«Злоупотребление наркотиками на рабочем месте»

Санкт-Петербургский университет
спецвыпуск (3667), 20 апреля 2004 года
доклад

Злоупотребление наркотиками 
на рабочем месте. 
Как развивать систему профилактики?

Из опыта работы ООО «Тюменьтрансгаз»

Наркомания – это мировая проблема в ряду тех, что угрожают гибелью человечеству. Наркомания – это прямой вызов всему сообществу, следствием которой являются наркоманы рабочие, наркоманы инженеры, наркоманы врачи, наркоманы политики, наркоманы военные и т.д. Речь идет о глобальной общественной проблеме, причем многоаспектной, включающей медицинскую, социальную, экономическую, правоохранительную, педагогическую сферы, международные и межконфессиональные отношения, формирование субкультур, изменение общественной социальной психологии.

Людмила Степановна Алексеева, руководитель Центра педагогической профилактики наркомании ООО «Тюменьтрансгаз», г.Югорск Тюменской области.

Людмила Степановна Алексеева, руководитель Центра педагогической профилактики наркомании ООО «Тюменьтрансгаз», г.Югорск Тюменской области.

Вероятность соприкосновения с проблемой нарко-преступности, созависимости, влияние наркотической субкультуры на систему ценностей общества, социальный и экономический ущерб, наносимый наркотиками, делают всех нас причастными к проблеме.

Наркотизация населения выдвинула перед обществом задачу – необходимость организовать всестороннюю антинаркотическую деятельность как постоянную составляющую социальной политики. Общепризнано, что эффективность данной деятельности может быть достигнута только при координации и сочетании усилий как государственных структур, так и различных институтов общества. К сожалению, координирующую роль в организации деятельности по борьбе с наркоманией и наркобизнесом государственные структуры на себя до сих пор не взяли. На сегодняшний день, пожалуй, единственная сила, пытающаяся реально объединить общество – это общественные организации.

А содержание проблем наркотизации населения, ее аспекты обуславливают участие в антинаркотической работе в первую очередь следующих институтов: системы здравоохранения, системы образования, правоохранительной системы, то есть государственных структур.

Каждый из этих институтов имеет принципиальное значение для организации эффективного воздействия на процесс наркотизации населения по трем основным направлениям: лечение, профилактика, правовое противодействие.

Особое значение имеют также средства массовой информации, которые, с одной стороны, зачастую определяют формирование современного мировосприятия, с другой, могут быть наиболее значимым инструментом в пропаганде здорового образа жизни, формировании позитивных стандартов, организации антинаркотической социальной пропаганды и рекламы.

Сегодня мы собрались, чтобы говорить о наличии еще одного института – это министерства и ведомства, государственный и частный бизнес, если конкретней, то это рабочее место.

Но для начала хотела бы рассказать вам о предприятии, которое представляю.

Сегодня на предприятии трудятся более 30 тысяч человек. Это работники, обладающие богатейшим опытом в области строительства, освоения новых мощностей, эксплуатации и ремонта сложного газотранспортного оборудования и систем в экстремальных условиях севера Западной Сибири. Этот суровый край открывает душу не сразу и не каждому. Север проверяет людей на прочность. «Много званных, да мало избранных», – сказано в Писании. Так и здесь, на земле Югорской остаются лишь те, кто не боится тяжелого труда и лютых морозов, кто умеет дружить и не спасует в критических ситуациях, чьи помыслы чисты, а планы дерзновенны. Такие люди работают в системе «Тюменьтрансгаза» – предприятия, отметившего свой тридцатисемилетний год рождения. Руководство Общества убеждено в том, что именно люди, с их самоотверженностью, профессионализмом, творческим подходом к делу – главное богатство предприятия! Вот поэтому им глубоко не безразлично, какое поколение молодых людей придет на смену ветеранам. Сможет ли молодежь найти себя в жизни, самореализоваться, противостоять жизненным трудностям. Коснется ли наших детей и молодых работников предприятия страшное слово – наркомания.

К сожалению, у нас в России никто не ведет статистики об уроне, который наносит наркомания экономике страны.

Так что же представляет из себя работник, употребляющий наркотики?

Это человек с большими проблемами в здоровье, поэтому он часто находится на больничном. Это человек, который нарушает трудовую дисциплину, часто допускает необоснованные прогулы и опоздания, неожиданные краткосрочные отпуска, нетрудоспособность в определенные дни, срывы на работе, невыполнение работы в срок, перемены в настроении, препирательства и конфликты с коллегами, не говоря уже о явных симптомах, указывающих на проблему употребления наркотиков (употребление наркотиков в рабочее время или приход на работу в наркотическом опьянении). Под большим вопросом находится его профессиональная пригодность, так как работает он хуже, менее эффективно и менее ритмично. Это человек, который является постоянным источником тревоги и беспокойства для окружающих людей, по причине непредсказуемости его поведения, создания ситуаций с повышенным риском несчастных случаев и аварий. Он не в ладу с законом, поскольку наркотики приобретаются в криминальной среде. Самое распространенное преступление – воровство. Поэтому жертвами могут стать сослуживцы, знакомые, члены семьи, окружающие люди, место работы.

Да, у нас не принято считать экономические последствия наркотизации, а ведь туда, помимо прямого ущерба (затраты на антинаркотическую работу, включая лечение и правовое противодействие, ущерб от наркопреступности и наркопреступлений, совершаемых наркозависимыми), входит и косвенный ущерб, например, экономические потери общества от фактов травматизма, причиненного лицами, допускающими немедицинское употребление психоактивных веществ (ДТП, повлекшее смерть или причинение вреда здоровью, нарушение правил безопасности на производстве); потери от невозможности осуществлять нормальную трудовую деятельность как самими наркозависимыми, так и их работоспособными родственниками и близкими (созависимыми).

Выходит, что даже по чисто экономическим параметрам проблема профилактики наркомании на рабочих местах является жизненно необходимой. И роль работодателей в ее решении основополагающая. А общественные организации могут лишь содействовать осуществлению данных проектов.

Не отвлекаясь от специфики своей непосредственной деятельности, предприятия и организации должны взять на себя осуществление следующих функций:

  • внутрипроизводственный мониторинг наркоситуации;
  • определение и осуществление мероприятий по приоритетным направлениям в работе по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами;
  • обмен информацией между заинтересованными государственными организациями и ведомствами, а также осуществление межведомственного взаимодействия в различных формах;
  • привлечение к своей деятельности общественных формирований.

Лично нам очень важно было представить свое место в общей деятельности, направленной против зла наркотизации общества. Мы думаем, что «линия защиты» молодежи должна выглядеть так:

  • первая линия обороны – пограничники, работники таможенных служб. Они выполняют заградительно-карающие функции. Их задача – отлов наркокурьеров, выявление караванов с зельем.
  • вторая линия обороны – работники МВД, правоохранительных органов. Выполняют карающе-профилактическую функцию. В их задачи входит отлов, выявление наркодельцов, наркоторговцев, распространителей наркотического зелья.
  • третья линия обороны – работники медицинских учреждений. Их функция гуманистического спасения. Они осуществляют медицинскую помощь при отравлениях, лечение, просветительскую и пропагандистскую деятельность.
  • четвертая линия обороны – работники сферы народного образования, Министерства и ведомства – рабочие места, работники культуры и спорта, СМИ. Они выполняют гуманистическо-профилактическую функцию. Ведут превентивную просветительско-пропагандистскую и «отвлекающую» молодежь от наркотиков деятельность.
  • пятая линия обороны – семья. Она призвана аккумулировать и реализовывать все функции вышеназванных организаций и органов.

Только эффективное объединение усилий представителей всех «пяти фронтов», объединение усилий регионов, реальная заинтересованность всех, стоящих в обороне от зла наркозависимости, и информатизация населения о технологиях борьбы с ним, может поставить существенный заслон наркобизнесу.

Руководство ООО «Тюменьтрансгаз», взвесив реальную наркогенную ситуацию, складывающуюся в России, в регионах, где расположены филиалы предприятия, пошло на конкретные меры по созданию проекта по профилактике наркозависимости среди работников и членов их семей.

Возглавил проект генеральный директор ООО «Тюменьтрансгаз», депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа Павел Николаевич Завальный , а руководит работой по реализации проекта заместитель генерального директора по социальным вопросам и кадрам, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Павлович Холманский. Уже один факт, что такую работу возглавили первые руководители предприятия, говорит о серьезности задуманного и позволяет надеяться на успех.

Над Комплексной программой профилактики в ООО «Тюменьтрансгаз» начали работать в декабре 2000 года. Разработчики должны были найти верные ответы на многие вопросы. Правильно расставить приоритеты. Четко выстроить систему. Нарисовать алгоритмы деятельности. Продумать систему управления процессом, систему взаимодействия с различными организациями и учреждениями. Изучить правовые документы.

Перед нами, как на чашах весов, находились два понятия – «производство» и «работник». Да, защита производства от людей, больных наркоманией, это самая главная задача. От этого зависит безаварийность, стабильность, успешность работы предприятия и, как следствие, бесперебойная работа огромного количества предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья, тепло в домах людей. По какому пути пойти? Объявить непримиримую войну наркоманам? Но одной борьбы, какой бы жесткой и непримиримой она ни была, недостаточно. Ведь профилактика – это, прежде всего, представление возможности человеку формировать здоровое поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального благополучия. Поэтому для себя мы сделали вывод, что «защита человека» для нас выходит на первый план, только человек, ведущий здоровый образ жизни, сделает все для процветания предприятия, где он трудится. А программа профилактики должна дать людям достоверную информацию о вреде наркотиков, обеспечить им возможность укрепить физическое, психическое и духовное здоровье.

Исходя из объективных условий и стратегии сдерживания наркомании в подразделениях Общества, в трассовых поселках, в городах, разработана концепция комплексной активной профилактики, которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы объединение в единый комплекс образовательных, административных и социальных мер, что обеспечит достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности подразделений ООО «Тюменьтрансгаз» и возможности общеобразовательных учреждений, детских садов, а также использовать достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании.

При аппарате управления Общества был создан Совет профилактики, в который вошли руководители различных отделов и служб (отдел кадров и трудовых отношений, отдел по связям с общественностью, юридический отдел, медицинская служба, отдел охраны труда и технике безопасности, служба безопасности, отдел социального развития, профком, дирекция культурно-спортивного комплекса). Возглавил Совет профилактики зам. генерального директора С.П.Холманский.

Основной целью работы Совета профилактики является интеграция усилий и координация деятельности всех служб ООО «Тюменьтрансгаз» в направлении профилактики наркозависимости среди работников предприятия и членов их семей. Совет анализирует наркогенную ситуацию, сложившуюся в филиалах и на территориях, где расположены филиалы. Вырабатывает стратегию и тактику в проведении профилактической работы на местах. Осуществляет планирование деятельности. Заслушивает руководителей служб и филиалов.

На базе отдела социального развития создан Центр педагогической профилактики наркозависимости среди работников ООО «Тюменьтрансгаз» и членов их семей. В Центре работает всего один человек – педагог с 25-летним педагогическим стажем. Основной целью деятельности Центра является осуществление методического обеспечения, организация просветительской антинаркотической деятельности. Центр осуществляет мониторинг состояния наркогенной ситуации, разрабатывает и внедряет профилактические программы, ведет обучение субъектов реализации программ профилактики, осуществляет связь с общественными и государственными организациями, создает банк данных по всем направлениям профилактической деятельности т.д.

Центром профилактики в январе – мае 2001 года было проведено социологическое исследование по теме «Социология наркотизма». Исследование проходило в филиалах общества, школах городов и трассовых поселков. Мы хотели увидеть уровень наркотизации в рабочей и школьной среде, узнать, как относятся молодые работники и старшеклассники к проблемам, связанным с употреблением наркотиков, выявить факторы, влияющие на формирование отношения к проблеме и определить наличие групп риска. И самое главное, наметить пути изменения отношения к проблеме и способы формирования мотивации на отказ от употребления наркотиков в рабочей среде.

Методом исследования явился анонимный анкетный опрос с различной степенью формализации. Для опроса использовалась анкета (23 вопроса). Возраст молодых людей, которым предлагалась анкета, от 15 до 30 лет. За основу было взято социологическое исследование, проводимое в Санкт-Петербурге, разработанное в Министерстве здравоохранения, НИИ наркологии РФ, Национальном бюро по наркотикам.

В анкете содержались утверждения относительно причин и последствий употребления наркотических средств, о социальных, медицинских и юридических последствиях вовлечения в сферу потребления наркотиков. Эти утверждения следовало подтвердить или опровергнуть. Таким путем предполагалось выявить основные заблуждения, касающиеся проблемы наркомании, и определить, какая информация необходима молодым людям для адекватной оценки последствий наркотизации.

Кроме данного исследования проводились экспертные интервью с наркологами, сотрудниками психоневрологического диспансера, психологами, социальными работниками, общественными и государственными служащими, руководителями филиалов и служб Общества. Суждения, мнения, оценки, получаемые в ходе таких встреч, являются серьезным материалом, который помогает увидеть реальную картину на местах и помогает при разработке мер по профилактике наркомании.

Сложившаяся в ООО «Тюменьтрансгаз» к 2001 году ситуация, связанная с наркотизацией общества, показала, что молодые работники филиалов и дети работников находятся в среде повышенного риска вовлечения в сферу употребления наркотиков. Что уже некоторые родители – работники предприятия столкнулись с этой страшной бедой. На рабочих местах возникают проблемы с молодежью, которая начала пробовать наркотики. Это в основном марихуана, которую не считали за наркотик и могли курить в рабочее время. И, самое неприятное, общественное мнение либерально относилось к таким фактам. Большинство наркоманам сочувствовало, остальным было все равно. Проблема усугублялась тем, что газовики стабильно получали зарплату с северными надбавками, а это притягивало к ним наркодельцов. Даже труднейшие транспортные пути (вертолеты, зимники) не могли остановить продавцов. Поэтому даже в трассовых поселках, окруженных болотами и тайгой, стали появляться наркотики, в том числе и героин.

Результаты исследований окончательно убедили руководство Общества в необходимости профилактической деятельности на предприятии.

В мае 2001 года на Совете профилактики была принята Комплексная программа профилактики наркозависимости среди работников ООО «Тюменьтрансгаз» и членов их семей. Программа была одобрена в НИИ наркологии МЗ России Натальей Александровной Сиротой – доктором медицинских наук, профессором, руководителем отдела профилактики. А в рамках образовательной программы «Разработка региональных систем профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью» наша программа была успешно защищена и получила диплом Министерства образования РФ.

Основными целями реализации нашей программы является предупреждение реального приобщения работников и их детей к алкоголю и наркотикам. Убеждены, что к достижению этой цели можно подойти через формирование установки на здоровый образ жизни, интеграцию антинаркотической деятельности производства, семьи, школы, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, общественных и государственных организаций на всех территориях, где расположены филиалы Общества.

Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование – важнейшей задачей социальной политики ООО «Тюменьтрансгаз».

Комплексная программа профилактики наркозависимости является только частью проекта по формированию здорового образа жизни работников Общества и членов их семей. Сюда относятся программы по улучшению условий труда и целевой подготовки специалистов, программа развития физической культуры и спорта и программа информационно-культурного обеспечения, продовольственная программа и программа медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и летнего отдыха работников и членов их семей, жилищная программа и программа социальной защиты материнства, программа социальной защиты работников, молодежи и молодых семей, социальная защита ветеранов, пенсионеров, малоимущих и охрана окружающей среды. Только в таком комплексе мы можем рассчитывать на успех программы профилактики наркозависимости.

А о том, что вся это система живет и действует, можно судить по тому факту, что ООО «Тюменьтрансгаз» стал победителем всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» 2002 года.

Начиная проект по профилактике наркомании на рабочем месте, мы отдавали себе отчет в том, что встретим некоторое сопротивление со стороны руководителей производства. «Мы занимаемся делом, качаем газ, и без этого забот полон рот», – так или примерно так рассуждало большинство из них. Поэтому, во-первых, нам надо было убедить всех в необходимости данной работы, во-вторых, систему профилактических действий заложить в сам производственный процесс.

Администрация Общества приняла серьезные правовые меры по защите производства от людей, больных наркоманией.

Это обязательное знакомство претендентов на рабочие места с информацией о политике ООО «Тюмень-трансгаз» по отношению к алкоголизму и наркомании.

Это проверка на наличие наркотиков в организме человека при приеме на работу.

Это система очередных и внеочередных медицинских осмотров работников из «группы риска», проверка при подозрении в приеме наркотических веществ или перед выполнением работ в особо опасных условиях.

Это возросшая ответственность руководителей на всех уровнях за безопасность и качество выполняемых работ, за микроклимат в коллективах, за создание условий для здорового образа жизни работающих и членов их семей.

К сожалению, осуществляя многие жизненно необходимые профилактические меры по защите своего предприятия, где большинство филиалов связаны с источниками повышенной опасности, мы остро ощутили слабость существующей законодательной базы. Одно дело декларировать, что в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и что можно расторгнуть трудовой договор с человеком, появившимся на работе в состоянии наркотического опьянения. И совершенно другое – доказать, что работник – наркоман, при этом не нарушить права человека, не погрязнуть в долгих судебных разбирательствах. А на рабочих местах декларации не пройдут, нужны четкие алгоритмы действий на все ситуации, которые могут возникнуть в любой момент, и решать их надо обязательно с опорой на закон.

Система деятельности по профилактике наркозависимости в филиалах Общества стала выглядеть следующим образом: ЁРуководитель филиала отвечает за реализацию программы профилактики наркозависимости на своем предприятии. Он заслушивает на оперативных совещаниях информацию о состоянии наркогенной ситуации и профилактической деятельности в филиале, принимает решения по поводу проблем, связанных с употреблением наркотиков работниками, дает указания на проведение внеочередных медицинских осмотров при подозрении в употреблении работниками наркотических веществ. ЁОтветственный за работу по профилактике наркозависимости (уровень зам.начальника) осуществляет связь с Советом и Центром профилактики наркозависимости ООО «Тюменьтрансгаз», совместно с руководителями филиала планирует работу, организует работу по мониторингу наркогенной ситуации, осуществляет связь с администрацией города или поселка, с органами МВД, медицинскими учреждениями по вопросам наркозависимости работников филиала, периодически докладывает руководителю филиала о состоянии наркогенной ситуации и профилактической деятельности на предприятии, выходит с предложениями о проведении внеочередных медицинских осмотров для групп риска или работников с подозрением на употребление наркотических средств.

Первым в процесс профилактики включается Отдел кадров и трудовых отношений, когда, при желании кого-либо устроиться на работу, вручает ему листок с информацией, где изложена политика ООО «Тюменьтрансгаз» по отношению к наркомании. Далее претенденту на рабочее место предлагается пройти экспресс-тестирование на выявление наркотиков в организме человека. Обратите внимание на слово «предлагается», мы не требуем, но таково наше условие, если вы хотите работать в ООО «Тюменьтрансгаз» – предприятии с повышенной опасностью условий труда. Такое положение действует с июня 2002 года. Руководители Общества считают, что отказ от проведения проверки на наркотики обойдется дороже, чем осуществление самой проверки. Конечно мы за то, чтобы у нас в России, возобладал здравый смысл, чтобы, наконец, узаконили проверку на наличие в организме наркотических веществ при приеме на работу и не только. Знаем, что Московская городская Дума внесла на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 44 и 45 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (внесен 24.06.2003).

Далее вы пройдете через отдел охраны труда и техники безопасности, и не раз еще вам придется сдавать экзамены, в билеты которых включены вопросы по профилактике наркомании. В кабинете вас ждет уголок, рассказывающий о вреде наркомании, а специалисты обязательно поднимут вопрос во время техучебы. Работники отдела проконтролируют ваш выход на работы, связанные с опасными условиями труда.

В здравпункте вы увидите «санбюллетень», уголок профилактики наркомании, ВИЧ-инфицирования, гепатита и т.п. Фельдшер обязан проводить лекции, беседы, консультации. Здесь же берутся экспресс-анализы на содержание в организме наркотиков при поступлении на работу. А по приказу руководителя филиала фельдшер проведет очередные и внеочередные медицинские осмотры по выявлению в организме работника наркотических веществ через экспресс-тестирование.

Служба безопасности обязана следить, чтобы на территории филиала не находились работники в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы на территории не происходила торговля наркотиками.

Свои задачи поставлены перед различного уровня руководителями производства. Задачи и огромная ответственность за безопасность людей, за безаварийное состояние стратегически важного производства.

Деятельность по реализации политики ООО «Тюменьтрансгаз» в области профилактики наркозависимости требует от современного руководителя дополнительных знаний по психологии, педагогике, медицине, праву. Ему необходимо иметь хотя бы общие представления о немедицинском потреблении наркотических веществ, уметь заметить факты приобщения к одурманиванию, знать, как поступить, если работник появился на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения, как помочь человеку, находящемуся в состоянии наркотической комы, как действовать, чтобы все это было в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центром профилактики были выпущены «Методические рекомендации» по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, «Методический материал для работы по профилактике наркомании», предназначенный для ответственных за профилактическую работу в филиалах ООО «ТТГ». Были разработаны совместно с главным врачом наркологического диспансера, начальником ОБНОН Югорского ОВД алгоритмы деятельности по проведению экспресс-тестирования на содержание в организме человека наркотиков. Было подробно расписано, как действовать руководителям филиалов, если возникло подозрение в том, что работник употребил наркотик, что делать, если работник отказывается от проведения в условиях фельдшерского пункта анализа с помощью экспресс-тестирования и т.п.

Центр профилактики периодически рассылает по филиалам посылки с методическими материалами, книгами, буклетами, плакатами. Многое делается в самом центре с помощью интернета и множительной типографии Общества. Центр поддерживает связь с издательским домом «Нарконет». Мы являемся самыми крупными подписчиками журнала «Нарконет». Покупаем у них плакаты, буклеты и книги. Поддерживается связь и с другими издательствами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

На заседаниях Совета профилактики, который собирается не реже четырех раз в году, заслушиваются руководители производства о работе, проводимой на местах. Мы видим много положительных моментов, случаются ошибки, но с уверенностью можно сказать, что людям, которые встали на путь наркомании, стало очень неуютно на наших рабочих местах, кто-то перестал «экспериментировать» с наркотиками, кто-то решился на лечение, с кем-то пришлось расстаться. В том случае, если работник нуждается в помощи, эта помощь ему оказывается в виде консультации о выборе метода, способа, места лечения, оказывается помощь по предоставлению отпуска на лечение и реабилитацию и т.п. Работающий не теряет работу в ООО «Тюменьтрансгаз», если после лечения и реабилитации он отказывается от наркотиков.

Если говорить об основных подходах к организации профилактической работы в филиалах Общества, то необходимо сказать о «предоставление альтернативы» – этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ, в которых молодые люди могли бы реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенную поведенческую активность, столь свойственную молодым. Мы выделяем четыре варианта программ, которые основываются на предоставлении альтернативы употреблению наркотиков.

  • Предложение специфической активности, например, занятия различными видами спорта, в том числе экстремальными.
  • Возможность удовлетворения специфических для молодых людей потребностей со специфической активностью, например, через участие в различных научных объединениях, через занятия художественным творчеством.
  • Поощрение участия людей во всех видах досуговой деятельности.
  • Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции, например, через участие в организации и работе молодежных движений, союзов и т.д.

В связи с этим мы большие надежды возлагаем на наши учреждения культуры и спорта, на ту систему социальной защиты, которая сложилась за годы существования ООО «Тюменьтрансгаз». Это система физкультурно-спортивной работы с ее спартакиадами, первенствами, соревнованиями для взрослых и детей. Это возможность просто поддержать свою спортивную форму после трудового дня. Это возможность раскрыть свои творческие способности на подмостках Домов культуры по всей трассе газопровода. Это участие в конкурсе самодеятельного искусства «Северное сияние». Это свои газеты, свое телевидение не только в г.Югорске, но и в трассовом поселке Бобровка, работающее «как настоящее». Это возможность поддержать свое здоровье в санаториях-профилакториях трассовых городов или отправиться на побережье теплого моря. Это возможность получить образование за счет предприятия, повысить свою квалификацию, поучаствовать в творческих и профессиональных конкурсах и т.п. Это не весь перечень того, что делает предприятие для своих работников и их семей.

C целью популяризации здорового образа жизни среди работников ООО «Тюменьтрансгаз» и членов их семей Советом и Центром профилактики в 2002 году было разработано Положение о премии «Белая птица», администрация и профком предприятия выступили ее учредителями. Целью премии является поощрение значительных достижений и поддержки инициатив административных, общественных, культурных, образовательных и спортивных организаций, средств массовой информации, а также рядовых работников ООО «Тюменьтрансгаз» и членов их семей в сфере пропаганды и популяризации здорового образа жизни.

В рамках премии поощряется передовой опыт по внедрению новых форм спортивно-оздоровительной работы, проведение просветительской работы и профилактических мероприятий по пропаганде трезвости, здорового образа жизни, информирования работников и членов их семей о пагубных последствиях потребления алкоголя, табака и других наркотиков, участие в образовательно-воспитательном процессе с целью антиалкогольного, антинаркотического воспитания подрастающего поколения. Премия дает возможность увидеть людей, активно занимающихся физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, творчеством, умеющих интересно организовать личный досуг, стремящихся к физическому и душевному здоровью. Премия поднимает проблемы величайшей ценности здоровья, роли родителей в воспитании социально и психологически здорового ребенка, участии школы в обеспечении формирования ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности и т.д.

Многое сделано, но мы, ощущая себя первопроходцами, постоянно находимся в пути. Дойдя до определенного этапа, видим необходимость что-то изменить, что-то сделать еще, на чем-то сосредоточить внимание. Хотелось бы иметь четкую картину по наличию употребляющих наркотики во всех филиалах Общества, тогда можно было бы более эффективно помочь людям, ведь время в этом случае не на их стороне. Да и не пришлось бы тратить огромные деньги на приобретение тестов для различного рода проверок, не пришлось бы обижать недоверием многих людей, которые попадают в число проверяемых. Хотя, за все время использования тест-систем, не было ни одного конфликтного случая. Можно было бы предметно заниматься вторичной и, порой, третичной профилактикой, или, не дожидаясь экстремальных ситуаций, расставаться с людьми, не желающими идти по пути выздоровления. Но отсутствие четкой правовой основы, недопонимание, а может, нежелание некоторых руководителей взять на себя ответственность, мешает нам сделать следующий необходимый шаг. Но знаем одно, что остановки на пути, который мы выбрали, не будет. Поэтому очень рассчитываем на обмен опытом с предприятиями, которые занимаются профилактикой наркомании на рабочих местах. А может, нам стоит организовать свою ассоциацию «Рабочее место без наркотиков» или что-нибудь в этом роде, тогда можно будет чаще и предметней встречаться. Надеемся, что данный международный семинар даст нам новый импульс в нашей деятельности, обогатит новыми знаниями, познакомит с опытом работы.   

Л.С.Алексеева, 
руководитель Центра педагогической профилактики наркомании 
ООО «Тюменьтрансгаз», г.Югорск Тюменской области



© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 
© ECAD Россиия 2000-2004