Здравосозидающая школа

11.07.2021

«ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ШКОЛА»
(Проект)
  Автор проекта
Директор Института валеологического образования,
ведущий научный сотрудник Института образования взрослых РАО,
доктор педагогических наук   Г.К.ЗАЙЦЕВ 

191180 Россия, С-Петербург.,
наб. р. Фонтанки, 78, Институт ВО
post.telegraph.spb.ru/users/valeo
  тел. (812) 312-29-39
факс. (812) 314-89-36
E-mail: valeo@spbtlg.ru

ОБОСНОВАНИЕ

    В настоящее время наркомания, СПИД, другие болезни и отклонения в поведении подростков и молодежи приобретают характер эпидемии. К сожалению, справиться с этими проблемами с помощью здравоохранения и милиции практически невозможно. Это — задача большепедагогическая, чем медицинская или правоохранительная. И стратегическим направлением здесь может быть работа по воспитанию у подрастающего поколения устойчивой установки на здоровый образ жизни. С этой целью в программу школьного образования рекомендуется ввести новый предмет — валеологию. Разработанная образовательная программа по валеологии построена с учетом базовых потребностей детей и направлена на формирование у них мотивации здорового образа жизни (а не знаний, как это традиционно имеет место в школе). Программа валеологического образования школьников обеспечена учебными пособиями, которые прошли успешную апробацию. 
    Проблема усугубляется тем, что в современной системе школьного образования практически не соблюдаются принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья. Поэтому сегодня школа выступает в качестве патогенного фактора, вызывающего хроническую заболеваемость и психическое перенапряжение, деформацию мотивационной и смысловой сферы занимающихся, рост у них вредных привычек, самовредительства и вредительства здоровью других людей. С учетом этого разработан и предлагается для внедрения валеологический (здоровьесозидающий) подход к школьному образованию. В его основу положена концепция удовлетворения в процессе учения детей доминирующих у них базовых потребностей в саморазвитии, самопознании, самоопределении, самосовершенствовании.

КОНЦЕПЦИЯ

«Здравосозидающая школа»

  • — Это школа, преподавание в которой строится на основе учета актуальных (доминирующих) потребностей занимающихся, что обеспечивает истинный интерес, подлинную активность, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, воспитание высших чувств, психологический комфорт и качество знаний.

  • — Это трехступенчатая школа, включающая в себя: 
       «Школу саморазвития» (1-4 классы), в которой учебные действия служат не целью (как это имеет место в традиционной школе), а средством достижения игровой цели или решения творческой задачи, благодаря чему происходит развитие способностей детей и непроизвольное овладения ими основными умениями (чтения, письма, счета, наблюдения, общения, ухода за своим телом и т.д.»; 
       «Школу самопознания» (5-8 классы), предназначенной для осознания подростками своей уникальности (особенности), преподавание в которой протекает не в форме решения частных (рутинных, навязанных учителем) задач (как это происходит в традиционной школе), а в форме свободного творческого поиска решения смысловых проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни. 
       «Школу самоопределения» (9-11 классы), главная задача которой состоит в том, чтобы помочь учащимся профессионально определиться и хорошо подготовиться (на основе качественных знаний) к продолжению обучения в других учебных заведениях.

  • — Это школа здорового образа жизни, в расписании которой имеется самостоятельный предмет (валеология), направленный на формирование у детей соответствующей установки (мотивации) и выработку у них индивидуального (валеологически обоснованного) способа жизнедеятельности (фактора общего благополучия и защиты от наркомании, СПИДа и других прогрессирующих болезней).

  • — Это школа восстановления здоровья с помощью психокоррекционных упражнений, фитопрепаратов, природных факторов и пр.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Этап I (подготовительный, 3-4 месяца): Отбор и подготовка учителей для реализации валеологического подхода к школьному образованию (в форме повышения квалификации).

  • Этап II (основной, 4 года): Разработка и реализация валеологически обоснованной методологии преподавания учебных дисциплин школьной программы.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Рост у школьников воспитанности, снижение у них общей заболеваемости, оздоровление их образа жизни (без вредных привычек и асоциального поведения).
    1. Овладение учителями валеологическими основами профессиональной деятельности, снижение у них общей заболеваемости и оздоровление их образа жизни.

    Учебно-методическое обеспечение

         


    Книги для учащихся начальных классов:

    • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра, 1994-2001 годы издания;
    • Зайцев Г.К. Уроки Айболита, 1995-2001;
    • Зайцев Г.К., Насонкина С.А. Уроки Знайки. 1998-2001. 
      Книги для учащихся 5-8 классов:
    • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма, 1997-2001;
    • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики, 2000-2001;
    • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности, 2000. 
      Книга для старшеклассников:
    • Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи), 2002. 
      Книги и статьи для учителей:
    • Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, 1997-2001;
    • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Брадик Г.М. Валеология подростков, 2000.
    • Зайцев Г.К.Валеология. Программа для средних образовательных учреждений / Школа. №5. 2001.
    • Зайцев Г.К. Валеологичесакое образование учителей / Школа. №3. 2002.
    • Зайцев Г.К. Потребностно-информационный подход в школьном образовании / Наука и школа. №2. 2002.
    • Зайцев Г.К. Время педагогики здравосозидающей / Народное образование. №6. 2002.