КТО ЗАБОТИТСЯ О КОНТРОЛЕ ЗА НАРКОТИКАМИ?

"Кто заботится о контроле за наркотиками?"
Йонас Хартелиус 
эксперт в области наркополитики 
Стокгольм, 1991.
перевод со шведского
Юлии Колесовой
  • Конвенции ООН о наркотиках - заслон на пути легализации и нелегального оборота 
    В совокупности эти конвенции представляют собой достаточно исчерпывающий свод правил, регламентирующих, как наркотические вещества должны производиться, продаваться и использоваться, а также что надлежит сделать, чтобы воспрепятствовать преступным действиям, связанным с наркотиками. В соответствии с конвенциями ООН допускается использование наркотиков исключительно в медицинских и научных целях.
  • Цели конвенций 
    Конвенции изначально были направлены на то, чтобы ограничить или, по возможности, полностью остановить предложение наркотиков для нелегального употребления.
  • Единая конвенция о наркотических средствах 1961года 
    ...преследует двойную цель: создать систему административного регулирования легального применения наркотиков, а также обозначить меры против их незаконного использования. Наркотиками считаются те средства, которые включены в перечни, приложенные к конвенции, в том числе опиум, морфин, вещества-заместители морфина, листья коки, кокаин, а также гашиш (конопляная смола) и марихуана (конопля).
  • Протокол о поправках 1972 года 
    ...содержит положения о новых формулировках по целому ряду пунктов. Это касается в первую очередь административных правил. Некоторые изменения относятся к наркополитике и носят принципиальный характер.
  • Конвенция 1971 года о психотропных веществах 
    В середине 1960-х годов в некоторых западноевропейских странах стремительно распространились новые наркотики, например, психостимуляторы и галлюциногены. Когда выяснилось, что их трудно внести в списки общей конвенции, был разработан новый документ - конвенция о психотропных веществах.
  • Конвенция 1988 года 
    "Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", стала дополнением к Единой конвенции о наркотиках 1961 года и конвенции о психотропных веществах 1971 года.
  • Практическое значение
 
КОНВЕНЦИИ ООН О НАРКОТИКАХ - 
ЗАСЛОН НА ПУТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА

    Практически во всех странах мира контроль за оборотом наркотиков базируется на конвенциях ООН. Важнейшей из них является "Единая конвенция о наркотических средствах 1961г." (Single Convention on Narcotic Drugs, 1961). Позднее появились еще три документа: протокол 1972 о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года (Protocol amending the Single Convention on Narcotic Drugs),конвенция 1971 года о психотропных средствах (Convention on Psychotropic Substances), а также конвенция 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ(Convention Against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances). 
    В совокупности эти конвенции представляют собой достаточно исчерпывающийсвод правил, регламентирующих, как наркотические вещества должны производиться, продаваться и использоваться, а также что надлежит сделать, чтобы воспрепятствовать преступным действиям, связанным с наркотиками. В соответствии с конвенциями ООН допускается использование наркотиков исключительно в медицинских и научных целях
    Конвенции имеют решающее политическое значение для того, чтобы остановить усилия, предпринимаемые в разных странах для разрешения некоторых видов наркотиков в качестве опьяняющих средств для личного пользования. Их можно назвать юридическим заслоном как на пути легализации, так и нелегальной торговли наркотиками

ЦЕЛИ КОНВЕНЦИЙ

   Конвенции не базируются на каком-либо глубоком анализе проблем, связанных с наркотиками. Они возникли "на основаниях клинического, эмпирического и прагматического характера" (Н. Бейерут, "Злоупотребление наркотиками и антинаркотическая политика", Стокгольм, 1975, стр. 28) Они являются выражением рестриктивной (ограничительной) общественно-ориентированной наркополитики. Ее основная концепция заключается в том, что необходимо "защитить индивида и общество от данного типа наркотиков" (Н. Бейерут в книге: Бейерут и Хартелиус, "злоупотребление наркотиками и контрмеры" 1984, стр. 54 и др.). 
   Конвенции изначально были направлены на то, чтобы ограничить или, по возможности, полностью остановить предложение наркотиков для нелегального употребления. Основными образцами при выработке этих конвенций явно послужили законы об обращении с ядами и аптечные распоряжения. Наркотики рассматриваются как опасные вещества, которые можно разрешить лишь для строго регламентированного применения в научных исследованиях и медицине. Таким образом, эти вещества не должны попасть в посторонние руки. 
   Объектом защиты конвенций, то есть ценностями или интересами, которые угроза наказания, содержащегося в законодательстве, призвана защищать, являются в данном случае индивид, здоровье населения и общество. Однако развернутой дискуссии о здоровье человека или нации в конвенциях не ведется. Поэтому на практике - как в конвенциях, так и в шведском законодательстве- объектом защиты является "организованное и контролируемое обращение с наркотиками для некоторых ограниченных и специфических целей". (БРО, 1982, стр. 72). 
   Защита легального обращения с наркотиками приводит к тому, что "центральным преступлением становится передача наркотических средств" (БРО, 1982, стр.72). Наказание за хранение наркотиков на более ранних стадиях вводилось в качестве юридического средства, позволяющего возбудить уголовное преследование за передачу. 
   Только в связи с более тонким анализом особенностей и путей распространения наркоэпидемий, которых до начала 60-х годов было задокументировано очень немного, хранение и незаконное обращение с наркотиками стали центральными для понимания развития наркомании и роста наркорынка, составляющего основу международной наркопреступности. В международных конвенциях и шведском законодательстве не делается разницы между различными по происхождению видами наркомании, хотя различные виды наркомании (медицинская, самостоятельно сложившаяся, эпидемическая и эндемическая формы) имеют совершенно разную основу и разные модели преступности. Соответственно, и меры контроля, направленные против них, должны быть различны
   Классификация видов наркомании по их происхождению была введена только в 1965 году Нильсом Бейерутом (см. Бейерут, "Общество и вопрос о наркотиках", Стокгольм, 1968, стр. 100-121). 


ЕДИНАЯ КОНВЕНЦИЯ О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ 1961 ГОДА

   Единая конвенция преследует двойную цель: создать систему административного регулирования легального применения наркотиков, а также обозначить меры против их незаконного использования. Наркотиками считаются те средства, которые включены в перечни, приложенные к конвенции, в том числе опиум, морфин, вещества-заместители морфина, листья коки, кокаин, а также гашиш (конопляная смола) и марихуана (конопля). 
   Каждая страна имеет право добавить к разряду наркотиков другие вещества. Конвенция содержит подробные правила, как исчисляется легальная потребность в наркотиках, в какой форме статистические данные подаются в контролирующие органы ООН и каким образом должен осуществляться административный контроль за наркотиками
   Страна, присоединившаяся к конвенции, должна "ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение, и хранение" (статья 4 с). В соответствии со статьей 33 присоединившиеся страны должны запретить хранение наркотических средств без соответствующего разрешения. Они должны принимать "внутригосударственные меры для координации превентивных и репрессивных мероприятий против незаконного оборота" (статья 35). 
   Среди тех действий, которые, будучи произведены с умыслом, считаются преступлениями и влекут за собой наказание, следует отметить выращивание, производство, изготовление, хранение, предложение, покупку, продажу и проч. (статья 36). Само употребление (по-английски "use") не включено в список действий, влекущих за собой наказание, но он и не исключено из другого списка действий, противоречащих конвенции, которые сторона должна облагать наказанием (с опорой на статью 39). 
   Все наркотики, вещества и материалы, которые используются или предназначены для использования в совершении преступления в соответствии со статьей 36, должны быть изъяты (статья 37). 
   Сторона, которая считает, что это целесообразно для защиты здоровья населения, может вводить у себя более суровые меры"Независимо, от каких либо постановлений настоящей Конвенции, ничто не препятствует, или считается препятствием, Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией" (статья 39). Общая конвенция по наркотикам может быть изменена (статья 47). Присоединившаяся сторона может выйти из конвенции (статья 46.1). Конвенция может также быть отменена (статья 46.3). Все противоречия должны разрешаться Международным судом (статья 48). 
   В действительности возникали дискуссии о том, как следует истолковывать те пункты конвенции, которые касаются хранения наркотических средств для собственного употребления, наказания за немедицинское использование, а также какие меры наказания при этом необходимы. Для того, чтобы не возникало проблем с истолкованием конвенции, ООН разработала официальный комментарий, "Commentary on the Single Convention on Narcotic Drugs" (ООН, 1973). 
   Комментарий закрепляет (стр.111), что каждая страна по собственному решению определяет, в какой мере она желает "обложить наказанием немедицинское употребление наркотиков наркоманом или предпочитает вести профилактику наркомании только путем административных и правовых мер, направленных против выращивания, производства и продажи наркотиков". Здесь мы видим на наглядном примере, что конвенция направлена в первую очередь на регулирование предложения наркотических средств, а не на уменьшение спроса. 
   В комментарии можно найти длинное рассуждение о том, как следует истолковывать понятие "хранение наркотиков". Вывод делается такой, что наказуемым действием является только "хранение с целью продажи", но не "хранение для личного использования". Если же сторона считает, что и хранение для личного употребления должно быть наказуемо, ей предлагается отказаться от тюремного заключения и ввести в качестве мер штраф или предупреждение. 
   В Швеции "хранение" всегда включало в себя "хранение для личного пользования" (сравни SOU1967:41, стр.70, Ds Ju1986:8, стр. 26). В 70-е годы существовала судебная практика невозбуждения уголовных дел (см. Уголовно- процессуальный кодекс глава 20, параграф 7) при хранении "небольшого количества" наркотического вещества, которое считалось предназначенным исключительно "для личного использования". 
   По одному очень важному пункту комментарий придерживается иного мнения в толковании основных понятий, чем шведское законодательство. В комментарии говорится (стр. 113, пункт 20): "Введение уголовной ответственности за хранение наркотиков для собственного употребления на самом деле означает уголовную ответственность за само употребление". В Швеции широко обсуждалось, в какой мере "хранение" относится также и к "употреблению", а также "злоупотреблению" наркотиками. В приговоре суда от декабря 1983 года устанавливается: "В то время как хранение наркотиков влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом о преступлениях, связанных с наркотиками, употребление наркотиков оказывается за пределами этого закона" (цитируется по Ds Ju 1986:8, стр. 7). На суде в поисках путеводной нити в истолковании данных понятий был проведен подробный обзор того, на что по мнению шведских законодателей должен распространяться закон об уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотикам, однако никаких сносок на комментарий ООН в материалах суда не содержится. 
   В дебатах по поводу разрешения конопли в качестве средства личного пользования для достижения наслаждения не раз звучали предложения о разрешении (англ. "decriminalize") или легализации (англ. "legalize") этого наркотика. "Разрешение" обычно предполагает отмену наказания за хранение небольших количеств. Под "легализацией" обычно понимается полная свобода торговли от совершенно стихийной уличной продажи до своеобразной государственной монополии. 
   В комментарии ООН (стр. 113, пункт 22) однозначно высказано, что ни одна сторонане должна разрешать хранение наркотиков иначе как для медицинских или научных целей и что все наркотики, хранящиеся незаконно, должны быть конфискованы (пункт 24). Однако каждая страна может выбрать более мягкое наказание за хранение "для собственного употребления". Этим и объясняется то факт, что многие страны фактически разрешили у себя хранение наркотика в небольших количествах. Это произошло в тех случаях, когда за хранение предусмотрено не уголовное, а административное наказание в виде штрафа. Такой подход не противоречит букве конвенции, однако и не соответствует ее духу, так как она ставит своей целью ограничение употребления наркотиков. Между тем полная легализация конопли или других наркотиков является фундаментальным отступлением от основных принципов конвенции и не может осуществиться без того, чтобы конвенция была переработана. 


ПРОТОКОЛ О ПОПРАВКАХ 1972 ГОДА

   Протокол содержит положения о новых формулировках по целому ряду пунктов. Это касается в первую очередь административных правил. Некоторые изменения относятся к наркополитике и носят принципиальный характер. 
   Статья 14 пункт 2 предписывает, что статья 36 параграф 1 пункт 1 в конвенции 1961 года должна иметь следующую редакцию: "Независимо от постановлений предыдущего подпункта настоящей статьи в тех случаях, когда лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, совершают такие преступления, Стороны могут предусмотреть либо в качестве замены осуждения или наказания, либо в дополнение к наказанию, чтобы в отношении таких лиц применялись в соответствии с пунктом 1 статьи 38 меры, направленные на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество"
   Это изменение является смягчением и отражает стремления, появившиеся в 60-е годы в ряде западноевропейских стран, использовать лечение в качестве инструмента борьбы против наркомании
   В статье 15 устанавливается, что статья 38 Единой конвенции по наркотикам будет призывать к следующему: "Стороны уделяют особое внимание и принимают все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения, и координируют свои усилия для достижения этих целей"


КОНВЕНЦИЯ 1971 ГОДА О ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ

   В середине 1960-х годов в некоторых западноевропейских странах стремительно распространились новые наркотики, например, психостимуляторы и галлюциногены. Когда выяснилось, что их трудно внести в списки общей конвенции, был разработан новый документ - конвенция о психотропных веществах. 
   Швеция сыграла ведущую роль в этом процессе, и ей удалось, преодолев некоторое сопротивление, провести проект введения международного контроля за использованием психостимуляторов. К этому моменту во многих странах еще не существовало массового злоупотребления этими веществами, поэтому многие не осознавали их опасности. Эти препараты и не относили к классу наркотиков. Значительный научный вклад в разработку вопроса внес шведский врач Нильс Бейерут, который показал сходство между этими средствами и кокаином, давно внесенным в список наркотиков (см. Н. Бейерут, 1968, стр. 89-97). 
   "Психотропное вещество" определяется (статья 1) следующим образом: "Психотропное вещество" означает любое вещество, природное или синтетическое, или любой природный материал, включенные в Список 1, 2, 3 или 4. 
   Основанием для внесения в эти списки служит тот факт, что данное вещество (по мнению Всемирной организации здравоохранения) обладает способностью 
   I) 1) вызывать состояние зависимости и 
   2) оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо мышления, либо поведения, либо восприятия, либо настроения, или 
   II) приводить к аналогичному злоупотреблению и аналогичным 
   вредным последствиям, что и какое-либо вещество, включенное в 
   Список 1, 2, 3 или 4. 
   Если "есть достаточные свидетельства того, что имеет место злоупотребление данным веществом или существует вероятность такого злоупотребления, которое представляет или может представить собой проблему для здоровья населения и социальную проблему, дающую основания к этому веществу мер международного контроля", то ВОЗ должна представить комиссии ООН по наркотикам рапорт о риске злоупотребления средством и тех последствиях, которые оно дает или к которым может привести (статья 2). В 
   этом случае комиссия может ввести средство в список наркотиков. 
   К конвенции о психотропных средствах прилагается четыре списка. В первый из них включены, среди прочих, ТГК, ЛСД, псилоцибин и мескалин. Второй охватывает психостимуляторы (амфетамин и др.). В третий включены барбитураты (тяжелые снотворные вещества). Четвертый список регулирует некоторые снотворные вещества (метаквалон и др.) 
   На основании конвенции шведское социальное управление ввело целый ряд психотропных лекарственных средств в свои списки наркотиков (1973, 1974). Эти меры носили срочный характер. В других странах эти вещества регулируются другим законодательством. 
   Конвенция о психотропных средствах менее "строгая", чем общая конвенция по наркотикам. Стороны должны запретить всякое использование тех веществ, которые включены в Список I, "за исключением использования в научных и в очень ограниченных медицинских целях" (статья 7). В том, что касается средств, занесенных в списки II, III и IV, то для них вводится то правило, что они выдаются гражданам только по рецепту врача (статья 9). Желательно, чтобы стороны не разрешали употребления средств, занесенных в списки II, III и IV, без наличия соответствующих разрешений. Конвенция дает лишь рекомендации о запрете использования без соответствующих разрешений. Правила в отношении задержания и конфискации такие же, как и в Единой конвенции по наркотикам. Однако "сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения"


КОНВЕНЦИЯ 1988 ГОДА

   Новая конвенция о наркотиках, "United Nations Convention Against Illicit Traffic in Narcotic Drugs och Psychotropic Substances" ("Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ"), была заключена 20 декабря 1988 года в Вене. Она стала дополнением к Единой конвенции о наркотиках 1961 года и конвенции о психотропных веществах 1971 года. 
   Цель конвенции - способствовать развитию международного сотрудничества (статья 2). Каждая сторона, в соответствии со статьей 3, должна объявить преступлениями следующие действия, если они осуществляются с умыслом и вразрез с общей конвенцией о наркотиках или конвенцией о психотропных веществах: 
      - производство, изготовление, добычу, продажу, поставку на любых условиях, передачу, пересылку по почте, транспортировку, импорт, экспорт и проч. любого наркотика или психотропного средства, 
      - хранение и приобретение наркотика или психотропного средства для вышеупомянутых преступных целей, а также 
      - организацию, руководство и финансирование вышеуказанных преступлений и т.д. 
   Всякое вмешательство против преступлений должно осуществляться в соответствии с законодательством соответствующей страны. По статье 5 подлежат конфискации прибыль или имущество, соответствующее прибыли от преступлений против конвенции, а также сами наркотики и психотропные средства вместе с материалами и оборудованием. 
   Каждая сторона должна выявлять, выслеживать и задерживать прибыль, имущество и проч., связанные с преступлениями против конвенции. Преступлениями против конвенции считаются такими преступления, подозреваемый в которых должен быть задержан (статья 6). Статья 7 предписывает, что стороны должны оказывать друг другу взаимную правовую помощь в отношении сбора доказательств, проведения обыска, задержания, выслеживания прибыли и так далее. 
   Другими направлениями сотрудничества являются обучение (статья 9), экономическая поддержка странами наркотранзита для укрепления их мер в борьбе против незаконного оборота наркотиков (статья 10), контроль за легальным оборотом наркотиков и психотропных средств (статья 12). Также предполагается борьба с незаконным культивированием растений, содержащих наркотические вещества (статья 14). В соответствии с последующим пунктом этой статьи "в целях уменьшения страданий людей и ликвидации финансовых стимулов для незаконного оборота Стороны принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества" 
   Сторона может принять более жесткие меры (статья 24) для профилактики или борьбы с нелегальной торговлей. Присоединившаяся сторона может выйти из конвенции (статья 30) или ввести ограничения при вступлении конвенции в силу.

   "Конвенции ООН имеют решающее политическое значение для того, чтобы остановить стремления некоторых стран полностью снять контроль за наркотиками и разрешить их в качестве опьяняющих средств для личного пользования. Их смело можно назвать юридическими заслонами на пути, как легализации, так и незаконной торговли наркотиками". 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

   Конвенции ООН по наркотикам имеют большое практическое значение.

    Они:
  1. Вводят по всему миру административный контроль за оборотом целого ряда опасных для здоровья, вызывающих зависимость препаратов.
  2. Составляют единую основу для законодательства по наркотикам в большинстве стран.
  3. Являются препятствием для неконтролируемой торговли наркотиками.
  4. Служат юридической основой для международного сотрудничества полиции и таможенных служб.
  5. Поддерживают систему сбора данных о глобальном состоянии дел в том, что касается наркоситуации.
  6. Предлагают канал для обмена опытом о том, как происходит злоупотребление различными опьяняющими веществами, об опасных для здоровья последствиях, о новых формах злоупотребления, а также
  7. Являются заслоном на пути усилий некоторых стран легализовать наркотики как средство наслаждения.

   Немногие области международного политического сотрудничества вызывают такое единодушие среди различных культурных кругов и общественных слоев, как международные конвенции по наркотикам. Даже трудно представить себе, как выглядело бы международное сотрудничество в деле борьбы против наркотиков, или какова была бы глобальная наркоситуация, если бы этих конвенций не существовало.