные органы обязаны ответить в установленные законом сроки. Если ответ не поступил или ответ маловразумительный, информация передаётся в прокуратуру. Практика показывает, что работа в этом направлении с прокуратурой гораздо более эффективна. (Проще работать Окружной прокуратуре, которая с местной милицией ещё не связана добрососедскими отношениями. Как правило, в Окружной и Областной прокуратурах в ходе продолжительной совместной работы появляются люди, отвечающие непосредственно за контакт с общественной организацией и за данное направление в работе. С этими конкретными людьми работать значительно проще, так как сталкиваясь с этой проблемой ежедневно, они начинают смотреть на ситуацию не только глазами прокурорского работника, но и гражданина России. Существование общественной организации, отслеживающей любые нарушения закона по делам о наркоторговле, иногда позволяет сглаживать имеющиеся межведомственные противоречия.) Если результата нет, информация передаётся в прессу. А иногда, в особо запущенных случаях, сразу же передаётся в прессу.

3. Работа с Госархстройнадзором и с налоговыми органами.

Везде, где долгие годы торговали наркотиками, появляются огромные цыганские особняки, построенные на деньги от наркоторговли.

Как правило, их владельцы ни дня нигде не работали и не могут представить ни одного документа. Кроме того, появление гигантских особняков на нетрудовые деньги справедливо вызывает негодование местного населения. Нам в Екатеринбурге удалось создать прецедент сноса цыганских особняков. Радовался весь город!

Все дома наркоторговцев, как правило, на виду. В таких городах, как Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, и других можно пригласить представителей прессы, отфотографировать все эти особняки, сделать соответствующее официальное заявление в Госархстройнадзор и налоговые органы. Продублировать это заявление в прокуратуру. И не снимать с контроля.

4. Ежедневное получение информации со станции скорой помощи о количестве ломок, передозировок и смертельных случаев. Данные «скорой помощи» – это единственные реальные цифры. Они дают возможность увидеть динамику (улучшение/ухудшение ситуации), кроме того, есть возможность для серьёзного анализа.

Например, всплеск передозировок указывает на появление в городе чистого героина. Всплеск ломок указывает на то, что героина в городе нет. Выстроив эти кривые, можно накладывать их на расписание поездов и самолётов, а также привязывать к другим событиям. Благодаря этим графикам чётко определяются периоды в году, а также дни недели, когда активизируется или спадает наркоторговля. (К нашему безграничному удивлению, милиция в нашем городе эти цифры не запрашивает.)

5. Необходимо ежемесячно получать информацию из Центра СПИДа.

Количество ВИЧ-инфицированных дополняет общую картину.

Информацию из Центра СПИДа и со станции скорой помощи может получать и заносить в компьютер один человек.

6. Ежедневная работа с родителями наркоманов и самими наркоманами.

Обязательно на местах должны быть консультационные центры (где совсем не обязательно задействовать наркологов). Все родители наркоманов знают, что первоочередная задача – это прекращение наркоторговли. Родители наркоманов практически всегда знают, где их сын покупает наркотики, и готовы об этом говорить.

У нас, например, каждый вновь поступивший наркоман рассказывает о точках сбыта наркотиков и, как правило, готов участвовать в проверочной закупке.

7. Работа с информацией о наркоторговцах, задержанных в результате операций сотрудников правоохранительных органов.

Необходимо отслеживать дела по наркоторговцам во время следствия и обязательно надо отслеживать суд. Через некоторый промежуток времени (в течение нескольких месяцев) выявляются следователи, через которых закрываются или прячутся дела. Выявляются суды и судьи, особенно лояльные к наркоторговцам. Это надо обязательно доводить до сведения населения и информацию об этом обязательно давать на телевидение. В Екатеринбурге каждый судья знает, что если он отпустит наркоторговца или даст ему маленький срок, завтра же о нём будет знать весь город.

В каждом крупном городе существуют наркоторговцы (и точки наркоторговли), о которых знают все, и которые долгие годы остаются безнаказанными. От лица общественной организации делается запрос в прокуратуру о том, возбуждались ли на это лицо или по этому адресу уголовные дела. Если возбуждались, то почему наркоторговец находится на свободе и кто в этом виноват. Нам в Екатеринбурге при помощи Окружной и Областной прокуратур удалось сделать такое несколько раз. Так, например, была «закрыта» наркоторговка Морозовская, торговавшая 16 лет.

8. Работа с судами.

Необходимо иметь информацию по судам о днях, когда назначаются дела по серьёзным наркоторговцам, и собирать прессу на эти суды. Обязательно освещать наиболее значимые процессы. (Когда судьи знают, что за ходом дела смотрят общественность и пресса, то наркоторговцы получают совсем другие сроки.)

Например, в Екатеринбурге (полтора миллиона жителей) семь районных судов. У нас отвечает за это один человек, и он с этим справляется.

9. Ежедневный просмотр всей центральной прессы и всех телевизионных передач.

Отслеживаются все публикации и репортажи, связанные с крупными задержаниями наркоторговцев (это даёт возможность отследить судьбу уголовных дел), по наркокоррупции и наркоситуации на местах. (Кроме того, анализируя все статьи, можно чётко понять, кто чьи интересы представляет и кто кого лоббирует.)

Для этого тоже нужен всего один человек.

10. Создание бесплатных реабилитационных центров – это отдельная задача.

Мы готовы поделиться опытом. А в каких-то отдельных тяжёлых случаях готовы принимать на реабилитацию к себе.

11. Необходимо создать сайт и раскрутить его.

Ежедневно на сайт должна заноситься информация о проделанной работе. Обязательны «Гостевая книга» и «Форум».

Один из показателей интереса общества – это посещаемость сайта.

12. Необходим ежедневный постоянный контакт с правоохранительными органами.

Необходимо оказывать моральную, материальную, информационную поддержку тем сотрудникам, которые непосредственно занимаются борьбой с наркотиками. Но помощь эта должна быть адресная. И обязательный общественный контроль.

 

© 1995-2006. Дизайн: Сергей Ушаков; сопровождение: